Есть времена, когда кажется, что вся жизнь пошла под откос, кругом лишь опасность и смерть, и нет спасения. Но есть также люди, которые в такие моменты сохраняют веру, мужество и любовь, становясь последним оплотом надежды для тысяч отчаявшихся людей. Таким был и священномученик Фаддей Успенский.
Он родился в 1872 году в селе Наруксово Нижегородской губернии. Священниками были и отец его, и дед, который очень любил внука Ваню и часто в шутку называл его «архиереем». Иван Успенский закончил семинарию и поступил в Московскую духовную академию, где его наставником стал архимандрит Антоний. От него Иван учился твердости, терпению, человеколюбию и многим другим качествам истинного христианина. Юноша вел дневник, в котором строго следил за состоянием своего духа, скорбел, когда чувствовал ослабление усердия, и неустанно обращался за помощью к Богу.
Юный Иван:
Сегодня долго с отцом Антонием беседовали о том, откуда берется грех. Он говорит, главная причина – недостаток любви к Богу. Мне кажется, это лучший ответ, который можно было дать. Глупость, слабость, гордыня – все они происходят от недостатка любви, потому что когда любишь Бога всем сердцем, в нем не остается места для греха. Помоги мне, Боже, сподобиться такой милости.
После Академии Иван постригся в монашество и был наречен Фаддеем. Первым его назначением была должность преподавателя в семинарии. Вскоре он получил степень магистра за свою диссертацию, затем написал книгу по педагогике и объемный труд по Ветхому Завету. В 36 лет Фаддей принимает сан епископа Владимиро-Волынского и быстро завоевывает любовь паствы своей кротостью, мудростью и аскетизмом.
Казалось бы, жизнь складывалась как нельзя лучше. Но с того момента, как в 1917 году в России разразилась гражданская война, все изменилось.
В момент начала смуты владыка ехал по временному назначению во Владикавказ. Из-за забастовок железнодорожных рабочих Фаддей добрался с большим трудом, и с вокзала сразу отправился в собор служить литургию. В эти первые дни ему не раз приходилось добрым словом успокаивать толпы разгневанных и напуганных людей. Вернувшись на Волынь, принял управление епархией и в самом сердце смуты укреплял и поддерживал тысячи прихожан твердостью своего духа. Меж тем, город захватывали то немцы, то поляки, то петлюровцы. Вскоре после прихода к власти большевиков Фаддея арестовали.
Обвиненный в контрреволюционной активности, Фаддей был брошен в камеру вместе с ворами и убийцами. В заточении он остался тверд и спокоен. «Не печаль, а радость должна наполнять наши души. Сейчас наши души должны открыться для подвига и жертв. Не унывайте. Христос ведь с нами», - утешал он тех, кто готов был слушать. Когда прихожане несли любимому пастырю передачи, он немедленно раздавал их сокамерникам. Себе же не оставил даже подушку, хотя вынужден был спать на полу.
Вскоре после ссылки Фаддей был назначен церковными властями на Астраханскую кафедру. Правление там незаконно захватили так называемые обновленцы. Они выступали за то, чтобы Церковь, откинув свои вековые устои, приспособилась под требования государства. Но с приходом Фаддея местное духовенство вновь нашло в себе силы сплотиться. Обновленческий раскол был преодолен, причем без малейшего принуждения. Личный пример архиепископа - полнейшее бескорыстие, незлобие и самоотверженность, подействовал лучше, чем любые доводы и угрозы.
1-й горожанин:
Василич, что это с тобой? Сколько лет в церковь не заглядывал, а вчера на службе-то, ей-ей как ребенок рыдал. Горе что ль какое?
2-й горожанин:
Не горе, а радость. Не поверишь, словно заново родился. Слыхал что говорит народ про нового архиепископа? Я сперва смеялся, а потом любопытно стало. Ну и пришел на службу, посмотреть. А там… (вздыхает)
1-й горожанин:
Как же мы с тобой толковали, что попы только народ грабят да дурачат.
2-й горожанин:
Я, брат, ему как глянул в глаза – внутри все так и перевернулось. Столько там было света, правды, любви. Так мне стыдно стало… Постой, а сам ты откуда про службу знаешь?
