Наверное, всякий, кто хотя бы раз бывал в Греции, слышал имя святого Иоанна Русского. Его икону можно найти почти в каждом храме, а о самом святом и его чудесах с легкостью расскажет случайный прохожий, а может быть, таксист, и уж обязательно – экскурсовод.
Сегодня храм в честь святого на острове Эвбея собирает множество паломников со всего мира, и с каждым годом все больше и больше людей приезжают из России, чтобы поклониться самому почитаемому в Греции русскому святому.
Иоанн Русский не был ни монахом, ни даже священником. Не был он и ученым богословом, и никогда не планировал посвятить свою жизнь служению Церкви. Мы не знаем, что он планировал, или чего хотел, но нам доподлинно известно то, что он со смирением принял тот промысел, который ему уготовил Господь.
Его история начинается в 1711 году, когда русская армия под командованием Петра Великого совершила свой не самый успешный Прутский поход –против Османской империи. В возрасте 21 года Иоанн, вместе со многими другими русскими солдатами, попал в плен к туркам. Скитания по невольничьим рынкам привели его в Каппадокию, в небольшое селение Прокопион, где, в числе рабов местного военачальника, Иоанн явил всем свою святую жизнь.
Разумеется, для пленивших его Иоанн был не только солдатом вражеской армии. Он был неверным. Побои, издевательства, подчас самые страшные и невыносимые, терпел и он, и те, кто был взят в плен вместе с ним. Стоит ли говорить, что многие сдавались – ведь гнев мучителей сменялся на милость, если пленники принимали ислам. Их не только переставали унижать, более того, их лишали оков, наделяя всеми правами, которые имело мусульманское население Османской Империи. А рабство означало только одно – медленную и мучительную смерть.
Иоанн оставался непреклонен. Он не роптал, а тем, кто пытался убедить его отречься от Христа, он отвечал: «Христианином я родился, христианином и умру».
Шли годы. Иоанн прислуживал в одном из богатых домов в Прокопионе. Постепенно все домочадцы свыклись с тем, что русский пленник – христианин. Прекратились побои, насмешки. Другие слуги в доме не могли не заметить незлобия Иоанна. Он будто бы не помнил всего того зла, что ему причинили, а, напротив, всегда был готов прийти на помощь. О том, как Иоанн исполнял все вверенные ему обязанности, вскоре узнал и его господин. Однажды его жена сказала ему…
Жена:
Помнишь того христианина по имени Иоанн? С тех пор, как он работает у нас, нам не в чем его упрекнуть. И, говорят, он не ест почти, а все, что мы ему даем, раздает своим единоверцам. Они в условленное время приходят к нему.
Господин:
Я знаю. Но и это я готов простить Иоанну. Он любит своих братьев по вере, а я ни в ком я еще не видел такой самоотверженной любви.
Жена:
Пора бы забрать его из конюшни. Такой хороший слуга не помешал бы нам в доме.
Господин:
Я предлагал ему, но он предпочел остаться на конюшне. И я позволил ему. Я сказал тогда: «Иоанн, я столько зла причинил тебе, столько побоев и поношений ты претерпел в моем доме, но ни разу не слышал я от тебя ропота. Наоборот, ты служил мне, как никто другой не служил. В чем же дело?» А он ответил…
Иоанн Русский:
Послушай, господин. Если Бог мой повелел мне быть здесь, умереть рабом на чужбине, значит на то Его святая воля. Значит так нужно для меня, и я не буду роптать. А еще в нашем Писании сказано, что мы должны повиноваться своим господам со страхом и трепетом, служа с усердием, как Господу, а не как человекам. Но прошу тебя оставить меня здесь, чтобы я мог в уединении молиться.
Господин:
Итак, я вынужден был его оставить. Он спит там на земле, впрочем, говорят, что и не спит вовсе, а всю ночь стоит на коленях в молитве. И знаешь, я слышал, что в молитвах своему Богу он поминает и нас, и нашу семью.
Так завоевал Иоанн расположение семьи своего господина – трудом и исполнением заповедей. Каждую субботу он приходил в местный православный храм, и там причащался Святых Христовых Таин.
Люди разной веры – турки, греки, армяне – шли к Иоанну за помощью, и находили ее. Иоанн же в простоте сердца молился за всех. Пребывая в вольной нищете, Иоанн кормил нищих, помогал нуждающимся и больным. Уже при жизни он сотворил много чудес, о которых свидетельствовали как христиане, так и мусульмане.
В 1730 году Иоанн заболел, и, причастившись перед смертью, 27 мая мирно отошел ко Господу. После смерти Иоанна его господин сам позвал православных священников и распорядился, чтобы тело святого было погребено по христианскому обряду. И сам господин, и его семья, и множество христиан и мусульман сопровождали тело удивительного праведника к месту его погребения.
Двадцатый век. Греческое население покидает Каппадокию. Навсегда прощаясь с родными местами, жители Прокопиона забирают с собой раку с мощами Иоанна Русского. К тому моменту святой прославился множеством чудес. Его знали и чтили и в Констанинополе, и на Афоне.
