В истории многих народов есть люди, которых называют – отцы нации. Они побеждали на полях сражений; создавали из разрозненных говоров литературные языки; приводили народы к независимости; открывали школы. Портреты отцов нации украшают учебники истории, их изображения высекают в камне и помещают на денежные знаки.
У православного грузинского народа тоже есть такой человек. Его именем тоже называют улицы и школы, а сказать по фотографии, кто это, может каждый грузин. Но этого человека не просто вспоминают в особо торжественных случаях. Ему молятся, а его лик изображают на иконах. Святой Илия Праведный – поэт, просветитель и общественный деятель – отец грузинского народа.
Илья происходил из благородного кахетинского рода князей Чавчавадзе. Родился он в 1837 году. К этому времени Грузия находилась в составе Российской Империи. Отец Ильи и большинство его родственников служили в Русской Императорской армии. Многие из рода Чавчавадзе были награждены орденами и героически пали на полях сражений. Илья выбрал гражданскую карьеру.
В двадцать лет он поехал в Санкт-Петербург учиться в университете. Имперская столица радушно встретила грузинского студента. Общественно-политическая жизнь накануне отмены крепостного права кипела. Студенты зачитывались сочинениями Чернышевского и Герцена, следили за подвигами Джузеппе Гарибальди, интересовались социалистическими идеями. Чавчавадзе с головой погрузился в модные увлечения своей эпохи. Он был знаком с самим Чернышевским, был романтично влюблён в Софью – сестру Петра Ильича Чаковского. В конце концов, через четыре года за участие в студенческих волнениях его исключили из университета.
Но уже тогда было в нём нечто, что отличало его от вольнолюбивой студенческой братии. Это глубокая религиозность, ставшая для Ильи основой творчества и будущей общественной деятельности. Именно в Евангелии студент Чавчавадзе черпает вдохновение для многих своих стихов.
Мы живём – и, тем самым, владеем божественным даром;
Но порой свою жизнь мы впустую расходуем, даром.
Нам, рождённым из праха, обречённым в грядущем на тленье,
Не пора ли понять невозвратность любого мгновенья?
Неужели живем мы, Христова завета не зная,
Что для жизни грядущей дана человеку – земная?
И не Он ли велел нам, – хоть век всех живущих мгновенен, –
«Как Небесный Отец, будь и ты, человек, совершенен!».
Не окончив университет, молодой князь возвращался в родные края по Военно-Грузинской дороге. Первым земляком на его пути оказался бедный грузин-горец. Завязался разговор, который Илья запомнил на всю жизнь.
Илья: Скажи мне, ради Бога, что это за монастырь на том берегу Терека?
Горец: Да пребудет милость Её над нами – это церковь Святой Троицы. Случалось, когда подымутся в народе большие споры, тогда созывали там народный сход, выбирали судьями мудрых старцев и сажали их в келью судить. И то, что те судьи решат и скажут именем Святой Троицы и по испрошенной у Господа благодати, – этого никто не мог нарушить.
Илья: Почему же теперь этого нет? Почему люди не собираются в церкви Святой Троицы на совет?
Горец: А где теперь народ, где его единство? В старину, если, народ, так уж народ; сердце, так сердце; мужчина, так мужчина; женщина, так женщина! Друг другу помощью были. Берегли сирот и вдов. В доме чёрту, в поле вражьей силе противостояли… А теперь распалось единство народное. Завелся блуд. Зависть и корысть одолели. Нет прежнего единодушия. Кто ныне болеет о сиротах и вдовах? Кто утешит да порадует плачущего? Кто подымет упавшего?
По возвращении на родину, князь Илья Чавчавадзе положил всю свою жизнь на то, чтобы помочь тем грузинам, которые находятся в бедственном положении и вернуть христианские начала в жизнь Грузии.
