В ноябре 1818 года на территорию Аляски приехал новый губернатор - капитан второго ранга, морской офицер Семён Иванович Яновский. Молодой, полный сил и надежд, он несколько дней совершал объезд русских колоний, изучал географию местности, знакомился с населением, записывал отчет о путешествии в дневнике - словом, честно исполнял свой долг.
Накануне ему передали письмо от руководителя духовной миссии в Русской Америке – отца Германа, на которого губернатор получил множество доносов. Кляузники утверждали, будто бы отец Герман подговаривал кадьякских алеутов выступить против местных властей. Семен Иванович решил нанести визит священнику и лично разобраться в том, что в доносах было клеветой, а что правдой. Яновский добрался до церкви, там ему сказали, что отец Герман пошел навестить одну алеутскую семью. Губернатора проводили к маленькой хижине. Там он увидел старца, несущего на спине хворост…
Семён Иванович:
Благословите, отец! Имею честь говорить с руководителем Православной духовной миссии, отцом Германом?
Отец Герман:
Бог благословит! Да, ваше превосходительство! А Вы, верно, наш новый губернатор? Семен Иванович?
Семён Иванович:
Совершенно верно. Я пришел поговорить с Вами. Но позвольте, почему Вы несете хворост? Разве больше некому это делать?
Отец Герман:
Я семейство навещал, вот в этой хижине, отец у них заболел: горячка. Семеро детей – мал мала меньше – да жена, которая за мужем ухаживает, детей кормит, а в хижине не топлено. Я и пошел после молитвы им хвороста принести.
Семён Иванович:
Я прикажу своим людям помочь им. Прошу Вас, оставьте, Вам не по сану!
Отец Герман:
Что Вы, что Вы, Семен Иванович, как же не по сану? Я ведь нижайший слуга им! Я нянька здешних народов! А как же иначе? Ведь младенцы они совсем, новорожденные!
Семён Иванович:
Для Вас главное – грамоте их научить, приобщить к русской культуре! А хворостом другие займутся!
Отец Герман:
Да ведь и это важно! Вот, господин губернатор, Господь изволил дать нам этот край. Посмотрите, у этих людей ни сил нет, ни смысла, и им не только покровительство и просвещение нужны, но и самая простая человеческая поддержка! По духу и по уму они, конечно, младенцы! Но ведь таковых есть Царствие Небесное!
Семён Иванович:
Отец Герман, я пришел поговорить по чрезвычайно важному делу. Речь пойдет о вашем будущем здесь, в Русской Америке… Прошу Вас, пойдемте со мной, мои люди займутся этой семьей. Я сейчас отдам приказ.
Отец Герман:
Что ж, пойдемте раз так. А потом можем сразу и на вечерню, в церковь нашу!
Семён Иванович:
Простите, отец Герман, на службу не смогу. Дела! Я хотел поговорить с Вами…
Отец Герман:
А причащались Вы давно?
Семён Иванович:
Давненько.
Отец Герман:
Ах, как нехорошо, Ваше Превосходительство! Плохо, очень плохо! Как же я здешних алеутов к Причастию подводить буду, если даже наши соотечественники гнушаются Телом и Кровью Христовыми? Вы что же, неверующий?
Семён Иванович:
Не совсем…Я деист, отец Герман. Но я хотел…
Отец Герман:
Ах, деист! Значит, единого Бога признаёте, но ни в какую церковь молиться не ходите! Но ведь деизм уже не в моде, Ваше Превосходительство! Вы ведь в Морском корпусе воспитывались? Видно, начитались сочинений Вольтера-вольнодумца? Или других каких философов XVIII века? Много читали, это я о вас слышал, в науках разбираетесь, а вот науку из наук - Закон Божий, небось, и не знаете толком. Так, теоретически! Прав я?
Семён Иванович:
Отец Герман, я… Да, вероятно. Я не хочу с Вами спорить на тему религии, я пришел говорить о другом… Про Вас писали…
Отец Герман:
Думаете, образования у меня не хватит убедить Вас?
Семён Иванович:
Это будет чрезвычайно сложно, отец Герман!
Отец Герман:
А вдруг смогу? Душа у Вас не черствая, и ум открытый.
