«…Она не позволила себе разрыдаться. Ослабеет. Располоснула на четыре части фото, бросила клочки в печь, отряхнула руки о передничек и вдруг начала неумело бросать кресты на себя, глядя на картонную иконку, которую сама же и купила за двадцать рублей после смерти Аркаши. Мимолетом подумала, что надо было, наверное, идти в церковь, к Богу. Но уж чего соваться с верой, когда вся вера потерялась, изошла, да и о Боге вспомнила она сейчас вот, когда приспичило. Это что же, опять спекуляция, снова приспособленчество, желание прожить с чужой помощью. Не-эт…»
Это был фрагмент последнего «военного» рассказа Виктора Петровича Астафьева «Пролетный гусь», опубликованного в январском номере «Нового мира» за 2001-й год. Поздней осенью того же года Астафьева не стало. Его первый посмертный сборник был именован по этому же произведению. А читал, как вы узнали, конечно, народный артист Олег Табаков.
Я знаю точно, знаю наверняка, что любой человек, прочитавший эту горькую, страшную, душераздирающую вещь в первый раз, не забудет её уже никогда, пусть Астафьев и не баловал нас хэппи-эндами, и правильно, дерзновенно добавлю я, делал. Иначе и не было в нас частицы астафьевского мира, ему ведь никогда – этому миру, никогда, как говорил его друг Валентин Курбатов, «не выболеть».
То, что вы слышали, это последние минуты героини «Пролетного гуся», цветаевской тезки Марины - перед добровольным уходом. Сынок Арканя, плод ее любви с обретенным солдатом-мужем Данилой - сгорел от неизлечимой хвори, мужа-солдата, замордованного нищетой, добыванием лесной дичи в холодном лесу сожрал туберкулез, плохие люди загнали ее в тупик унижения, только хозяйка, пустившая жить и ставшая родной, еще доживала. У нее, Марины отобрали все, кроме чувства собственного достоинства, так часто, увы, молочного брата гордости. Вообще – всё. А Бога она узнать не успела. И виною тому не только природа человеческая, но и время советское, и люди советские замордованные высокомерным, хамским начальством, которое ни о каком Боге, кроме начальства верховного, надмавзолейного, и знать не хотело, многое. Вина эта, думаю, и посейчас здесь. Без всяких пафосных красивостей я и в себе ее чувствую. А Марину за ее грех, пусть судит Бог, не мы и не Астафьев. Он-то плачет по ней.
После смерти писателя-фронтовика от второго инсульта на столе осталась такая запись: «Я пришел в мир добрый, родной и любил его безмерно. Ухожу из мира чужого, злобного, порочного. Мне нечего сказать вам на прощание». И в те же примерно времена, чуть ранее он написал в своей последней повести «Веселый солдат»: ««Какими чуткими, какими блаженство дарящими минутами одаривает вечер человека! Как печально и торжественно все вокруг. Как разрывает грудь чувство любви ко всем и всему. Как хочется благодарить Бога и силы небесные за те минуты слияния с вечным и прекрасным даром любить и плакать».
Вот и думайте. А «Пролетного гуся» давайте найдем и прочитаем. Сначала нам будет хорошо, потом очень плохо, а потом, Бог даст, придет то третье, о чем говорилось другим великим автором: «Мы не врачи, мы – боль».
Дата после окончания рассказа – тоже авторская - в ткани вещи, она астафьевскими словами. Она важна.
«Все время державшаяся спокойно, отрешенная уже от всего на свете, закаменелая, перекинув веревку с колесиком через брус, Марина вдруг заспешила, зашептала, увязывая веревку в петлю:– Счас, счас, счас, миленькие мои. Я к вам, я к вам. Что же я здесь одна и одна? Я к вам, я к вам. <…> Марина знала, что Виталия Гордеевна все сделает по уму, положит ее рядом с Аркашей и Данилой, да и сама, судя по всему, скоро рядом с ними ляжет. И добро, и ладно. Вместе дружно и не тесно, может, и теплее будет на другом свете, приветливее, чем на этом, давно проклятом и всеми ветрами продутом.
Шел одна тысяча девятьсот сорок девятый год».
9 ноября. О жизни святой праведной Ольги Аляскинской

30 октября 2025 года Постановлением Священного Синода в месяцеслов Русской Православной Церкви включено имя святой праведной Ольги Аляскинской, ранее канонизированной Американской Православной Церковью, с определением празднования её памяти 9 ноября по новому стилю.
