«Вот посмотрите: душа — это и будет сюжет» — уверял когда-то Василий Макарович Шукшин. В этом с ним, кажется, согласен писатель Борис Споров, пытающийся в своих художественных произведениях исследовать глубины человеческой души и умеющий поразительно ярко высветить их даже не прибегая к сложной фабуле и особым литературным приёмам. Простота и искренность текстов Бориса Спорова производит на читателей, пожалуй, куда большее впечатление, чем любой лихо закрученный сюжет, именно потому, что в них чувствуется душа писателя, а не просто мастерство сочинителя. Это с уверенностью можно сказать и о его повести в рассказах под названием «Дети войны».
Как уверяет нас автор, сюжет ему подбросила сама жизнь: лежал в больнице, соседом по палате оказался священник, некий отец Сергий, чьё детство пришлось на тяжёлые годы Великой Отечественной. Из долгих доверительных бесед между ним и писателем якобы и родилась эта книга. Повествование в ней ведётся от лица мальчика Серёжи; однако если полюбопытствовать и почитать интервью Бориса Спорова, в которых он рассказывает множество автобиографических фактов, становится очевидно, что с рассказами своего героя писатель тесно переплёл события из собственного детства.
Книга от этого, конечно, совсем не теряет, а напротив, лишь выигрывает. Ведь почувствовать человека за строчками текста — почти всегда значит невольно примерить на себя его обстоятельства и, как следствие — сделать важные выводы. Как, например, маленький герой книги Бориса Спорова «Дети войны» открыл, что даже если у тебя нет своих игрушек, украсть одну из них у соседского мальчика — оказывается, совсем не выход из положения. Наоборот, становится только хуже: желанная вещь почему-то не приносит радости, а на душе словно кошки скребут...
С замиранием в сердце переживаешь вместе с Серёжей первую, совсем ещё неосознанную встречу с Богом — у многих, родившихся в советской стране и гораздо позже войны, она наверняка происходила схожим образом. У соседки мальчик увидел висящие на стене иконы — непонятные для него, тёмные от старости изображения — и вдруг ощутил безотчётный трепет, почувствовав: с них на него кто-то внимательно смотрит!
Утро 22 июня, включенные на полную громкость репродукторы, из которых доносится страшное слово «война»... Мужчины, уходящие на фронт, всеобщий голод, когда непонятно, кто больше хочет есть — ты сам или случайно найденная тобой в закутке двора чья-то тощая курица. Рассказ «Рябушка» необыкновенно трогательный, показывающий, что даже в такое суровое время в споре души и голодного желудка далеко не всегда последний одерживал верх.
С одной стороны, произведение — это хроника жизни человека, для которого синонимом детства навсегда останется слово «война». А с другой — это открытая книга человеческой души, в которой, несмотря ни на что, очень много светлых страниц. «Надо было пережить эти мучительные годы, чтобы, в конце концов, понять — как жить», — пишет Борис Споров. Возможно, его повесть «Дети войны» подскажет это и нам.
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 247 зач., IV, 4-9.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться радоваться этой жизни? Что необходимо сделать, чтобы ощущение счастья всегда наполняло наше сердце? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Филипийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, и Бог мира будет с вами.
Отрывок, который только что прозвучал, написан апостол Павлом во время заточения. Учитывая это, слова, которыми начинается отрывок, очень примечательны. Обращаясь к христианам города Филиппы, Павел призывает их радоваться.
Радость, о которой говорит апостол, не имеет ничего общего с теми состояниями, которые мы привыкли обозначать этим словом. Это не сентиментальные переживания, не эмоциональное возбуждение, не чувственный восторг. Сам апостол определяет эту радость как «мир Божий, который превыше всякого ума». Иными словами, это Божественная благодать, которая соединяет наше сердце с Богом, даёт нашей душе мир, покой и безмятежность. Это состояние, источник которого коренится намного глубже наших эмоций и мыслей. Парадоксальным образом, человек может быть носителем этой радости, хотя внешне испытывать физический дискомфорт и даже душевные терзания.