Отец Герман и Семен Иванович Яновский стали видеться каждый день. Как вспоминал потом губернатор, «отец Герман, вдохновляемый благодатью, так умно, сильно и убедительно говорил и доказывал, что никакая ученость и земная мудрость не могла устоять». В 1864 году губернатор Русской Америки Яновский удаляется в Тихонову пустынь в Калужской губернии, приняв монашество с именем Сергий. Его письма стали основой для жизнеописания преподобного Германа Аляскинского.
Мирское имя отца Германа в точности не сохранилось. Известно то, что происходил он из купеческой семьи и уже в шестнадцать лет нес послушание в Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом. А в 1778-ом, пожелав полного уединения и безмолвия, он удалился в знаменитый Валаамский монастырь, где и принял монашеский постриг. По преданию, именно в этот год преподобный Серафим пришел в Саровскую обитель. Отца Германа, как и святого Серафима Саровского, отличал могучий подвижнический дух, жажда подвигов во имя Христа и удивительное смирение. В 1793 году отец Герман вошёл в Кадьякскую духовную миссию, созданную для проповеди Евангелия среди «диких» языческих народов Аляски и прилегающих островов. Миссионер мужественно нёс послушание в тяжёлых, иногда совершенно невыносимых условиях. В 1807 году он был назначен главой миссии. Благодаря отцу Герману христианство распространилась по всей Русской Америке. Десятки тысяч местных жителей, видя его самоотверженность и искреннюю веру, принимали крещение. Современники вспоминали светлый ум, доброту и отзывчивость отца Германа, отмечали быстроту и отчётливость его суждений, силу и мудрость его слов. В 1970 году отец Герман Аляскинский был прославлен Русской Православной Церковью в лике преподобных.
Владимир и Надежда Самойловы
В 1945-м году одесский паренёк Володя Самойлов вернулся домой с войны. Он отправился на фронт 17-летним мальчишкой, только что окончившим школу. Ему казалось, что прошла целая жизнь. Многое довелось испытать. И теперь, после боёв и бомбёжек, было даже немного странно, что можно просто гулять по улицам, общаться со старыми друзьями, ходить в кино и на танцы. Большой популярностью пользовались вечера в Одесском театральном училище. На одном из них Володя и встретил свою любовь. Тонкая, тёмноволосая, черноглазая Надя училась на втором курсе театрального. Владимир не мог оторвать от неё взгляда. А когда танцы закончились, предложил проводить до дома. Володя довёл её до подъезда, а потом пешком через весь город пошёл к себе. Ему казалось, что он летит, словно на крыльях. Хотелось смеяться, петь.
Надежде тоже приглянулся молодой фронтовик. Молодые люди стали встречаться. Каждый вечер — а занятия в театральном училище часто заканчивались уже затемно — Самойлов ждал Надю у дверей. Однажды во время прогулки, Владимир сказал Наде, что собирается продолжить образование и обдумывает, куда бы ему поступить. Может быть, на физико-математический? Ведь в школе он всегда был отличником по точным наукам. И девушка вдруг выпалила: «Иди к нам, в театральный!» И Володя пошёл. Всё лето учил басни, стихи, монологи. А осенью сдал экзамены и поступил сразу на второй курс. Теперь они с Надей ещё больше времени проводили вместе. Молодые люди решили пожениться.
Став мужем и женой, Владимир и Надежда были везде и всегда вместе— и в училище, и дома, и на сцене. Ещё студентами обоих зачислили в труппу Одесского русского драматического театра. Слава об их актёрском мастерстве со временем разнеслась далеко за пределы Одессы. Однажды Самойловым пришло письмо из Кемеровского театра с приглашением на работу. Супруги вынесли предложение на семейный совет. С одной стороны — хорошая «северная» зарплата. С другой — дома, в Одессе, налаженный быт, родные, друзья, любимый театр. Приняли решение — не ехать. А буквально через несколько дней у Владимира вдруг случился необъяснимый приступ удушья. Врач констатировал серьёзное заболевание лёгких и посоветовала сменить влажный южный климат. «Сибирь бы подошла», — заметил доктор. Решение было принято. Надежда поехала на вокзал и взяла билеты в Кемерово.
Там, в Сибири, через год у супругов родился сын Александр. Надежда блистала на сцене, а Владимиру стали поступать предложения от кинорежиссёров. Начались командировки. Надежда Фёдоровна старалась выстроить свой рабочий график так, чтобы вместе с сыном сопровождать мужа. Во время съёмок легендарной картины «Свадьба в Малиновке», где Владимир сыграл роль фронтовика Назара Думы, вся семья Самойловых несколько месяцев жила в настоящей украинской хате-мазанке. Когда поехать вместе не удавалось, супруги перезванивались и обменивались телеграммами. «Они постоянно нуждались друг в друге», — вспоминал сын актёров, Александр Владимирович Самойлов.
