«Что есть истина?» — вопрос, который в лучшем случае вызывает улыбку. В худшем — усталую раздраженность. Дескать, сейчас на нас опять польется поток невнятных, как бы умных мыслей... Принято считать, что тезис «истины нет» — явление эпохи постмодернизма. То есть, эпохи сегодняшней, когда человек легко и с удовольствием верит, будто всё относительно. Будто черное и белое, верх и низ, добро и зло — лишь условные обозначения. Оно и понятно: слишком много уже накопилось в истории человеческой мысли разных философских идей, опровергающих одна другую. Слишком часто каждая новая теория претендовала на абсолютную объективность, стремилась отменить теорию предыдущую и вскоре оказывалась сметена теорией последующей. И вот к двадцать первому веку стало, кажется, понятно, что есть лишь бесконечная игра ума, а истины — чего-то незыблемого, единого — нет...
Но в истории человечества вопрос «что есть истина?» уже однажды прозвучал во всю мощь. И тот, кто его задавал, вероятно, даже не подозревал, что эта короткая реплика — и именно она — станет едва ли не афоризмом...
Бродячие проповедники были обычным явлением для Римской империи времен земной жизни Иисуса Христа. Каждый говорил о каком-то своем боге — с маленькой буквы. Каждый чему-то своему учил. Новые и новые учения обильно плодились — мир неунифицированной языческой религии, где боги одного народа легко и с удовольствием принимались в пантеон другого, создавал для этого все условия. Такого очередного проповедника увидели, например, жители Афин в апостоле Павле и слушали его с интересом, потому что — как говорит книга Деяний — «афиняне все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое». Такого же очередного бродячего проповедника, одного из многих и уже порядком поднадоевших, вероятно, увидел в Иисусе из Назарета и Понтий Пилат. Иисус сказал ему: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего». А Пилат бросил короткую реплику: «Что есть истина?». Толкователи отмечают, что здесь важно услышать верную интонацию евангельского текста. Это не вопрос человека заинтересованного, ищущего, желающего разобраться. Это, скорее, вопрос риторический, выражение скепсиса и той самой усталой раздраженности: дескать, «вот еще один говорит об истине, и сколько вас таких, что есть истина, да разве мы знаем...»
Похоже на наш постмодернистский век?
Нередко замечают, что современный человек чем-то напоминает Понтия Пилата. Перед ним стоит Христос — Тот, Кто Сам, по Евангелию, есть Путь, и Истина, и Жизнь — но человек все равно спрашивает в пустоту: «Что есть истина...» И вряд ли, говоря, будто истины нет и всё относительно, можно оправдаться тем, что на дворе — двадцать первый век. Как видно, недоверие к истине — не примета только нашего времени. Это было еще два тысячелетия назад. И ответ — всегда один. Христос, который, по выражению апостола Павла, «вчера и сегодня и вовеки Тот же».
Великое Славословие. Нина Юркова
Есть такая часть Всенощного бдения, которая называется Великое славословие. Начинается оно с того, что священник, стоя при открытых Царских Вратах, воздевает руки к небу, и очень торжественно, нараспев произносит: Слава Тебе, показавшему нам Свет! А хор откликается на это молитвой Ангелов, возвестивших пастухам рождение Богомладенца Христа.
Этот богослужебный момент с самого детства производит на меня впечатление. В моём воображении, при возгласе священника, сразу возникал целый ряд образов. Свет, по повелению Всемогущего Бога пронзающий темноту в первый день творения мира. Свет, который впервые видит ребёнок, появившийся из материнской утробы. И, наконец, свет в значении «мир». Помните, в сказке о Царе Салтане корабельщики говорят: «мы объехали весь свет...». Последний из образов казался мне, ребёнку, самым близким, поэтому возглас «Слава Тебе, показавшему нам Свет» я тогда истрактовала как благодарность молящихся Богу за то, что Он привёл их в этот мир, дал душе воплотится здесь, на земле.
И лишь позже, повзрослев, когда увидела богослужебный текст, в котором слово «Свет» написано с большой буквы, я поняла, что речь идет совсем о другом Свете — о Христе. Об истинном Свете, который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
В моей голове всë встало на свои места. И тот детский восторг, возникающий в ответ на возглас, перерос в благодарное ликование об истинном Свете, который просвещает и освещает всякого человека, приходящего в мир.
