Ближний восток – регион, где сосуществуют различные религии и культуры. Взять, к примеру, Ливан. В этой стране долгие века бок о бок мирно живут христиане и мусульмане. Благодаря такому соседству в Ливане появилась самобытная национальная кухня, удовольствие от которой получают все жители страны, вне зависимости от вероисповедания.
Под воздействием ислама из традиционного пищевого рациона ливанцев-христиан исчезла свинина, но вино, которое у мусульман также запрещено к употреблению, осталось. Поэтому если вы на Пасху попадете в Ливан, то сможете отведать множество вкуснейших блюд из баранины, говядины и птицы, а также насладиться прекрасным ливанским вином. Ну и конечно же, наверное, никто не сможет устоять перед ливанскими сладостями – в первую очередь перед мамулем. Но о нем поговорим чуть позже, а пока выясним, как в гастрономическом плане православные ливанцы встречают Пасху.
Разговление после Великого поста обычно происходит так. Сперва к столу подается традиционный для Ливана суп под названием «кишк». Кишк представляет собой густую похлебку на основе пшеничной сечки, которая предварительно был замочена в молоке, а затем высушена. В кишк также кладется обжаренный говяжий фарш, смешанный с луком и чесноком. Кроме того, как и любое восточное блюдо, кишк обильно посыпается пряностями.
Еще одним любимым ливанским угощением на Пасху являются «киббИ». Так называются прожаренные во фритюре мясные шарики с хрустящей корочкой и нежнейшей рассыпчатой начинкой. Приготовление кибби требует большой сноровки. Сначала готовится начинка, состоящая из мясного фарша, измельченных орешков и специй. Начинка аккуратно помещается в шарик из мясного теста, затем получившийся шарик обжаривается в большом количестве растительного масла.
Еще одним традиционным для Пасхи мясным блюдом в Ливане является Лам-мИшви. Лам-мишви - это баранина, обжаренная на углях, которая подается вместе с тушенным луком и помидорами. Кроме того, в него добавляется измельченный миндаль и традиционные специи. Лам-мишви чрезвычайно вкусное блюдо.
Вот мы и добрались до десерта. Одним из самых любимых сладких угощений на Пасху для ливанцев является мамуль. Так называются вкуснейшие печенья из манной крупы с ореховой начинкой. Обычно ливанцы начиняют мамуль смесью измельченных грецких орехов и фисташек, пропитанных апельсиновым соком. Тесто для мамуля содержит большое количество ванили и замешивается на сливочном масле, поэтому получается одновременно ароматным и нежным. Каждое печенье представляет собой шарик с начинкой внутри, который запекается в духовке, приобретая при этом розовый оттенок. Перед подачей на стол мамуль обильно посыпают сахарной пудрой.
Вот так вкусно отмечают Пасху православные арабы Ливана!
Тридцать сребреников Иуды
Земля Израиля таит в себе множество загадок. На протяжении веков здесь происходили события, описанные в Библии, и сама почва стала хранителем материальных свидетельств Священной истории. Впервые к этим тайнам люди прикоснулись во второй половине девятнадцатого столетия – именно тогда археологи потревожили недра Святой земли. Французский ученый Луис де Сольси, англичане Флиндерс Петри и американец Уильям Олбрайт были пионерами раскопок, которые положили начало особой науке – библейской археологии. Нескольких передач не хватит, чтобы просто перечислить открытия совершенные в этой области знаний.
Непременным трофеем всех археологических исследований оставались монеты – неизменное свидетельство любой эпохи. Древних денег в рамках библейской археологии было обнаружено невероятное количество! И хотя большая их часть не представляла собой особой научной ценности, однако, они стали особым маркером времени. Именно монеты часто давали ученым возможность уточнить датировку эксклюзивных артефактов, обнаруженных в том же культурном слое земли. Роль древних денег оказалась настолько значимой, что в созданном в 1948 году Управлении древностей Израиля был учрежден особый департамент нумизматики.
Особую роль древние монеты сыграли, как иллюстрация некоторых станиц Евангелия. Так, благодаря археологам-нумизматам стало известно, как выглядели те тридцать сребреников, которые Иуда получил от иудейских первосвященников за предательство Христа. О том, что поведали ученым древние монеты, рассказал начальник департамента нумизматики Израильского управления древностей, доктор исторических наук Дональд Ариэль.
Комментарий эксперта:
Во времена Иисуса Христа в Израиле использовалось сразу несколько видов валюты. В основном в обращении были греческие и римские деньги: динарии, драхмы, статиры и многие другие. Так какие же именно серебряные монеты вошли в историю человечества, как символ предательства? Евангельский текст не дает однозначного ответа на этот вопрос. Однако, в книге иудейского историка первого века Иосифа Флавия сказано, что каждый иудей был обязан платить так называемый храмовый налог. И вносить этот налог было настоятельно рекомендовано в шекелях, отчеканенных в финикийском городе Тир. Тирских шекелей сохранилось до наших дней немало. Они наличествуют как в запасниках Израильского управления древностей, так и в частных коллекциях. На лицевой стороне этих монет изображен финикийский языческий идол Мелькарт, на реверсе отчеканен орел и круговая надпись на греческом языке «Тир священный и неприкосновенный».
Тирские шекели благодаря своему особому статусу в храме неофициально считались в Израиле национальной валютой. Для того, чтобы иудеям было удобно платить храмовые подати, во дворе Иерусалимского храма стояли столы меновщиков, которые предлагали обменять любые имеющиеся у человека в наличии деньги на шекели, отпечатанные в Тире. Именно такие столы и опрокинул Христос, выгоняя из Божьего дома торговцев и менял – этот эпизод описывают все четыре евангелиста.
Но почему служителями Иерусалимского храма отдали предпочтение именно тирским шекелям – этим странным монетам с изображением языческого божка? Доктор Дональд Ариэль дает очень простое объяснение этому факту.
Комментарий эксперта:
Тирские шекели считались самой надежной валютой в Римской империи. Это было связано с тем, что из всех серебряных монет они имели наибольший вес – 14 граммов, в отличие, например, от римских динариев, которые весили всего три с половиной грамма. К тому же в тирских шекелях было самое высокое содержание драгоценного металла –94 процента. Надо полагать, именно эти достоинства монет заставили иудеев примириться даже с изображением на них языческих идолов.
Иуда не выдержал груза свой вины – предав Иисуса Христа за тридцать сребреников, он пошел и удавился. Полученные монеты он вернул первосвященникам, но те не приняли деньги в храмовую казну – слишком уж неоднозначной была сделка, в которой они были задействованы. Барыш Иуды пустили на покупку участка для погребения странников, и эта территория в Иерусалиме и сейчас носит название Акелдама, что означает «земля крови».
А сребреники – то есть, как выяснили ученые, тирские шекели, самые востребованные из всех разновидностей денег во времена Второго Иерусалимского храма, навсегда вошли в историю человечества, как символ цены предательства.
1 мая. О приготовлении Христа к погребению
В 26-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа о женщине, возлившей на Него миро: «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память её и о том, что она сделала».
О приготовлении Христа к погребению, — протоиерей Михаил Самохин.
1 мая. О возмущении души Христа
В 12-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел».
О возмущении души Христа, — протоиерей Георгий Завершинский.