1-й горожанин:
Да я… тоже неподалеку стоял.
После Астрахани архиепископ Фаддей был переведен в Саратов, затем в Тверь. Везде, где случалось жить и проповедовать Фаддею, верующие искренно любили этого необыкновенного человека. Люди восхищались его нравственным совершенством и духовной красотой, признавали за ним дар исцеления и прозорливости.
В середине 30-х годов гонения на Православие вновь усилились. По всей стране закрывали храмы, арестовывали священнослужителей. Декабрьской ночью 1937 года сотрудники НКВД пришли и к Фаддею. Как и многих безвинных, его обвинили в контрреволюционной пропаганде. На допросах Фаддей твердо и спокойно отклонял клевету, но участь его была предрешена. Через несколько дней его убили в Тверской тюрьме. Крест, поставленный верующими на месте захоронения тела, тоже был вскоре уничтожен властями.
Но ни время, ни смерть не изгладили из истории память о праведнике. В 90-е годы архиепископ Фаддей был причислен к лику святых. А вскоре были обретены и его мощи, которые находятся теперь в Вознесенском Тверском соборе. Каждый день десятки верующих возносят там молитвенные просьбы любимому пастырю: «Припадающие ныне к честным, всеисцеляющим мощам твоим, смиренно просим тебя, неусыпного заступника пред Господом: молитвами твоими, отстрани от сердец наших всякую ненависть и злобу, и даруй нам любовь к Христовой Церкви и друг к другу. И за Отечество наше молись – да будут в нем мир и благополучие».
«Богословие храмового пространства». Дмитрий Остроумов
У нас в студии был архитектор, руководитель мастерской «Прохрам», член совета по храмовой архитектуре при Союзе архитекторов России, магистр богословия Дмитрий Остроумов.
Разговор шел о храмовом пространстве и о тех смыслах, которые заключены в особенностях храмовой архитектуры.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед, посвященных разным аспектам храмовой архитектуры.
Все выпуски программы Светлый вечер
Поддержим работу службы «Милосердие Омск», без неё сотни семей останутся без помощи
В православной службе помощи «Милосердие Омск», которая организована омской епархией, каждый день начинается с заботы: о многодетных и неполных семьях, беженцах, одиноких пенсионерах и всех, кто находится в непростой ситуации. Тысячи людей получают в гуманитарном центре одежду, еду и моральную поддержку. Трудно поверить, но в основном вся работа службы лежит на плечах единственного здесь социального работника — Виктории Непомнящих.
Антонина — одна из её подопечных. Она инвалид по зрению. После смерти супруга сама воспитывает троих детей. «Мы всегда как-то справлялись сами, но стало невмоготу. То бытовая техника выйдет из строя, то ещё что-нибудь. Но ведь кроме этого нужно платить за аренду квартиры, покупать продукты и вещи», — рассказывает Антонина. В момент кризиса женщина обратилась в службу помощи «Милосердие Омск». Теперь семья регулярно получает продуктовый набор и необходимую одежду.
«Таких семей на попечении службы много, и мы помогаем им всем, чем можем», — говорит Виктория. В ответ на такую заботу подопечные тоже стремятся участвовать в общем добром деле. Ведь работы в гуманитарном центре всегда хватает. Они фасуют продуктовые наборы, сортируют и приводят в порядок одежду, которую передали дарители.
Социальный работник службы помощи «Милосердие Омск» Виктория Непомнящих ежедневно в одиночку координирует работу склада и горячей линии. И без такого сотрудника этот хрупкий механизм доброты может остановиться. А средств на оплату её труда у службы не хватает.
Поддержите проект «Милосердие Омск» и работу Виктории, оставив любой благотворительный взнос на платформе «Поможем». Ваше посильное участие обернётся жизненно важной помощью для сотен людей.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«XIX кинофестиваль «Русское зарубежье». Сергей Зайцев
У нас в гостях был президент фестиваля «Русское Зарубежье», режиссер, продюсер, сценарист, директор киностудии «Русский Путь» Сергей Зайцев.
Мы говорили о XIX Международном кинофестивале «Русское Зарубежье» о его программе, а также о том, как через фильмы можно говорить о жизни русских людей вне России и о сохранении любви к Родине.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер