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение
Вера Васильева и Владимир Ушаков
В 1953 году на «Мосфильме» снимали музыкальную комедию «Свадьба с приданым». Главную роль целеустремлённой и решительной колхозной бригадирши играла молодая, но уже известная актриса Московского академического Театра сатиры Вера Васильева. Её партнёром по фильму стал Максим Егоров. По сценарию его персонаж — бригадир соседнего колхоза — был женихом главной героини. Однако с Егоровым успели отснять всего пару сцен. Он заболел и отказался от участия в картине. Однажды утром Вера Васильева пришла на съёмочную площадку и узнала, что её новым «экранным женихом» будет актёр Владимир Ушаков. Вера уже встречалась с ним на одной сцене — год назад, в 1952-м, когда Ушаков был зачислен в труппу Театра сатиры. До этого несколько лет Владимир жил в Германии. В Потсдаме он служил в Драматическом театре группы советских войск. Однако театральная сцена — это одно, а кино — совсем другое. У Веры имелся успешный опыт киносъёмок. Для Ушакова же «Свадьба с приданым» стала первой серьёзной киноработой. Васильева беспокоилась — сработаются ли они? Однако её волнения оказались напрасны. Владимир сразу же вошёл в роль. Вера поражалась тому, насколько живо и искренне он играет. А Ушаков не просто играл. На съёмочной площадке Владимир выплёскивал собственные чувства. Ведь он всем сердцем полюбил Веру.
Васильева ничего тогда об этом не знала. Фильм «Свадьба с приданым» вышел на экраны и имел такой успех, что Театр сатиры включил постановку одноимённой пьесы, по который и был снят фильм, в свой репертуар. Едва ли не каждый день Вера и Владимир играли на сцене жениха и невесту. Тогда-то Ушаков понял, что больше не может таиться. Однажды после очередного спектакля он признался Вере в любви и предложил ей руку и сердце. Но... получил отказ. Васильевой казалось, что она испытывает к Володе лишь дружеские чувства. «Три года он ухаживал за мной, а я на его ухаживания не отвечала», — вспоминала Васильева. Но однажды вечером в квартире Веры раздался звонок. Девушка удивилась — она никого не ждала. Открыла дверь. На пороге стоял Ушаков. Он был до крайности взволнован: «Вера, я пришёл, чтобы спросить тебя в последний раз — ты выйдешь за меня? Если ответишь "нет", я отступлюсь и больше беспокоить тебя не стану». Вера долго смотрела на него, а потом вдруг обернулась и крикнула вглубь квартиры, где гремела на кухне посудой её мать: «Мама! Я выхожу замуж за Володю Ушакова!».
Свадьба была очень скромной. «Без приданого», — шутил Ушаков. Семейным гнездом стала его комната в театральном общежитии. Вера Кузьминична впоследствии признавалась, что совсем не была готова к роли хозяйки и даже яичницу на завтрак толком не могла пожарить. Но Владимира это, казалось, нисколько не смущало. Позже Самойлова говорила, что далеко не сразу поняла, сколько такта, терпения и любви проявлял к ней муж.
Он продолжал красиво ухаживать за любимой супругой. По вечерам мог вызвать такси прямо к порогу театра. Галантно открывал дверцу и заботливо усаживал жену, чтобы отвезти домой. Но Вере всё ещё казалось, что к мужу она не испытывает настоящих чувств. Всё изменилось, когда Владимир Петрович уехал в командировку. Без него всё вокруг вдруг померкло, показалось скучным, пустым, словно потеряло смысл. И тогда Вера поняла, что очень любит своего мужа. Всегда любила. Просто долгое время сама об этом не догадывалась.
Вера Васильева и Владимир Ушаков прожили в браке 56 лет. «У нас была настоящая крепкая любящая семья», — вспоминала Вера Кузьминична. Когда в 2011 году Владимир Петрович скоропостижно скончался от сердечного приступа, она продолжала жить так, словно он по-прежнему рядом. Каждый вечер вслух рассказывала мужу о том, как прошёл её день. «Наша с ним любовь на этом свете не закончилась», — говорила она.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
28 апреля. Об иконографии праздника Входа Господня в Иерусалим
Сегодня 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим.
Об иконографии праздника, — протоиерей Владимир Быстрый.