В 1555-м году, вскоре после завоевания Иоанном Грозным Казанского ханства, там была образована новая епархия. На покорённых землях наряду с татарами проживали чуваши, марийцы и другие народности. Распространение христианства было сильно затруднено враждебным отношением побеждённых к русским проповедникам.
Одним из центров миссионерской деятельности в крае стал Спасо-Преображенский монастырь на территории Казанского кремля. Его основал архимандрит Варсонофий — друг и ближайший помощник святителя Гурия, первого архиепископа Казанского, который вместе с несколькими иноками прибыл в Казань для устроения церковной жизни. Назначение в эти края было неслучайно.
В молодости будущий святитель — сын серпуховского священника — после очередного набега татар на Русь провел несколько лет в крымском плену. Благодаря незаурядным способностям молодой человек настолько хорошо выучил язык, что мог хорошо изъясняться и писать по-татарски. Получив свободу, он принял постриг в московском Спасо-Андрониковом монастыре. Впоследствии стал игуменом Николо-Пешношской пустыни.
Однажды обитель посетил Иоанн Грозный. Когда открывали Казанскую епархию, царь вспомнил об опытном наставнике монахов, к тому же прекрасно осведомлённом о мусульманском учении и обычаях татар. Так Варсонофий в сане архимандрита был направлен на новое место служения. Миссионерам был дан особый Наказ — инструкция по обращению в православную веру, где было сказано: "Крещение неволею не приводить, обращаться с иноверцами кротко... жестокостей им не чинить".
Именно такое понимание православной миссии было положено в основу многолетней деятельности святого. Созданный им Спасо-Преображенский монастырь долгие годы являлся важнейшим просветительским центром региона. В обители имелась богатая библиотека, что для тех мест стало явлением уникальным. Из Москвы привезли сочинения Иоанна Лествичника, Григория Богослова, Исаака Сирина, Кирилла Иерусалимского и многих других духовных авторов, а также Киево-Печерский патерик. Знание великих святоотеческих творений помогало монахам в их проповеди.
Преподобный Варсонофий, прекрасно говоривший по-татарски и разбиравшийся в исламском учении, проводил с мусульманами беседы и диспуты. Он никогда не действовал по принуждению, а убеждал людей креститься, приводя доводы в пользу истинности Православия. В житии святого также сказано, что он обладал способностью врачевать душевные и телесные недуги. Немало больных, получивших по его молитвам исцеление, уверовали в силу Христианства. Более десяти лет продолжалось это служение. Результатом стало привлечение множества татар в Православие.
В 1567 году преподобный был рукоположен во епископа Тверского. Тверской епархией святитель управлял недолго, после чего вернулся в Казань, в созданную и любимую им Спасскую обитель, где жил на покое до своей кончины в 1576 году.
Уже в первые годы существования Казанской епархии тысячи людей приняли крещение, вдохновлённые талантливой проповедью и личным примером христианских подвижников. Одним из которых был преподобный Варсонофий, причисленный к лику святых спустя два десятилетия после кончины — в 1595 году.
Геническ (путешествие по городу)

Фото: PxHere
Геническ расположен на берегу Азовского моря, у основания Арабатской косы, которая дотягивается до Крыма. Эта полоска суши похожа на стрелу. Длина её — более ста километров, а ширина в некоторых местах — менее трехсот метров. Узкая коса и дала название селению — Геническ в переводе с тюркского означает «тонкий». Село было основано в 1784 году по указу Екатерины Второй для добычи соли. Его жителями стали государственные крестьяне, перевезённые из других регионов России. Они не только добывали соль, но и выращивали хлеб, держали скот, ловили рыбу. В годы Крымской войны 1855 года Геническ служил надёжным тылом для русской армии. Он пострадал от обстрелов, но быстро восстановился. В 1904 году здесь построили величественный собор Рождества Богородицы. Он стал символом Геническа, который к тому времени получил статус города. После революции 1917 года храм закрыли. Он долгое время бездействовал, но был возрождён в 1989-ом. И по сей день остается духовным центром Геническа!
Радио ВЕРА в Геническе можно слушать на частоте 103,1 FM
Псалом 18. Богослужебные чтения

Быть может, вы слышали мысль Гильберта Честертона о том, что самый несчастный человек — это атеист: ведь когда он смотрит на великолепие заката, ему некому сказать «спасибо!». 18-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, — и есть одно развёрнутое «спасибо» Богу за восхитительную красоту творения. Давайте послушаем!
Псалом 18.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
3 День дню передаёт речь, и ночь ночи открывает знание.
4 Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
5 По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу,
6 и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще:
7 от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
8 Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.
9 Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.
10 Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны;
11 они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще мёда и капель сота;
12 и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда.
13 Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня
14 и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
15 Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!
Прозвучавший сейчас псалом очень интересно скомпанован: сначала идёт восхваление Бога через красоту видимого творения, потом резкая смена регистра — и речь уже о красоте Закона, данного Богом человеку, затем ещё одна смена — и уже перед нами — песня о глубине человеческого сердца. И эта композиция — не случайна: псалмопевец словно бы поднимает нас всё выше и выше — переводя при этом наше внимание от внешнего, очевидного, к внутреннему, сокровенному.
Очень интересно и то, как псалмопевец обращает внимание на солнечное светило: оно, словно восторженный жених, каждое утро выходит из своего брачного чертога — и каждый день — не так же, как вчера, а словно бы заново. Честертон в одной из глав своего произведения «Ортодоксия» предлагает такое размышление — которым было бы грех не поделиться: «Солнце встаёт каждое утро. Я не встаю каждое утро; но перемена происходит не из‑за моей активности, а скорее — из‑за моего бездействия. ... Дети ритмично топочут ногами от избытка, а не от недостатка жизни. Потому что они изобилуют жизнью, потому что в них дух яростен и свободен, они хотят повторений — неизменных повторений. Они всегда говорят: „Ещё!“. И взрослый делает это снова, пока почти не сломается. Ведь взрослые недостаточно сильны, чтобы ликовать в однообразии. Но быть может, Бог достаточно силён, чтобы ликовать в однообразии. Возможно, Бог говорит каждое утро: „Ещё!“ солнцу, и каждый вечер: „Ещё!“ луне. Возможно, не сухая необходимость делает все ромашки одинаковыми; возможно, Бог создаёт каждую по отдельности, и никогда не устаёт это делать. Возможно, у Него вечно жажда младенчества; ибо мы согрешили и состарились, а наш Отец моложе нас. Повторение в природе — это не просто повтор, это театральный бис».
Именно такого — словами Честертона — «младенческого ликования» даже в самом, казалось бы, привычном однообразии мне и хотелось бы пожелать всем нам — а настроить нас на такой лад очень хорошо помогает 18-й псалом!
Псалом 18. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 18. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 18. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Псалом Давида
2 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
3 День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание.
4 Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
5 По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной лова их. Он поставил в них жилище солнцу,
6 и оно выходит, как жених из брачного чертога своего,
радуется, как исполин, пробежать поприще.
7 От края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
8 Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.
9 Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.
10 Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны.
11 Они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота.
12 И раб Твой охраняется ими; в соблюдении их великая награда.
13 Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня;
14 и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
15 Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!