В ноябре 1818 года на территорию Аляски приехал новый губернатор - капитан второго ранга, морской офицер Семён Иванович Яновский. Молодой, полный сил и надежд, он несколько дней совершал объезд русских колоний, изучал географию местности, знакомился с населением, записывал отчет о путешествии в дневнике - словом, честно исполнял свой долг.
Накануне ему передали письмо от руководителя духовной миссии в Русской Америке – отца Германа, на которого губернатор получил множество доносов. Кляузники утверждали, будто бы отец Герман подговаривал кадьякских алеутов выступить против местных властей. Семен Иванович решил нанести визит священнику и лично разобраться в том, что в доносах было клеветой, а что правдой. Яновский добрался до церкви, там ему сказали, что отец Герман пошел навестить одну алеутскую семью. Губернатора проводили к маленькой хижине. Там он увидел старца, несущего на спине хворост…
Семён Иванович:
Благословите, отец! Имею честь говорить с руководителем Православной духовной миссии, отцом Германом?
Отец Герман:
Бог благословит! Да, ваше превосходительство! А Вы, верно, наш новый губернатор? Семен Иванович?
Семён Иванович:
Совершенно верно. Я пришел поговорить с Вами. Но позвольте, почему Вы несете хворост? Разве больше некому это делать?
Отец Герман:
Я семейство навещал, вот в этой хижине, отец у них заболел: горячка. Семеро детей – мал мала меньше – да жена, которая за мужем ухаживает, детей кормит, а в хижине не топлено. Я и пошел после молитвы им хвороста принести.
Семён Иванович:
Я прикажу своим людям помочь им. Прошу Вас, оставьте, Вам не по сану!
Отец Герман:
Что Вы, что Вы, Семен Иванович, как же не по сану? Я ведь нижайший слуга им! Я нянька здешних народов! А как же иначе? Ведь младенцы они совсем, новорожденные!
Семён Иванович:
Для Вас главное – грамоте их научить, приобщить к русской культуре! А хворостом другие займутся!
Отец Герман:
Да ведь и это важно! Вот, господин губернатор, Господь изволил дать нам этот край. Посмотрите, у этих людей ни сил нет, ни смысла, и им не только покровительство и просвещение нужны, но и самая простая человеческая поддержка! По духу и по уму они, конечно, младенцы! Но ведь таковых есть Царствие Небесное!
Семён Иванович:
Отец Герман, я пришел поговорить по чрезвычайно важному делу. Речь пойдет о вашем будущем здесь, в Русской Америке… Прошу Вас, пойдемте со мной, мои люди займутся этой семьей. Я сейчас отдам приказ.
Отец Герман:
Что ж, пойдемте раз так. А потом можем сразу и на вечерню, в церковь нашу!
Семён Иванович:
Простите, отец Герман, на службу не смогу. Дела! Я хотел поговорить с Вами…
Отец Герман:
А причащались Вы давно?
Семён Иванович:
Давненько.
Отец Герман:
Ах, как нехорошо, Ваше Превосходительство! Плохо, очень плохо! Как же я здешних алеутов к Причастию подводить буду, если даже наши соотечественники гнушаются Телом и Кровью Христовыми? Вы что же, неверующий?
Семён Иванович:
Не совсем…Я деист, отец Герман. Но я хотел…
Отец Герман:
Ах, деист! Значит, единого Бога признаёте, но ни в какую церковь молиться не ходите! Но ведь деизм уже не в моде, Ваше Превосходительство! Вы ведь в Морском корпусе воспитывались? Видно, начитались сочинений Вольтера-вольнодумца? Или других каких философов XVIII века? Много читали, это я о вас слышал, в науках разбираетесь, а вот науку из наук - Закон Божий, небось, и не знаете толком. Так, теоретически! Прав я?
Семён Иванович:
Отец Герман, я… Да, вероятно. Я не хочу с Вами спорить на тему религии, я пришел говорить о другом… Про Вас писали…
Отец Герман:
Думаете, образования у меня не хватит убедить Вас?
Семён Иванович:
Это будет чрезвычайно сложно, отец Герман!
Отец Герман:
А вдруг смогу? Душа у Вас не черствая, и ум открытый.
