Несколько лет назад, я с выступлениями своего коллектива находился в Италии. Первые концерты планировались в городе Римини, на востоке страны, родине прославленного режиссёра Федерико Феллини.
Было начало ноября. Погода для этого времени года, стояла замечательная, мягкая и тёплая.
Сам город показался очень милым и уютным. Множество архитектурных древностей и наличие прекрасных пляжей, привлекают немалое количество туристов в тёплое время. Но мы попали в так называемый «несезон», поэтому сумели избежать курортной сутолоки и многолюдности.
Остановились мы с коллегами в православном храме, настоятелем которого был сицилиец, отец Серафим, а его супруга — матушка Елена — наша соотечественница. Это была прекрасная, колоритная пара.
Сразу по приезде, нам дали в пользование автомобиль, чтобы мы могли самостоятельно разъезжать по запланированным местам наших выступлений. Но до их начала еще оставалось несколько дней и мы решили осмотреть окрестности города.
День клонился уже к вечеру и нужно было возвращаться к месту нашего ночлега, а мы все колесили по городу и никак не могли найти нужную нам улицу. В довершении, машина наша заглохла и нам пришлось оставить ее на привокзальной стоянке. Стало совсем поздно и народу на улицах практически не было. Мы совсем растерялись. Одни, в чужой стране, в чужом городе, итальянского языка из нас никто не знал.
Нам периодически звонила обеспокоенная матушка Елена, переживая за нас и пыталась объяснить, как найти храм, в котором мы остановились. Но поскольку мы не могли сориентироваться в названиях улиц — все её попытки были тщетны.
Недалеко от места нашей стоянки появилась компания молодёжи. Они о чем-то весело разговаривали и смеялись. Мы решили подойти и спросить ребят, как лучше нам добраться до нашего храма. Но по-английски никто из них не понимал. На помощь пришла знакомая девушка одного из парней, который позвонил ей по телефону и объяснил сложность ситуации.
Минут через пять она подъехала на маленьком автомобиле, и мы объяснили ей, где остановились. Она сразу же всё поняла и согласилась отвезти нас к месту нашего пребывания.
Мы облегчённо вздохнули.
Совсем скоро показалась знакомая улица и наш храм. Радости не было предела! Я поблагодарил нашу спасительницу и спросил, сколько это будет стоить? Но в ответ она решительно отвергла всякие разговоры о деньгах и попросила помолиться о ней. Меня несколько поразила её просьба, совсем наверное нетипичная для католической Италии, и я не сразу сообразил спросить её имя. Но вовремя нашёлся. Она улыбнулась и произнесла:
— Татьяна...
Оказывается, это имя популярно не только в России!
На следующий день, когда мы забирали машину со стоянки, она завелась в одно мгновение! Это было очень неожиданно! Ведь еще вчера она совершенно не подавала никаких признаков жизни.
Мы решили более основательно осмотреть место, где накануне нам повстречалась весёлая компания местной молодёжи. Рядом с вокзалом высился прекрасный собор. Как мы потом выяснили он назывался Chiesa di San Nicolo, т.е. церковь свт. Николая. Потом мы даже выступали там с концертами духовной музыки.
Прошло несколько дней и однажды мы увидели Татьяну в храме, при котором мы жили. Она рассматривала фрески, а мы к тому моменту уже завершали службу. Было приятно увидеть нашу добрую знакомую! Потом она не раз еще приходила в этот храм.
После Римини, мы объездили с выступлениями Флоренцию, Урбино, Рим. Поездка по Италии оставила у нас очень приятные впечатления, будто бы мы прожили здесь много лет и знали каждый уголок этой прекрасной и гостеприимной земли!
С тех пор прошло несколько лет. Мне стало известно, что Татьяна решила принять православие. В храме она познакомилась с молодым человеком, одним из наших соотечественников. Через некоторое время они повенчались и теперь ожидают пополнения в своей семье.
Мне подумалось, что не заблудись мы тогда возле собора Сан Николо, возможно этого ничего не случилось в жизни Татьяны.
Вот таким чудесным образом в тот итальянский вечер пересеклись наши дороги: заблудившихся путников и простой итальянкой девушки Татьяны, принявшей православие и нашедшей свою любовь.
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 335 зач., XIII, 17-21.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь», — подметил однажды античный мыслитель Плутарх. И надо сказать, его высказывание вполне согласуется с христианским представлением об учительстве. О данной теме много писал, например, апостол Павел. В частности, в послании к Евреям, отрывок из 13-й главы которого читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 13.
17 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.
18 Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.
19 Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.
20 Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа,
21 да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.
