В 1555-м году, вскоре после завоевания Иоанном Грозным Казанского ханства, там была образована новая епархия. На покорённых землях наряду с татарами проживали чуваши, марийцы и другие народности. Распространение христианства было сильно затруднено враждебным отношением побеждённых к русским проповедникам.
Одним из центров миссионерской деятельности в крае стал Спасо-Преображенский монастырь на территории Казанского кремля. Его основал архимандрит Варсонофий — друг и ближайший помощник святителя Гурия, первого архиепископа Казанского, который вместе с несколькими иноками прибыл в Казань для устроения церковной жизни. Назначение в эти края было неслучайно.
В молодости будущий святитель — сын серпуховского священника — после очередного набега татар на Русь провел несколько лет в крымском плену. Благодаря незаурядным способностям молодой человек настолько хорошо выучил язык, что мог хорошо изъясняться и писать по-татарски. Получив свободу, он принял постриг в московском Спасо-Андрониковом монастыре. Впоследствии стал игуменом Николо-Пешношской пустыни.
Однажды обитель посетил Иоанн Грозный. Когда открывали Казанскую епархию, царь вспомнил об опытном наставнике монахов, к тому же прекрасно осведомлённом о мусульманском учении и обычаях татар. Так Варсонофий в сане архимандрита был направлен на новое место служения. Миссионерам был дан особый Наказ — инструкция по обращению в православную веру, где было сказано: "Крещение неволею не приводить, обращаться с иноверцами кротко... жестокостей им не чинить".
Именно такое понимание православной миссии было положено в основу многолетней деятельности святого. Созданный им Спасо-Преображенский монастырь долгие годы являлся важнейшим просветительским центром региона. В обители имелась богатая библиотека, что для тех мест стало явлением уникальным. Из Москвы привезли сочинения Иоанна Лествичника, Григория Богослова, Исаака Сирина, Кирилла Иерусалимского и многих других духовных авторов, а также Киево-Печерский патерик. Знание великих святоотеческих творений помогало монахам в их проповеди.
Преподобный Варсонофий, прекрасно говоривший по-татарски и разбиравшийся в исламском учении, проводил с мусульманами беседы и диспуты. Он никогда не действовал по принуждению, а убеждал людей креститься, приводя доводы в пользу истинности Православия. В житии святого также сказано, что он обладал способностью врачевать душевные и телесные недуги. Немало больных, получивших по его молитвам исцеление, уверовали в силу Христианства. Более десяти лет продолжалось это служение. Результатом стало привлечение множества татар в Православие.
В 1567 году преподобный был рукоположен во епископа Тверского. Тверской епархией святитель управлял недолго, после чего вернулся в Казань, в созданную и любимую им Спасскую обитель, где жил на покое до своей кончины в 1576 году.
Уже в первые годы существования Казанской епархии тысячи людей приняли крещение, вдохновлённые талантливой проповедью и личным примером христианских подвижников. Одним из которых был преподобный Варсонофий, причисленный к лику святых спустя два десятилетия после кончины — в 1595 году.
«Предательство». Наталия Инина
У нас в студии христианский психолог, психотерапевт, преподаватель факультета психологии МГУ им. МВ Ломоносова, РПУ св. Иоанна Богослова Наталья Инина.
Разговор шел о предательстве: почему оно возможно только по отношению к близким людям, в чем могут быть его духовные и психологические корни, а также что может помочь его пережить.
«Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись»
Прежде чем получить сан священника, праведный протоиерей Алексий Мечёв прошёл непростую жизненную школу. Он служил псаломщиком в московском храме на Знаменке. Ему приходилось топить печи, звонить, убираться в церкви и при этом часто получать незаслуженные выговоры от настоятеля. Юный Алексей Мечёв сносил всё с кротостью и благодарил Бога за уроки терпения. А своего настоятеля вспоминал с большой любовью. Став протоиереем и духовным наставником батюшка Алексий говорил своей пастве:
«Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись»
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Явление Мхцетского креста — один из древнейших праздников Грузинской Церкви
Грузия приняла христианство ещё в четвёртом веке. Значительно раньше Руси. Христианство на грузинской земле появилось благодаря миссии святой Нины, которая своей проповедью и чудесами убедила грузинского царя Мириама креститься самому и крестить свой народ.
Мириам был убеждённым язычником и долгое время не соглашался принять христианство. Более того, однажды он решил даже убить Нину и всех её единомышленников. Но получил вразумление от Бога — во время охоты в окрестностях города Мцхеты Мириама объяла сверхъестественная тьма. Спастись от нее он смог, только призвав имя Христа. Затем царь увидел на небе сияющий крест, который вознесся на вершину горы. Гора была недалеко от Мцхеты — на месте слияния двух рек Арагви и Куры. Впоследствии чудесный крест на вершине той же горы видели и остальные жители Мцхеты.
Царь Мириам вместе с семьей поспешил принять крещение. Таинство было совершено в речном потоке у подножия горы, на которой появился чудесный крест. В память о своем крещении, а также явлении креста Мириам распорядился поставить на вершине горы деревянный кипарисовый крест. Впоследствии вокруг креста поселились монахи, появилась обитель, которая так же, как и гора, стала именоваться Джвари — в переводе с грузинского «крест».
В поэме Лермонтова «Мцыри» есть такие строки: «Немного лет тому назад, Там, где сливаяся шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь». Поэт описывает то, самое место, связанное с крещением Мириама — гору и монастырь Джвари. Говорится о Джвари и в одноимённой повести Валерии Алфеевой.
В наши дни Грузинская Церковь считает день памяти явления Мцхетского креста великим праздником. Он отмечается в среду, после дня Святой Троицы. Центром празднования является главный храм Джварийского монастыря — Крестовоздвиженский собор.
Богослужение в нём совершает сам Патриарх-Католикос всей Грузии. Начало службы предваряет традиционный и ставший в наши дни многолюдным крестный ход, который начинается в Мцхете. Во главе шествия несут большое распятие, в него вставлены частички Креста Господня и креста святой Нины, с которым она путешествовала по грузинской земле и проповедовала Христа. По окончании богослужения грузины устраивают вокруг монастыря Джвари народное торжество, которое проходит весело, но без разгула. Во всяком случае, ни одного пьяного грузина я на церковных праздниках никогда не видел.
Все выпуски программы Вселенная православия