Главным символом христианства является крест. Господь Иисус Христос принял смерть на кресте и именно через крестную жертву Он дал людям возможность войти в Царство Небесное.
Православные христиане очень дорожат крестом - в честь креста Христова в нашей Церкви имеется несколько праздников. Многие православные христиане носят нательный крест и часто осеняют себя крестным знамением. Особое почитание креста имеется также в Католической церкви. Однако по ряду причин изображение распятия у католиков и православных различается.
Первое наиболее яркое отличие - это форма креста. В Католической церкви принято изображать крест четырехконечным. Православной традиции свойственна восьмиконечная форма крестного распятия. Это означает, что в дополнение к имеющимся у креста четырем сторонам добавляется верхняя небольшая планка - титло с надписанием «Иисус Назарей Царь Иудейский». И нижняя наклонная планка - подножие для ног Христа. Православные христиане, в отличие от католиков, считают важным сохранять историческую форму креста Спасителя.
Следующее отличие православного распятия от католического состоит в том, как изображен Спаситель. В католической традиции принято показывать страдания Спасителя. Христос у католиков изображен очень реалистично, предельно ярко показаны его муки. Часто католики вовсе изображают Спасителя уже умершим. Его тело на кресте провисает, а на лице лежит печать смерти.
В православной традиции так поступать не принято. На православных распятиях мы видим возвышенное изображение Христа. Спаситель как бы стоит на кресте и простирает Свои любящие объятия для всех людей. Лицо Христа просветлено. Любовь к человечеству помогает Ему превозмочь боль. Чаще всего распятие в Православии совсем не имеет физиологического реализма. В том смысле, что наши церковные художники стараются показать страдания Спасителя так, чтобы они вызывали у человека сострадание ко Христу, а не ужас.
Имеется еще одно внешнее отличие православного распятия от католического. На православном кресте ноги Спасителя пробиты двумя гвоздями - каждая отдельным гвоздем. У католиков иначе. Они изображают распятие так, что ноги Христа на нем оказываются пробиты одним гвоздем. Это вызвано историческими причинами, разностью преданий православных и католиков.
И последнее отличие. Упомянутое уже титло с надписанием «Иисус Назорей Царь Иудейский» у католиков обычно представлено на латыни, в нашей традиции на церковнославянском языке.
Помогать Благотворительной клинике и бездомным людям
Григорий из Санкт-Петербурга в прошлом бизнесмен. Восемь лет назад под Новый год его жизнь круто изменилась. Мужчина потерял работу, деньги, дом и оказался на улице.
«Моя история про то, как резко всё может поменяться, — рассказывает Григорий. — Однажды летом я выходил из ресторана и, проходя мимо бездомного человека, пнул его ногой. И ещё добавил: „Что тут расселся? Иди работай!“. И когда спустя пару лет я замерзал у метро и просил у прохожих деньги на проезд, а все шли мимо, я очень отчетливо вспомнил эту историю».
В один из дней, между поисками жилья и заработка, Григорий набрёл на маленький храм под Петербургом. Там он встретил женщину, которая рекомендовала ему поехать в посёлок Вырица, в Ленинградской области. Так мужчина оказался в Серафимо-Вырицком монастыре, где обрёл кров и поддержку. То, что с ним произошло, полностью изменило его взгляды на жизнь. Теперь дни Григория наполнены смыслом, верой и помощью ближним.
Сегодня он трудится в монастыре, выполняя разные послушания, работает в строительной сфере и помогает Благотворительной больнице. Это место, где бесплатно принимают пациентов, у которых нет дома, денег или документов. Им перевязывают раны, проводят обследования, выдают лекарства и в целом помогают выбраться из трудной ситуации.
Григорий всегда готов здесь что-то починить или решить другие важные задачи. Кроме этого, он не оставляет без внимания и людей, оказавшихся на улице — при случае накормит и направит за поддержкой в Благотворительную больницу.
Если вы тоже, как и Григорий, хотите помогать проекту и людям, попавшим в беду, переходите на сайт Благотворительной больницы — заполните анкету волонтёра или сделайте любой денежный перевод: https://charityhospital.ru/donate/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Послания апостола Павла к Ефесянам и Колоссянам». Прот. Андрей Рахновский
У нас в студии был настоятель храма Ризоположения в Леонове протоиерей Андрей Рахновский.
Разговор шел о посланиях апостола Павла к Ефесянам и Колоссянам: как они были написаны и как в них формулируется учение о Христе и Церкви.
Все выпуски программы Светлый вечер
Бугабашская икона Божией Матери
В конце девятнадцатого века русский солдат Тит Петрович Табаков возвращался с ратной службы домой. Он держал путь в родное село Бугабашево Уфимской губернии, сейчас это республика Башкортостан. По дороге благочестивый воин посетил Седмиозерную пустынь в восемнадцати верстах от Казани. Тит помолился перед хранящимся здесь чудотворным списком Смоленской иконы Богородицы. Это образ, написанный в традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница.
На память о богомолье солдат решил взять камень из монастырского озера. Он подобрал со дна булыжник, похожий на каравай хлеба. Но, устав в пути, выбросил тяжёлую ношу. И неожиданно ослеп! Служивый на ощупь нашёл камень, вновь положил в свою суму, и зрение вернулось к нему.
Происшествие много лет не давало покоя Титу Петровичу. В 1900 году он отправился с односельчанами крестным ходом к целебному источнику в башкирское село Николо-Берёзовка. И взял удивительный камень с собой в паломничество. Придя к роднику, богомолец окунул булыжник в святую воду, а когда достал, то увидел на нём очертания Смоленской иконы Божией Матери. Тит рассказал о случившемся Уфимскому епископу Антонию (Храповицкому) и показал камень. Владыка пригласил каменотёса и попросил высечь по намеченному контуру объёмный образ Божией Матери.
Новоявленная икона вскоре прославилась чудотворениями. По благословению владыки Тит Табаков пожертвовал деньги на обустройство в родном селе женской монашеской обители. В 1902 году в Бугабашево освятили храм в честь Смоленской иконы Божией матери. Монастырь стал называться Богородице-Одигитриевским. Высеченный на камне образ Пречистой Девы стал главной его святыней.
После революции 1917 года обитель в Бугабашево разорили безбожники. Но рельефную икону Царицы Небесной верующие сохранили. И вернули в монастырь, когда он вновь стал действующим в 2007 году. Ежегодно 10 августа в Богородице-Одигитриевском монастыре проходят торжества, посвящённые чудотворному Бугабашскому образу Божией Матери.
Все выпуски программы Небесная Заступница