Илья становится лидером неформального общества грузин, получивших современное образование в России и стремящихся к модернизации своей страны. Он активно участвует в деле освобождения крестьян. Затем организует и возглавляет первый грузинский банк, созданный с целью кредитования обедневших землевладельцев, чтобы они могли сохранить свои земли и заниматься хозяйством. Руководит «Обществом по распространению грамотности среди грузин», которое содержит сеть народных школ и библиотек. Возглавляет редакции журнала «Вестник Грузии» и газеты «Иверия».
Параллельно он пишет стихи, поэмы, повести, политические памфлеты и исторические очерки. В творчестве Чавчавадзе находит отражение прошлое грузинского народа, его современное состояние и задаются стандарты грузинского литературного языка.
В литературе и общественной жизни Илья Григорьевич служил мостом между Россией и Грузией. Много времени он уделял переводам Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Но попытки вытеснить грузинский язык русским, которые предпринимались имперскими чиновниками, вызывали крайне болезненную реакцию князя-просветителя. Национальную культуру он считал сферой, где раскрывается Божественный замысел о каждом народе.
Согласно церковному Преданию, когда апостолы кидали жребий о месте будущей проповеди, древняя Иверия выпала самой Божией Матери. Для Ильи этот факт подчёркивал живую связь между вечным и национальным.
О Матерь Божия! Отчизна – твой удел…
Заступницею будь истерзанного края!
Прими, как жертву, кровь, которую картвел
Столь щедро проливал, в страданьях погибая.
Довольно этих мук для родины моей,
Верни моей стране стремление ко благу,
Даруй ей бытие далеких славных дней,
Вдохни в сердца сынов отцовскую отвагу!
К началу двадцатого столетия авторитет князя Чавчавадзе был настолько велик, что его называли некоронованным царём Грузии. Тем ужаснее была весть, омрачившая конец лета 1907 года.
Илья вместе с женой путешествовал в открытой коляске. Экипаж окружила группа вооруженных молодых людей. «Я Илья, не стреляйте» – успел сказать князь. «Именно потому, что ты Илья, мы должны стрелять» – был ответ. Отца грузинской нации убили. Формальным поводом было ограбление, но есть все основания предполагать, что это было политическое убийство. Илья Чавчавадзе с его религиозностью и идеей сотрудничества разных классов во имя общего блага нации, был нестерпим для революционеров-безбожников. До конца это преступление так и не было раскрыто.
В Сионском соборе Тбилиси убитого поэта и радетеля за грузинские интересы оплакивала вся Грузия. Господь призвал князя в канун великих потрясений, но оставленное им наследие, помогло грузинам сохранить свою веру в эпоху гонений.
В 1987 году Святейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия Второй прославил Илью Чавчавадзе в лике святых.
Из вечности с иконных ликов на молящихся взирает святой, одетый в привычный для нашего времени пиджак. Святой, руководивший банком и писавший стихи. Верный Христу и его Церкви до конца. Илия Праведный.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (06.05.2024)
Деяния святых апостолов
Деян., 2 зач., I, 12-17, 21-26.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что необходимо делать в тех случаях, когда обстоятельства жизни складываются не так, как бы нам хотелось? С каким прошением обращаться к Богу? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 1-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
12 Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.
13 И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова.
14 Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его.
15 И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал
16 (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса;
17 он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего;
21 Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус,
22 начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его.
23 И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия;
24 и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал
25 принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место.
26 И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам.
Отрывок, который только что прозвучал, рассказывает о том, как был выбран новый апостол вместо Иуды-предателя. Апостол Лука, автор книги Деяний, упоминает о том, что претенденты должны были соответствовать двум критериям: быть среди учеников Спасителя со времени Его крещения у Иоанна, а также являться свидетелями воскресения Христова. После того как претенденты были определены, апостолы, помолившись Богу, бросили жребий. Когда жребий указал на Матфия, он стал считаться одним из двенадцати ближайших учеников Спасителя.