Апостол Павел обращается к евреям-христианам, жившим преимущественно в Иерусалиме, в кризисный для них момент. Глава Иерусалимской церкви, апостол Иаков, был убит гонителями. Потеряв крепкого, духоносного лидера, христиане Святой Земли пришли в замешательство. И многие из них стали подумывать о возвращении к прежним религиозным верованиям. Прежде всего, в иудаизм. Только бы избежать преследований со стороны гонителей Церкви.
Апостол Павел, узнав о бедах Иерусалимской церкви, поспешил утешить её чад. И помочь им преодолеть искушение предать Христа. Апостол признаёт, что святой Иаков, при всех разногласиях, которые имелись у них с Павлом, был настоящим праведником. Разногласия касались особенностей проповеди христианства среди язычников. Апостол Павел в отличии от Иакова был настроен более открыто к иноверцам и инородцам. Но разность мнений, во-первых, не имела критического значения, а во-вторых, оказалась делом прошлым, Иаков погиб. И кончина его, как верно отметил Павел, это кончина мученика. Но только Иаковом Церковь не ограничивается. И главным пастырем Церкви является Господь Иисус Христос. А Он щедро наделяет мудростью, силами, вдохновением пастырей, готовых служить делу проповеди Евангелия, созидания общины Христовой.
Потому Павел призывает своих читателей не падать духом, но иметь надежду на Бога. И Тот обязательно придёт на помощь. Как пришёл Он на помощь к Сыну Своему, Который воскрес из мёртвых не только по собственному стремлению, но по благодатной воле всей Святой Троицы. Интересно, что послание к евреям было написано Павлом в условиях тюремного заключения. Апостола гонители Церкви лишили свободы и добивались его казни.
Удивительно, но Павел совершенно не унывает. Он, конечно, был бы не против продолжить своё служение Церкви. Но, во-первых, святой прекрасно понимал, что всё в руках Божиих, и Богу нужно доверять. А, во-вторых, Павел ясно осознавал, что и на нём, Павле, что называется, свет клином не сошёлся. И Церковь продолжит жить и после его смерти, которая рано или поздно, но обязательно наступит. А потому главное, о чём стоит позаботиться, состоит в следующем — подготовить достойную смену, зажечь огонь веры в сердцах нового поколения пастырей. Чтобы было кому продолжить дело созидания общины Христовой, проповедовать Евангелие и тем, кто в Церкви, и тем, кто пока к Ней не присоединился.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем монахам Михайло-Архангельского монастыря обрести постоянный кров
Михайло-Архангельский мужской монастырь в городе Юрьев-Польский Владимирской области — один из древнейших в России, основан в XIII веке. За свою долгую историю обитель пережила несколько периодов опустошений и возрождений. В советские годы её и вовсе закрыли. Однако здания и храмы сохранились до наших дней.
Монастырская жизнь возобновилась здесь с 2006 года. Но пока она не может быть полноценной. Уже много лет часть помещений обители принадлежит музею, в частности братский корпус. Из-за этого на территории нет места для проживания монахов. Сейчас их 5 человек, вместе они вынуждены снимать комнаты в ближайшей гостинице и приезжать в монастырь на службы. В такой ситуации обитель не может развиваться и тем более принимать новых послушников.
«Мы с тяжёлым сердцем вынуждены отказывать тем, кто желает поступить к нам в Михайло-Архангельский монастырь, поскольку не имеем возможности их разместить», — рассказывает иеромонах Софроний.
Чтобы исправить ситуацию, братия приняла решение обзавестись собственным жильём. «Добрые люди помогли нам купить двухэтажный дом конца XIX века на окраине города Юрьев-ПОльский. И всё бы хорошо, но старое здание нуждается в серьёзном ремонте. И только своими силами нам здесь не обойтись», — продолжает отец СофрОний.
Изначально старинный дом находился в аварийном состоянии. Но сегодня он понемногу оживает. В будущем братском корпусе вовсю идут ремонтные работы. Чтобы удалось завершить их как можно скорее, монастырю необходима помощь в покупке стройматериалов и не только. Если вы хотите узнать подробную информацию и поддержать обитель финансово, переходите на сайт Михайло-Архангельского мужского монастыря.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Образы святости в романе «Идиот». Протоиерей Павел Карташев
У нас в гостях был настоятель Преображенского храма села Большие Вязёмы Одинцовского района протоиерей Павел Карташёв.
Разговор шел об образах святости в романе Федора Михайловича Достоевского «Идиот», стоит ли искать в князе Мышкине черты Христа, и как с различными проявлениями святости сталкиваются герои романа.
Этой беседой мы продолжаем цикл программ об образах святости в русской литературе.
Первая беседа была с Ириной Мелентьевой об образах святых в древнерусских произведениях.
Вторая беседа была с протоиереем Павлом Карташевым об образах святости в «Капитанской дочке».
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер