В Русской Церкви уже несколько веков существует сразу несколько именитых духовных школ, где готовят будущих священников, – Московская духовная академия в Троице-Сергиевой лавре, Санкт-Петербургская духовная академия, Киевская духовная академия. За последние двадцать лет в нашей Церкви было открыто несколько десятков семинарий. Иные Православные Церкви тоже стараются поддерживать собственные учебные заведения, как бы сложно это иногда ни было. Ярким примером в этом смысле является Антиохийская Церковь, одна из древнейших Православных Церквей мира. Исторически Церковь Антиохии осуществляет свою миссию в таких странах, как: Сирия, Ливан, Ирак и прочие страны Ближнего и Среднего востока. Приходы Антиохийской Церкви есть еще в Европе и Северной Америке. Возглавляет Антиохийскую Церковь, так же как и Русскую, епископ с титулом Патриарх. На протяжении долгого времени административный центр Антиохийской Церкви располагался в Дамаске, столице Сирии. Но в настоящее время из-за разразившейся в этой стране гражданской войны Антиохийский Патриарх был вынужден переехать на территорию Ливана. Теперь глава Антиохийской Церкви осуществляет свою деятельность из Баламандского монастыря – в местечке Баламанда в десяти километрах от ливанского Триполи.
Баламандская обитель была основана еще в 11 веке и несмотря на многие трудности продолжает существовать в наши дни. Баламандский монастырь сегодня не только административный центр Антиохийской Церкви, но еще и то место, где формируется будущее Антиохийской Патриархии. Еще в начале 19 века на территории Баламандского монастыря была основана семинария, ставшая основным учебным заведением Антиохийской Церкви. Семинария в течение своей истории неоднократно закрывалась. Основной причиной были, конечно, политические неурядицы в регионе, но сыграло свою роль и такое обстоятельство. В Баламанде обучались, в основном, православные арабы, а Антиохийской Церковью долгое время руководили греки. Они подчас и стремились всячески препятствовать деятельности семинарии. Относительно спокойное время для семинарии наступило лишь во второй половине двадцатого века. В 60-е годы семинария была преобразована в Богословский институт, названный в честь великого святого православного востока – Иоанна Дамаскина. В наши дни богословский институт – настоящая кузница кадров для Антиохийской Церкви. Ежегодно его стены покидают десятки рукоположенных священников, которые служат на приходах Антиохийской Церкви по всему миру. Основным преимуществом института является то, что он находится на территории действующего монастыря. Сегодня Институт святого Иоанна Дамаскина еще и как бы стержень, основной факультет, Баламандского университета, расположенного неподалеку от монастыря. Университет открылся в 1988 году. В нем теперь учатся будущие специалисты в области медицины, управления и бизнеса, архитектуры, искусства. Все они получают светское образование, основанное на принципах христианского благочестия. Таким образом, Баламандский университет с входящим в его состав богословским институтом играют очень важную роль в жизни Антиохийской церкви.
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.