Можно предположить, что жеребьёвка проводилась примерно таким же способом, каким иудейские священники определяли должности и обязанности в Иерусалимском Храме. Имена кандидатов записывались на камнях. Эти камни опускали в сосуд с узким горлышком. Затем его встряхивали до тех пор, пока не вылетал один из камней. Тот, чьё имя было на камне, и занимал вакантную должность. Как нам известно, результаты любого голосования можно оспорить. Однако книга Деяний не даёт даже намёка на какие-либо дискуссии. Никто не оспаривает результатов жеребьёвки. Присутствующие принимают их без сопротивления, мирно. Всё это свидетельство того единодушия, которое царит между присутствующими.
Это же состояние общего согласия апостол Лука прямо отмечает в начале отрывка из сегодняшнего чтения книги Деяний. По его словам, последователи Спасителя «единодушно пребывали в молитве и молении». Особенно интересно в этом контексте упоминание о сводных братьях Христа. Как известно из Евангельских повествований, какое-то время они были противниками деятельности Иисуса. Как пишет об этом апостол Марк, «ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя». И теперь они здесь. Вместе со всеми. Так же, как и другие, они приняли тот путь, которым шёл их Брат. Более того, примкнули к Его последователям.
Какие важные свидетельства мирного состояния души! Ведь неприязнь, раздражение и недовольство — наши вечные спутники. Если внимательно понаблюдать за собой на протяжении дня, то станет очевидно, что мы исполнены если не злобой, то претензиями к людям и обстоятельствам. Нам сложно принимать без критической оценки то, как обстоят дела вокруг нас. Мы не переносим, когда что-то идёт не по-нашему. Нередко наши претензии справедливы и обоснованы. Однако от этого не легче. Ведь мы в состоянии постоянного протеста и борьбы с жизнью. Нам тяжело в окружении других людей. Именно поэтому мы так часто не чувствуем Бога.
Потому не будем забывать о том великом даре, который оставил нам Господь ценой Своих страданий, смерти и воскресения. Как Сам Он говорит: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам». Всё, что от нас требуется — принять этот дар. Приучать себя к тому, чтобы не сопротивляться происходящему. Принимать течение жизни с доверием Творцу. Если что-то идёт не по-нашему, сосредоточить всё своё внимание на исполнении Евангельских заповедей. Лишь сердцу такого человека в итоге открывается Господь, Сам устраивает его жизнь и наполняет её пасхальной радостью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Виталий изменил свою жизнь, благодаря помощи приюта «Тёплый приём»
Виталий живёт в подмосковном центре социальной реабилитации для бездомных людей — «Тёплый приём». Сюда мужчину привела череда трагических обстоятельств. В приюте Виталий вновь обрёл веру в людей и надежду на то, что жизнь его обязательно наладится.
Этой зимой мужчина приехал в Москву на заработки. Почти 3 месяца он трудился на заводе. А после того, как смена закончилась, решил немного задержаться в столице, посмотреть город. Так случилось, что Виталия обокрали — унесли сумку с вещами и документами, там же были и все заработанные деньги. Мужчина оказался на улице в мороз, в растерянности и непонимании, что делать дальше. Очень быстро он получил обморожение и попал в больницу, где лишился ноги. Затем Виталий оказался в центре «Тёплый приём». Тут мужчина находится под присмотром чутких сотрудников и медицинского персонала. В приюте чисто и тепло, есть возможность восстановиться после пережитых испытаний и понять, что делать дальше.
«Когда тебе, такому, как есть — небритому, в грязной одежде — безвозмездно помогают и искренне желают добра — хочется не подвести и встать на ноги. Хоть на одну, но крепко», — говорит Виталий.
Постепенно мужчина возвращается к активной жизни. Освоил в приюте новую профессию и теперь трудится в местной артели — создаёт красивые кожаные ремни, сумки, кошельки и не только. Этот благотворительный проект даёт возможность тем, кто попал в беду, особенно людям с инвалидностью, заниматься интересным делом, зарабатывать и чувствовать себя нужными. Приобрести качественные кожаные изделия и поддержать мастеров может любой желающий. Для этого переходите на страницу приюта «Тёплый приём» в социальной сети Вконтакте: https://vk.com/teplypriem
Поддержать приют можно по ссылке: teplypriem.ru
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов