
Фото: K. Mitch Hodge / Unsplash
По обычаям того времени на сороковой день после рождения Младенца Христа, его как и всякого первенца, надлежало посвятить Богу. Для этого Дева Мария и праведный Иосиф пришли в Иерусалимский храм. Там Святое Семейство встретили святой Симеон и пророчица Анна. Кем была эта женщина? Чем она заслужила такую честь и милость Божью?
Евангелист Лука сообщает её полное имя — Анна, дочь Фануила, ей было восемьдесят четыре года. О судьбе этой женщины мы знаем немного, но и нескольких штрихов хватает, чтобы представить себе жизнь и характер Анны. Известно, что она вышла замуж, но лишь семь лет прожила в браке. Анна рано овдовела, в те времена это означало утрату всего — денег, статуса. Юридические и имущественные права тогда были только у мужчин. Однако Анна не вышла замуж вторично, она предпочла бедность, но сохранила верность супругу. Женщина вела праведную жизнь при Иерусалимском храме, служила Богу «постом и молитвой». Это была обычная практика для того времени: при Храме воспитывались юные девочки, а также постоянно жили вдовы. А ещё она всем сердцем верила в скорое исполнение пророчеств и приход Мессии.
Святитель Амфилохий Иконийский в своём «Слове на Сретенье» называет пророчицу Анну «венцом вдов»: «телом измождена, душой бодра; лицо в морщинах, ум расправлен; согбенна от старости, пряма мыслью; годами увядшая, богопознанием цветущая».
По Божьему благословению Анна узнала Сына Божия в Младенце, которого принесли Дева Мария и праведный Иосиф. Евангелист Лука так описывает, что было дальше: «И она.., подойдя, славила Господа и пророчествовала о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме». То есть женщина радостно стала рассказывать всем, что настало время исполнения предсказанного — миру дарован Спаситель. Но мало кто прислушался к старушке. Людям трудно было поверить, что беззащитный слабый новорожденный младенец и есть Сын Божий. Лишь два таких разных человека: мудрец Симеон и бедная вдова осознали в тот момент какое чудо произошло со всем миром.
Евангелист Лука во всём Новом Завете только Анну называет пророчицей. Она символически завершает ряд пророчиц и героинь древней истории Израиля. В нём и Мариам, сестра Моисея, и Девора, которую называли «судья и мать Израиля», и патриотка Иудифь, и многие другие. Вместе с Симеоном и пророчицей Анной словно все праведники и пророки Ветхого Завета смогли прикоснуться к Господу.
В то же время Анна стала одной из первых, кто понёс в мир «благую весть» о Спасителе или по-гречески — «евангелие».
В Православной Церкви есть особый день, когда она вспоминает и чтит пророчицу Анну. Это шестнадцатое февраля по новому стилю, следующий день после праздника Сретения Господня.
Все выпуски программы Сретение Господне
Псалом 128. Богослужебные чтения

Если вы когда-нибудь видели, как плугом вспахивают землю, то, несомненно, удивились, насколько это зрение — завораживает! Казавшаяся скованной неприступной коркой земля вдруг разрыхляется, переворачивается — и открывает свои совсем иные глубины.
Этот образ активно использует псалмопевец Давид в 128-м псалме, который читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем!
Псалом 128.
Песнь восхождения.
1 Много теснили меня от юности моей, да скажет Израиль:
2 много теснили меня от юности моей, но не одолели меня.
3 На хребте моём орали оратаи, проводили длинные борозды свои.
4 Но Господь праведен: Он рассёк узы нечестивых.
5 Да постыдятся и обратятся назад все ненавидящие Сион!
6 Да будут, как трава на кровлях, которая прежде, нежели будет исторгнута, засыхает,
7 которою жнец не наполнит руки́ своей, и вяжущий снопы — горсти своей;
8 и проходящие мимо не скажут: «благословение Господне на вас; благословляем вас именем Господним!»
Не просто так Давид обращается к понятному образу вспахивания: но его образ — пронзителен. Он говорит о том, что на его «хребте» — то есть спине — грешники «вели длинные борозды плугом» — ничего себе такая аллегория долгой, растянутой по времени, непрекращающейся боли! Святитель Иоанн Златоуст так комментирует этот стих: «грешники... строили козни, не как случилось, но с великими усилиями и хитростями, составляя обманы, нападая тайно; выражение: „на хребте моём“ означает или хитрость и коварство, или напряжённость и великую силу; т. е. они старались сокрушить саму силу мою... они козни против праведника обратили в занятие».
Но 128-й псалом, при всём драматизме начала — причём, наверное, едва ли где ещё в Псалтири можно встретить столь «физиологическое» измерение, — заканчивается вполне позитивно: никакие попытки «сломать хребет» праведнику не закончились успехом! Более того: Бог обратил усилия грешников не во вред, а на пользу праведнику!
Нередко, когда нас посещают скорби, или мы становимся объектом чьей-то целенаправленной травли, или просто, как говорят в народе, «куда ни кинь — один клин!» — нам хочется поскорее, любыми способами выбраться из неприятности. И в этот момент очень хорошо вспомнить сегодняшний 128-й псалом — точнее, его образ: на «вспаханной глубокими бороздами» земле жизни праведника — Бог сеет семена Своих благословений! Не было бы такой глубокой «пропашки» — и семена быстро бы погибли: чем тщательнее возделана пашня — тем лучший урожай будет!
Так что, дорогие друзья, не будем унывать в скорбях — а лучше будем представлять себя податливой землёй в руках заботящегося о нас Земледельца!
Псалом 128. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 128. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 128. На струнах Псалтири
1 Много теснили меня от юности моей, да скажет Израиль:
2 много теснили меня от юности моей, но не одолели меня.
3 На хребте моем орали оратаи, проводили длинные борозды свои.
4 Но Господь праведен: Он рассек узы нечестивых.
5 Да постыдятся и обратятся назад все ненавидящие Сион!
6 Да будут, как трава на кровлях, которая прежде, нежели будет исторгнута, засыхает,
7 которою жнец не наполнит руки своей, и вяжущий снопы - горсти своей;
8 и проходящие мимо не скажут: "благословение Господне на вас; благословляем вас именем Господним!"
13 июня. О важности изучения православной веры

Во 2-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?»
О важности изучения православной веры — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Несомненно, христианское учение имеет здравый смысл, логично и непротиворечиво. В отличие от заблуждающегося человека, который может менять свое мнение, лукавить и оправдывать себя, Божье учение стройно, правдиво и истинно. В его свете видны все изъяны и несовершенства.
Ещё Христос напомнил людям древнюю пословицу: «Врач, исцели самого себя», — то есть, прежде чем кого-то учить, что-либо проповедовать, к чему-то призывать, надо, чтобы сам человек соответствовал требованиям, предъявляемым им к другим. И это справедливо.
Писание считает, что лицемерам, двоедушным людям нет места в Царстве Небесном. Поэтому не может войти туда тот, кто говорит одно, а делает другое.
Так апостол Павел и восклицает: «Как же ты, уча другого, не учишь самого себя? Проповедуя не красть, крадешь; говоря: не прелюбодействуй, прелюбодействуешь; гнушаясь идолов, святотатствуешь; хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога».
Если мы замечаем это за собой, то значит, нам надо приложить много усилий, чтобы вера не расходилась с делами. А для этого нужно духовно совершенствоваться, стремиться, чтобы правда Божья стала основой нашей жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема