17 июня 362 г. Римский император Юлиан издал эдикт, запретивший христианам преподавать в школах. Согласно тексту указал, император считал нелепым, чтобы лица, объясняющие Гомера, Гесиода, Демосфена, Геродота и других античных писателей, сами отвергали чтимых этими писателями богов. Таким образом, Юлиан запретил христианам обучать риторике и грамматике, если они не перейдут к почитанию богов.
Для императора Юлиана, получившего в истории прозвище «Отступник», это было частью проекта по восстановлению римского язычества, которое было сильно потеснено после того, как святой равноапостольный Константин сделал христианство государственной религией.
Юлиан обещал большие выгоды тем христианам, которые согласились бы отречься от веры.
Он также постарался укрепить языческий культ. Он организовал языческих жрецов по образцу иерархии христианской церкви; внутренность языческих храмов была устроена по образцу храмов христианских; предписал вести в храмах беседы о тайнах эллинской мудрости, по образцу христианских проповедей, ввел пение во время языческой службы, следил за безупречной жизнью жрецов. Видя, что привлекательности Церкви много содействовала ее забота о бедных, он постарался наладить похожую благотворительность при языческих храмах.
Но все это было впустую — после гибели Юлиана на войне, Церковь вернула себе утраченные позиции — на этот раз окончательно.
Почему попытка Юлиана была обречена? Ведь он постарался перенять все, что с чисто земной точки зрения обеспечило успех Церкви — и благоукрашение храмов, и иерархию, и благотворительность, и наставления в учении. Ответ напрашивается сам собой— языческое учение было просто ошибочным, и явление христианской истины сделало эту ошибочность очевидной.
В наши дни в разных странах — в том числе в нашей — у Юлиана находятся подражатели. Хотя многие о нем и не слышали. Язычество — античное, но чаще германское, славянское или кельтское, кажется людям чем-то романтичным и привлекательным.
Они уходят в леса и парки и совершают там обряды, которые объявляют древними, возносят молитвы богам, которым, как они говорят, молились их далекие предки в дохристианскую эпоху. Конечно, в результате утраты живой традиции — и отсутствия каких-либо священных текстов — преемство с древними язычниками тут более чем сомнительно. Со стороны все это выглядит просто этнографическим фентези.
Но важнее другое — вопрос об Истине. Существуют ли все эти Одины, Перуны и Луги на самом деле? Нет, и их даже не особенно пытаются представить реально существующими. Это с самого начала игра.
Но вопросы об истине, о смысле жизни, о надежде перед лицом смерти — это игровые вопросы. Это вопросы к реальности. Это вопросы о поисках живого, реального, на самом деле существующего Бога.
Бога, который открылся всем народам в лице Господа нашего Иисуса Христа.
Принять участие в возрождении Знаменского храма в селе Яковлево
Александр Воробьёв — доброволец и участник проекта «Школа хранителей храмов», созданного фондом «Белый ирис». Вот уже несколько лет мужчина занимается восстановлением Знаменской церкви в селе Яковлево Ивановской области. В начале 20 века, после революции, святыню постигло разорение и запустение. Сегодня Александр и другие жители села пытаются вдохнуть в эту церковь новую жизнь. На вопрос — зачем вам этим заниматься — волонтёр отвечает: «Без литургии вымирает село, а храм — это центр притяжения, основа активной жизни и к тому же — памятник культурного наследия».
Однако долгое время мужчина не знал, как подступиться к храму, с чего начать. Поэтому обратился за помощью в фонд «Белый ирис». Так Александр стал участником «Школы хранителей храмов», где познакомился с близкими по духу людьми, узнал о процессе восстановления святынь и о том, с чего необходимо начать. Теперь полученные знания он применяет на деле.
На сегодня жители села Яковлево уже расчистили территорию Знаменского храма от зарослей, убрались внутри, вставили окна, установили купол с крестом и готовы притупить к ремонту. «После того, как завершатся основные работы и начнутся богослужения, мы займёмся приходской жизнью и воскресной школой», — делится планами Александр. «А пока нам нужно решить много задач. В связи с этим очень нужны материалы и люди: архитекторы, каменщики, реставраторы, кровельщики и волонтёры», — говорит мужчина.
Если у вас есть желание поддержать храм в честь иконы Божией Матери «Знамение», что в селе Яковлево, свяжитесь с добровольцем Александром Воробьёвым по телефону: 8 916 714 53 85.
А если хотите помочь храму в своём регионе и не знаете, с чего начать, переходите на сайт фонда «Белый ирис»
Реквизиты для помощи Знаменскому храму:
ИНН: 3700007938
КПП:370001001
ОГРН: 1233700005934
Расчётный счёт: 40703810110000100161
БИК: 041708602
БАНК: ВЛАДИМИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ № 8611 ПАО
СБЕРБАНК К/С: 30101810000000000602
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Вербное воскресенье. Страстная седмица». Прот. Федор Бородин
В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах богослужений в ближайшее воскресенье, в которое празднуется Вход Господень в Иерусалим, и в дни Страстной Седмицы.
«Предательство». Наталия Инина
У нас в студии христианский психолог, психотерапевт, преподаватель факультета психологии МГУ им. МВ Ломоносова, РПУ св. Иоанна Богослова Наталья Инина.
Разговор шел о предательстве: почему оно возможно только по отношению к близким людям, в чем могут быть его духовные и психологические корни, а также что может помочь его пережить.