О жизни святой праведной Ольги Аляскинской — протоиерей Игорь Филяновский.
Святая праведная матушка Ольга родилась в 1916 году в посёлке Куитлук на Аляске в эскимосской семье. В русской православной миссии девочку крестили с именем Ольга. С детства она ходила в церковь и, по свидетельству современников, знала наизусть многие службы.
Когда выросла, то вышла замуж за Николая Майкла. Он работал почтальоном и содержал небольшой магазинчик в их поселке. Николай был далёк от церкви, но под влиянием жены воцерковился, стал чтецом, окончил семинарию святого Германа Аляскинского и был рукоположен в священники Свято-Никольского храма своего родного посёлка.
А матушка Ольга растила детей, у них с отцом Николаем их 13, но только 8 дожили до совершеннолетия. Детская смертность на Аляске, к сожалению, в те годы была очень высокая.
Но матушка Ольга не только поднимала своих детей, но и заботилась о своих односельчанах. Она была известна как опытная акушерка и принимала роды не только в своём посёлке, но и во всей округе.
Матушка Ольга всегда старалась помочь бедным односельчанам. Отдавала одежду своих детей, готовила еду, убирала, молилась с ними, пересказывала им Евангелие. Особенно она заботилась о женщинах, переживших домашнее насилие. К сожалению, в эскимосских семьях тех лет это было нередко.
За неустанную помощь ближним матушку Ольгу называли новой праведной Тавифой. Она скончалась в 1979 году. Почти сразу же возникло её местное почитание. Известно много её икон, где она изображена с тазом воды и полотенцем — такими атрибутами акушерки.
Прославление матушки Ольги в 2023 году стало важным духовным событием не только для православной церкви в Америке, но и для всего православного мира.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 ноября. О разрушительной природе зла и милости Божьей
В 8-й главе Евангелия от Луки есть рассказ об изгнании бесов из гадаринского бесноватого, в котором звучат слова о Христе: «На горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им».
О разрушительной природе зла и милости Божьей — священник Родион Петриков.
В данном эпизоде гибель свиней обнажает разрушительную суть бесов. Они несут смерть всему, к чему прикасаются. Святой Иоанн Златоуст пишет так, что Бог попускает злу явить свою природу, чтобы человек свободно избрал добро.
Второе — жертва во имя человека. Две тысячи свиней — это огромная ценность. Даже сегодня это практически целый агрокомплекс. Но Христос показал, что жизнь одного человека, одной души, дороже всех стад мира. И тут нельзя не вспомнить Его другие слова: «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душу свою погубит?»
Наконец, третье — это шоковая терапия для совести, педагогика шока. Люди, увидев чудо, испугались и просили Христа уйти. Почему же? А потому что и сердца цеплялись за земное. Гибель стада — это призыв очнуться. Когда вы гоните Бога, вы остаётесь с бесами и последствующим разорением.
Итак, главный урок, можно сказать, такой: Бог — это не маг, который исполняет наши капризы. Он — врач, готовый на радикальные меры, чтобы спасти нас для вечности. Доверимся Ему, даже когда Его пути кажутся странными. «Ибо Мои мысли — не ваши мысли», — сказано через пророка Исаию.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 ноября. О знаках страданий Господа на теле апостола Павла как победе над грехом

В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моём».
О знаках страданий Господа на теле апостола как победе над грехом — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Чтобы лучше понять, о каких язвах идёт речь, обратимся к чину монашеского пострига. Возлагая на тело новопостриженного параман — плат с изображением орудий казни Господа Иисуса Христа — и крест, игумен поясняет, что монах будет носить эти знаки страданий Господа во всегдашнее напоминание о поношении, уничижении, оплевании, ранах, распятии и смерти Спасителя, которые Бог добровольно претерпел ради нашего спасения.
Апостол Павел, откликаясь любовью ко Христу за спасение его от заблуждений и фарисейства, за избрание его Божьим посланником и проповедником христианской веры, добровольно претерпел страдания за имя Господне, назвав их Христовыми язвами. Он без гнева переносил избиения палками и камнями, его топили в море, бичевали, гнали из одного города в другой, обманывали, предавали, он терпел жажду, холод, голод и зной.
Обращаясь к галатам, апостол Павел не жалуется, как ему тяжело, а наоборот, хвалится этими страданиями, словно это знаки боевого отличия, награды за победу, за верность своему долгу и Господу Иисусу Христу.
Все выпуски программы Актуальная тема