В 1968 году супругов пригласили в труппу московского театра имени Маяковского. Самойловы перебрались в столицу. Но однажды словно гром грянул среди ясного неба: у Надежды обнаружили злокачественную опухоль головного мозга. Владимир Яковлевич отменил все спектакли, чтобы быть рядом с женой. Казалось, она идёт на поправку. Но доктора не стали скрывать — со временем женщину ждёт потеря памяти, изменение разума и личности. Будет тяжело, предупредили врачи Владимира Яковлевича. Но он был готов пройти этот путь с любимой женой. А Надежда с нетерпением ждала, когда сможет снова вернуться на сцену. Однако руководство театра предпочло, пользуясь случаем, отправить артистку на пенсию. Тогда Владимир решительно положил на стол директора заявление о своём увольнении.
Он хотел заботиться о супруге до последнего её вздоха. Но вышло так, что ушёл из жизни раньше — инсульт... Когда Надежде сообщили о смерти мужа, её мозг под воздействием болезни работал уже не так, как прежде. Она не поняла, что произошло. Для неё её родной Володя по-прежнему оставался живым. Надежда Самойлова ушла вслед за супругом спустя ровно два месяца после его кончины. Они прожили вместе больше пятидесяти лет. Всю жизнь старались не разлучаться. И в вечность тоже ушли вместе.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Бесплодная смоковница
В Великий понедельник на богослужении читается отрывок из Евангелия о бесплодной смоковнице.
Это случилось утром, в Великий Понедельник. Христос с учениками направлялся в Иерусалим. По дороге он увидел смоковницу, так раньше называли фиговое дерево, инжир. Иисус попытался найти среди листьев плоды, но когда ничего не обнаружил, то сказал дереву: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек». И смоковница тотчас засохла.
Апостолы удивились чуду. Тогда Иисус ответил ученикам: «если будете иметь веру и не усомнитесь,.. если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите».
В то время глубокий разговор обычно вёлся на языке притч, иносказаний. История со смоковницей — это тоже своего рода притча. Евангелист Марк особо отмечает — в это время года инжир не плодоносил, было слишком рано, поэтому очевидно, что Христос не в буквальном смысле ждал от дерева плодов. Что же символизирует эта история, помимо сказанного прямо — что истинная вера способна творить чудеса?
Есть ещё одна притча о смоковнице, Христос рассказывал её ученикам примерно за полгода до Своей последней Пасхи.
«Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу; и пришел искать плода на ней, и не нашел. И сказал виноградарю: «вот я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице, и не нахожу; сруби ее: на что она землю занимает?» Но он сказал ему в ответ: «господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее... : не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее».
Это иносказание было вполне понятно современникам Иисуса. С ветхозаветных времён символы Израиля — виноград и смоковница. Очевидно, что хозяин виноградника — Бог-Отец, виноградарь — Сын Божий. Богоизбранному народу было дано откровение о приходе Спасителя. Три года как сбылись пророчества и к народу Израиля вышел с проповедью долгожданный Мессия. Но люди ждали избавления от власти язычников, Рима, а не избавления от власти греха. Большинство не узнало и не приняло Христа, его проповедь о покаянии и спасении. Плод от смоковницы так и не вызрел.
На пороге крестных страданий, Спаситель каждый день оплакивал судьбу Израиля. Но люди сами вольны делать свой выбор. Христос на примере иссохшей смоковницы показал, к чему этот выбор может привести. Этот случай называют «проклятием смоковницы», но в этом проклятии не было злости, ярости. Господь стремился предотвратить надвигающуюся трагедию.
Но история бесплодной смоковницы — не только пророчество о судьбах Израиля. Сын Божий обращается ко всем нам: а где плоды вашей веры? Что скрывается за словами о любви к ближнему, о деятельном раскаянии, об исправлении своей жизни? Ведь теперь вся Церковь Христова, все мы — это то древо, которое пестует Господь.
Все выпуски программы Встречаем Пасху
29 апреля. О вере и молитве
В 21-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите».
О вере и молитве, — священник Максим Пустовый.