Отец Герман и Семен Иванович Яновский стали видеться каждый день. Как вспоминал потом губернатор, «отец Герман, вдохновляемый благодатью, так умно, сильно и убедительно говорил и доказывал, что никакая ученость и земная мудрость не могла устоять». В 1864 году губернатор Русской Америки Яновский удаляется в Тихонову пустынь в Калужской губернии, приняв монашество с именем Сергий. Его письма стали основой для жизнеописания преподобного Германа Аляскинского.
Мирское имя отца Германа в точности не сохранилось. Известно то, что происходил он из купеческой семьи и уже в шестнадцать лет нес послушание в Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом. А в 1778-ом, пожелав полного уединения и безмолвия, он удалился в знаменитый Валаамский монастырь, где и принял монашеский постриг. По преданию, именно в этот год преподобный Серафим пришел в Саровскую обитель. Отца Германа, как и святого Серафима Саровского, отличал могучий подвижнический дух, жажда подвигов во имя Христа и удивительное смирение. В 1793 году отец Герман вошёл в Кадьякскую духовную миссию, созданную для проповеди Евангелия среди «диких» языческих народов Аляски и прилегающих островов. Миссионер мужественно нёс послушание в тяжёлых, иногда совершенно невыносимых условиях. В 1807 году он был назначен главой миссии. Благодаря отцу Герману христианство распространилась по всей Русской Америке. Десятки тысяч местных жителей, видя его самоотверженность и искреннюю веру, принимали крещение. Современники вспоминали светлый ум, доброту и отзывчивость отца Германа, отмечали быстроту и отчётливость его суждений, силу и мудрость его слов. В 1970 году отец Герман Аляскинский был прославлен Русской Православной Церковью в лике преподобных.
Псалом 141. Богослужебные чтения
Боязнь одиночества — по утверждению многих современных психологов — один из самых распространённых страхов сегодня. Чтобы не остаться один на один с самим собой, человек погружает себя в бесцельное блуждание по социальным сетям, блуждание по лабиринтам торговых центров, блуждание по пустым разговорам и не знающим конца и края сериалам — лишь бы не посмотреть туда, где кажется разверзлась страшная чёрная дыра — внутрь себя самого.
141-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, описывает как раз состояние человека, который не побоялся наедине честно посмотреть в самую сердцевину своей боли — давайте послушаем, что же он там увидел?
Псалом 141.
Учение Давида. Молитва его, когда он был в пещере.
1 Голосом моим к Господу воззвал я, голосом моим к Господу помолился;
2 излил пред Ним моление моё; печаль мою открыл Ему.
3 Когда изнемогал во мне дух мой, Ты знал стезю́ мою. На пути, которым я ходил, они скрытно поставили сети для меня.
4 Смотрю на правую сторону, и вижу, что никто не признаёт меня: не стало для меня убежища, никто не заботится о душе моей.
5 Я воззвал к Тебе, Господи, я сказал: Ты прибежище моё и часть моя на земле живых.
6 Внемли воплю моему, ибо я очень изнемог; избавь меня от гонителей моих, ибо они сильнее меня.
7 Выведи из темницы душу мою, чтобы мне славить имя Твоё. Вокруг меня соберутся праведные, когда Ты явишь мне благодеяние.
Давид, спрятавшись в небольшой пещере перед лицом своих преследователей, оказывается в предельном одиночестве. Он — один, брошен всеми, его преследуют с целью убить. Он сидит в тесной и мрачной пещере, спрятавшись, чтобы не быть замеченным. Есть только он — и Бог, верность Которому Давид и сохраняет. Ему очень плохо, очень страшно, он находится на грани отчаяния. Всё — против него, все внешние обстоятельства жизни пытаются убедить его в том, что нет никакого Бога, или же Он навсегда от него отвернулся.
Но вместо того, чтобы обидеться и упиваться своей несчастностью, Давид идёт «внутрь» своей «чёрной дыры души» — и буквально выворачивает своё нутро наружу, наизнанку — превращая эту боль и страх в искренний вопль к Богу. Он не пытается «казаться хорошеньким», он не стесняется своей беспомощности и уязвимости, он не выставляет перед собой свои настоящие или мнимые добродетели. Он, словно ребёнок, кричит в уши Небесному Отцу: отче, папа, мне плохо, мне невыносимо плохо, я реально погибаю, куда Ты пропал? Я заждался Твоего появления, давай, не медли, пора Тебе уже активно включиться во всё происходящее!«
И вот мы подходим к самому главному. Зачем Давиду такая пронзительная молитва? Чего именно он хочет добиться? Может, прекращения скорбей? Наказания гонителей? Появления благ — и высоких, и простых, житейских? Но псалом показывает нам совершенно иную перспективу, которая только и имеет значение для Давида: слава Божия! Давид ждёт помощи свыше, которая для него важна не сама по себе, а именно как ещё одно подтверждение того, что Бог — рядом, что Он — славен, что Его обещания — не пустой звук!