И сам апостол является живым свидетельством того, что это не пустые слова. На личном опыте он переживает то, к чему призывает. Ведь посмотрите, Павел находится в римской тюрьме в ожидании решения его участи императором. Обстоятельства весьма стеснённые и скорбные. Под угрозой сама жизнь апостола. Ведь, возможно, приговор будет смертным. Как простому человеку Павлу, безусловно, страшно. Он испытывает телесные и душевные муки. Однако у него хватает сил воспринимать всё происходящее вокруг с миром. В нём нет сопротивления и борьбы. Он не грозит своим обидчикам небесными карами, не проклинает их, не требует справедливости, никому ничего не доказывает, не оправдывается. Он видит во всех этих событиях руку Божию. Ведь ни один волос не упадёт с головы тех, кто служит Христу, случайно. Так Господь говорит в Своём Евангелии.
Как же Павел достиг такого состояния? Как нам получить эту силу? Опять же приглядимся к образу апостола. Всё, о чём он думает, — как бы хоть чем-то послужить своим ближним. Он весь сосредоточен на исполнении Евангельской заповеди Христа. Заповеди о жертвенном служении. Остальное его интересует лишь постольку-поскольку. Поэтому он и призывает своих адресатов: «Не заботьтесь ни о чём». То есть не думайте, что то, к чему вы стремитесь в своей жизни, наполнит вас и принесёт вам подлинную радость. Все вещи преходящи. Сегодня они дарят нам эмоциональное возбуждение, а завтра ввергают в пучину уныния и депрессии. А потому не зацикливайтесь ни на людях, ни на вещах, ни на эмоциях. Не вовлекайтесь в них. Не посвящайте этому всю свою жизнь. Ваше внимание должно быть всецело сосредоточено на Христе, на поиске Его воли, на исполнении Его заповедей. Поэтому апостол Павел и говорит: «Кротость ваша да будет известна всем человекам». Вот тогда Господь наполнит ваше сердце благодатью, откроет в нём источник подлинной радости. Эта радость не вероломна. Она не оставит и не предаст. И тем более никто и никогда не сможет у нас её отнять.
Икона Божией Матери «Избавительница»
Пресвятую Богородицу с первых веков христианства верующие почитают своей Защитницей. Божия Матерь всегда откликалась на молитвы, помогала людям в жизненных испытаниях, избавляла их от скорбей и страстей. Одна из Её икон так и называется — Избавительница.
Образ небольшой — четырнадцать на тринадцать сантиметров. Он был написан в середине семнадцатого века в Греции. Неизвестный автор изобразил Пречистую Деву в соответствии с иконописным типом Одигитрия, что означает Путеводительница. Левой рукой Богородица держит Младенца Христа, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Голова Царицы Небесной увенчана короной.
История реликвии прослеживается с конца восемнадцатого столетия. Тогда она принадлежала греческому иеромонаху Константию Феодулу, подвизавшемуся на полуострове Пелопоннес. От старца икону унаследовал его ученик, монах Мартиниан. В 1821 году он поселился на горе Афон в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Святыню, доставшуюся от наставника, подвижник постоянно носил на шее в жестяном футляре.
В девятнадцатом веке икона «Избавительница» прославилась чудотворениями. По молитвам перед ней исцелялись люди, страдавшие беснованием. Жители села Мавровуни близ Спарты, где монах Мартиниан побывал с реликвией, избавились от нашествия саранчи. Там же произошло невероятное событие. Умершего мальчика по имени Анастасий молитвенно осенили чудотворной иконой, и он воскрес!
Образ Божией Матери «Избавительница» стал известен во всём православном мире. Списки иконы распространились далеко за пределы Греции, появились они и в России. Копия чудотворной реликвии сопровождала императора Александра Третьего и его семью в поездке из Ливадии в Санкт-Петербург осенью 1888 года. 30 октября произошло крушение царского поезда. Романовы остались в живых чудом, по милости Божией Матери. Дата спасения императорской фамилии стала днём празднования иконы «Избавительница».
А ещё через год первообраз святыни перенесли с Афона в Абхазию, в молодой монастырь Симона Кананита. Его основали в 1875 году монахи святогорской Свято-Пантелеимоновой обители. Монастырь получил название Новоафонский. Образ Божией Матери «Избавительница» стал одной из главных его святынь. В Новом Афоне реликвия пребывает и поныне.
Все выпуски программы Небесная Заступница