В 1950-х годах в Нео-Прокопионе на Эвбее был построен храм в честь святого, где по сей день покоятся его мощи. Потомки жителей старого Прокопиона бережно хранят историю Иоанна Русского, из поколения в поколение передавая предание о добрых делах и чудесах этого удивительного человека.
Тридцать сребреников Иуды
Земля Израиля таит в себе множество загадок. На протяжении веков здесь происходили события, описанные в Библии, и сама почва стала хранителем материальных свидетельств Священной истории. Впервые к этим тайнам люди прикоснулись во второй половине девятнадцатого столетия – именно тогда археологи потревожили недра Святой земли. Французский ученый Луис де Сольси, англичане Флиндерс Петри и американец Уильям Олбрайт были пионерами раскопок, которые положили начало особой науке – библейской археологии. Нескольких передач не хватит, чтобы просто перечислить открытия совершенные в этой области знаний.
Непременным трофеем всех археологических исследований оставались монеты – неизменное свидетельство любой эпохи. Древних денег в рамках библейской археологии было обнаружено невероятное количество! И хотя большая их часть не представляла собой особой научной ценности, однако, они стали особым маркером времени. Именно монеты часто давали ученым возможность уточнить датировку эксклюзивных артефактов, обнаруженных в том же культурном слое земли. Роль древних денег оказалась настолько значимой, что в созданном в 1948 году Управлении древностей Израиля был учрежден особый департамент нумизматики.
Особую роль древние монеты сыграли, как иллюстрация некоторых станиц Евангелия. Так, благодаря археологам-нумизматам стало известно, как выглядели те тридцать сребреников, которые Иуда получил от иудейских первосвященников за предательство Христа. О том, что поведали ученым древние монеты, рассказал начальник департамента нумизматики Израильского управления древностей, доктор исторических наук Дональд Ариэль.
Комментарий эксперта:
Во времена Иисуса Христа в Израиле использовалось сразу несколько видов валюты. В основном в обращении были греческие и римские деньги: динарии, драхмы, статиры и многие другие. Так какие же именно серебряные монеты вошли в историю человечества, как символ предательства? Евангельский текст не дает однозначного ответа на этот вопрос. Однако, в книге иудейского историка первого века Иосифа Флавия сказано, что каждый иудей был обязан платить так называемый храмовый налог. И вносить этот налог было настоятельно рекомендовано в шекелях, отчеканенных в финикийском городе Тир. Тирских шекелей сохранилось до наших дней немало. Они наличествуют как в запасниках Израильского управления древностей, так и в частных коллекциях. На лицевой стороне этих монет изображен финикийский языческий идол Мелькарт, на реверсе отчеканен орел и круговая надпись на греческом языке «Тир священный и неприкосновенный».
Тирские шекели благодаря своему особому статусу в храме неофициально считались в Израиле национальной валютой. Для того, чтобы иудеям было удобно платить храмовые подати, во дворе Иерусалимского храма стояли столы меновщиков, которые предлагали обменять любые имеющиеся у человека в наличии деньги на шекели, отпечатанные в Тире. Именно такие столы и опрокинул Христос, выгоняя из Божьего дома торговцев и менял – этот эпизод описывают все четыре евангелиста.
Но почему служителями Иерусалимского храма отдали предпочтение именно тирским шекелям – этим странным монетам с изображением языческого божка? Доктор Дональд Ариэль дает очень простое объяснение этому факту.
Комментарий эксперта:
Тирские шекели считались самой надежной валютой в Римской империи. Это было связано с тем, что из всех серебряных монет они имели наибольший вес – 14 граммов, в отличие, например, от римских динариев, которые весили всего три с половиной грамма. К тому же в тирских шекелях было самое высокое содержание драгоценного металла –94 процента. Надо полагать, именно эти достоинства монет заставили иудеев примириться даже с изображением на них языческих идолов.
Иуда не выдержал груза свой вины – предав Иисуса Христа за тридцать сребреников, он пошел и удавился. Полученные монеты он вернул первосвященникам, но те не приняли деньги в храмовую казну – слишком уж неоднозначной была сделка, в которой они были задействованы. Барыш Иуды пустили на покупку участка для погребения странников, и эта территория в Иерусалиме и сейчас носит название Акелдама, что означает «земля крови».
А сребреники – то есть, как выяснили ученые, тирские шекели, самые востребованные из всех разновидностей денег во времена Второго Иерусалимского храма, навсегда вошли в историю человечества, как символ цены предательства.
1 мая. О приготовлении Христа к погребению
В 26-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа о женщине, возлившей на Него миро: «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память её и о том, что она сделала».
О приготовлении Христа к погребению, — протоиерей Михаил Самохин.
1 мая. О возмущении души Христа
В 12-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел».
О возмущении души Христа, — протоиерей Георгий Завершинский.