Мне кажется, сегодняшний псалом — прекрасная «психотерапия» в миниатюре, к которой каждый может прибегнуть в любое время — а особенно тогда, когда душа свернулась от страха и боли и сама собой разворачиваться уже не хочет!..
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 305 зач., II, 2-10.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Конечно же, вы знаете смысл значения слова — «капитуляция». Возможно, вам также знаком однокоренной богословский термин — а именно «рекапитуляция». Именно вокруг этого понятия и идёт речь в отрывке из 2-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Глава 2.
2 Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние,
3 то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него,
4 при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле?
5 Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим;
6 напротив некто негде засвидетельствовал, говоря: что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его?
7 Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих,
8 все покорил под ноги его. Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено;
9 но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех.
10 Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания.
«Капитуляция» и «рекапитуляция». Оба слова — вокруг одного и того же корня — caput — «глава», отсюда произошло capitulum — «пункт» или «главка», «раздел». В военном жаргоне Средневековья «capitulare» стало значить составить договор по пунктам (capitula), а потом — «сдаться на условиях». В античном понимании caput — не просто анатомическая «голова», а начало и принцип (ἀρχή). Капитуляция — потеря архэ, утрата ориентации. Рекапитуляция — возвращение к архэ, к первообразу. Учение святого Иринея Лионского о recapitulatio (ἀνακεφαλαίωσις) — одно из самых глубоких и влиятельных в раннехристианском богословии. Оно напрямую связано с только что прозвучавшим чтением. Recapitulatio переводится как «возглавление», «сведение во главу», или «собирание под одного главой». Священномученик Ириней пишет, что Христос возглавил в Себе всё творение — человека, историю, материю, время, саму природу.
Главная мысль Иринея звучит так: «Что не принято, то не исцелено». Христос принимает всё человеческое — от рождения до смерти — чтобы всё исцелить. Христос не просто отменяет грех — как можно было бы думать в юридической модели искупления — а воссоздаёт саму природу человека: «Христос, пройдя все возраста человеческой жизни, восстановил в Себе человека целостно — младенца, отрока, юношу, мужа — чтобы освятить все».
Но апостол Павел — а следом за ним и священномученик Ириней — не ограничивают плоды спасения, совершённого Христом, исключительно человечеством: они простираются на весь космос, на всё мироздание. Христос становится всеобъемлющим центром космоса, вокруг которого собирается всё, что было разорвано грехом. Другими словами, во Христе начинается процесс обновления всей твари, утратившей после греха Адама связь с первоисточником всего бытия — Богом.
И отсюда становятся понятными слова апостола, когда он говорит о Христе как о Том, Кому Бог «покорил всё под ноги Его»: «пересборка» всего бытия могла осуществиться только при непосредственном, внутреннем участии Бога — и прежде всего через полноценное погружение в страдание и саму смерть.
Вот каков Бог христиан — входящий в самую гущу человеческой жизни, не останавливающийся ни перед чем — ради того, чтобы каждому человеку дать реальную возможность осуществить изначальный Божественный замысел и через «пересборку» во Христе — Распятом и Воскресшем — вывести всё творение к славе возлюбленных детей Божиих!...
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Духовные поиски Александра Блока». Олег Скляров
У нас в студии был профессор кафедры славянской филологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Олег Скляров.
Мы говорили о творчестве Александра Блока, о его духовных поисках и о том, как в его поэзии отразились кризис слома эпох и революции в России.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о «Серебряном веке» русской поэзии и его основных представителях.
Первая беседа с прот. Павлом Карташевым была посвящена общим особенностям «Серебряного века» (эфир 17.11.2025)
Вторая беседа с прот. Павлом Карташевым была посвящена известным поэтам «Серебряного века» (эфир 18.11.2025)
Третья беседа с Марией Савельевой была посвящена судьбе А. Блока (эфир 19.11.2025)
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер







