
Фото: Stijn te Strake / Unsplash
Почти все православные праздники в Греции отмечаются особым образом — то есть с исполнением присущих только грекам традиций. Праздник Богоявления или Крещения Господня не является исключением.
Например, если освящение воды происходит на берегу моря и освящается именно морская вода, то местные рыбаки подплывают на своих судах к месту освящения и просят благословить свои лодки. Священник кропит рыбацкие кораблики святой водой, а рыбаки в ответ трижды гудят корабельными гудками.
На Крещение у греков принято омывать домашние иконы. Соблюдается этот обычай опять же в прибрежных городах. После освящения морской воды хозяйки набирают ее в ведра и моют домашние иконы. При этом они поют главные песнопения праздника. А к святой воде относятся очень бережно — воду со смытой пылью гречанки выливают потом в сухой колодец или в место, где никто не ходит.
В России принято петь колядки на Рождество. У греков есть и колядки крещенские. Как и на Рождество, дети группами ходят от дома к дому и прославляют Крещение Христа в Иордане. «Святой Иоанн Креститель, крести и меня, Божье дитя», — поется в одной из крещенских колядок. В качестве благодарности за пение дети обычно получают сладкое угощение «ксеротигана», похожее на наш кондитерский хворост.
Кроме «ксеротигана» пекут греки на праздник Богоявления еще одно сладкое блюдо, которое называется «фотица». В переводе с греческого «фотица» означает «звездочка» или «светлячок» и напоминает о свете Божественной благодати, которая пришла в мир в момент Крещения Христа в Иордане.
Фотица представляет собой сдобный творожный пирог. По вкусу настоящая греческая фотица напоминает нежнейший творожный пирог или чизкейк. Сверху фотица украшается листьями базилика или мяты. Фотица является любимым угощением православных греков в день праздника Богоявления.
Все выпуски программы Вселенная православия
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О смелости пророчества Исаии

В 10-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне».
О смелости пророчества Исаии — священник Родион Петриков.
Почему апостол Павел называет эти слова Исаии смелыми? Потому что они переворачивают человеческую логику.
Нам привычно думать, что Бог открывается только тем, кто Его ищет, кто, так сказать, достоин. А тут всёсовершенно иначе. Господь Сам приходит к тем, кто даже не думал о Нём.
Это вызов религиозной гордыне. Это как если бы хозяин виноградника, вместо работников, которые трудились у него весь день, первым делом накормил бы случайных прохожих.
Но в этом и есть Евангелие: никогда око за око и зуб за зуб. Господь не ждёт, пока мы дорастём до Него. Он наклоняется к нам, как к детям.
Вот она, смелость Божьей любви.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О личности и трудах Ивана Глазунова

Сегодня 1 июля. В этот день в 1762 году родился издатель Иван Глазунов.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Когда он завершал свой творческий путь, в его багаже уже были сотни прекрасных, изданных с огромной тщательностью красивых книжных шедевров. По истории, искусству, литературе, свод законов Российской империи, за которые он получил золотую медаль на Владимирской ленте с подписью «За полезное» от самого государя-императора Николая Павловича I.
Иван Петрович Глазунов — пример неутомимого скромного труженика, который не гонялся за успехом и дешёвой популярностью, но целеустремлённо, с молитвой, со скромностью и вместе с добропорядочностью медленно шёл к тому успеху коммерческому, который сделал его лучшим российским издателем двух столиц.
И, поминая с любовью раба Божьего Иоанна, давайте обратим внимание на наш книжный шкаф и остановим свой взор на тех редких уже сейчас книгах, которые сопровождали нас в нашем детстве, отрочестве, были переданы нам с любовью нашими бабушками и дедушками.
Ибо всякая вещь, сработанная с вдохновением и молитвою, несёт в себе некую духовную силу, как, несомненно, это в отношении полезных, душеполезных книг, уже ныне составляющих раритет и украшение нашего жилища.
Все выпуски программы Актуальная тема