В истории многих народов есть люди, которых называют – отцы нации. Они побеждали на полях сражений; создавали из разрозненных говоров литературные языки; приводили народы к независимости; открывали школы. Портреты отцов нации украшают учебники истории, их изображения высекают в камне и помещают на денежные знаки.
У православного грузинского народа тоже есть такой человек. Его именем тоже называют улицы и школы, а сказать по фотографии, кто это, может каждый грузин. Но этого человека не просто вспоминают в особо торжественных случаях. Ему молятся, а его лик изображают на иконах. Святой Илия Праведный – поэт, просветитель и общественный деятель – отец грузинского народа.
Илья происходил из благородного кахетинского рода князей Чавчавадзе. Родился он в 1837 году. К этому времени Грузия находилась в составе Российской Империи. Отец Ильи и большинство его родственников служили в Русской Императорской армии. Многие из рода Чавчавадзе были награждены орденами и героически пали на полях сражений. Илья выбрал гражданскую карьеру.
В двадцать лет он поехал в Санкт-Петербург учиться в университете. Имперская столица радушно встретила грузинского студента. Общественно-политическая жизнь накануне отмены крепостного права кипела. Студенты зачитывались сочинениями Чернышевского и Герцена, следили за подвигами Джузеппе Гарибальди, интересовались социалистическими идеями. Чавчавадзе с головой погрузился в модные увлечения своей эпохи. Он был знаком с самим Чернышевским, был романтично влюблён в Софью – сестру Петра Ильича Чаковского. В конце концов, через четыре года за участие в студенческих волнениях его исключили из университета.
Но уже тогда было в нём нечто, что отличало его от вольнолюбивой студенческой братии. Это глубокая религиозность, ставшая для Ильи основой творчества и будущей общественной деятельности. Именно в Евангелии студент Чавчавадзе черпает вдохновение для многих своих стихов.
Мы живём – и, тем самым, владеем божественным даром;
Но порой свою жизнь мы впустую расходуем, даром.
Нам, рождённым из праха, обречённым в грядущем на тленье,
Не пора ли понять невозвратность любого мгновенья?
Неужели живем мы, Христова завета не зная,
Что для жизни грядущей дана человеку – земная?
И не Он ли велел нам, – хоть век всех живущих мгновенен, –
«Как Небесный Отец, будь и ты, человек, совершенен!».
Не окончив университет, молодой князь возвращался в родные края по Военно-Грузинской дороге. Первым земляком на его пути оказался бедный грузин-горец. Завязался разговор, который Илья запомнил на всю жизнь.
Илья: Скажи мне, ради Бога, что это за монастырь на том берегу Терека?
Горец: Да пребудет милость Её над нами – это церковь Святой Троицы. Случалось, когда подымутся в народе большие споры, тогда созывали там народный сход, выбирали судьями мудрых старцев и сажали их в келью судить. И то, что те судьи решат и скажут именем Святой Троицы и по испрошенной у Господа благодати, – этого никто не мог нарушить.
Илья: Почему же теперь этого нет? Почему люди не собираются в церкви Святой Троицы на совет?
Горец: А где теперь народ, где его единство? В старину, если, народ, так уж народ; сердце, так сердце; мужчина, так мужчина; женщина, так женщина! Друг другу помощью были. Берегли сирот и вдов. В доме чёрту, в поле вражьей силе противостояли… А теперь распалось единство народное. Завелся блуд. Зависть и корысть одолели. Нет прежнего единодушия. Кто ныне болеет о сиротах и вдовах? Кто утешит да порадует плачущего? Кто подымет упавшего?
По возвращении на родину, князь Илья Чавчавадзе положил всю свою жизнь на то, чтобы помочь тем грузинам, которые находятся в бедственном положении и вернуть христианские начала в жизнь Грузии.
Илья становится лидером неформального общества грузин, получивших современное образование в России и стремящихся к модернизации своей страны. Он активно участвует в деле освобождения крестьян. Затем организует и возглавляет первый грузинский банк, созданный с целью кредитования обедневших землевладельцев, чтобы они могли сохранить свои земли и заниматься хозяйством. Руководит «Обществом по распространению грамотности среди грузин», которое содержит сеть народных школ и библиотек. Возглавляет редакции журнала «Вестник Грузии» и газеты «Иверия».
Параллельно он пишет стихи, поэмы, повести, политические памфлеты и исторические очерки. В творчестве Чавчавадзе находит отражение прошлое грузинского народа, его современное состояние и задаются стандарты грузинского литературного языка.
В литературе и общественной жизни Илья Григорьевич служил мостом между Россией и Грузией. Много времени он уделял переводам Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Но попытки вытеснить грузинский язык русским, которые предпринимались имперскими чиновниками, вызывали крайне болезненную реакцию князя-просветителя. Национальную культуру он считал сферой, где раскрывается Божественный замысел о каждом народе.
Согласно церковному Преданию, когда апостолы кидали жребий о месте будущей проповеди, древняя Иверия выпала самой Божией Матери. Для Ильи этот факт подчёркивал живую связь между вечным и национальным.
О Матерь Божия! Отчизна – твой удел…
Заступницею будь истерзанного края!
Прими, как жертву, кровь, которую картвел
Столь щедро проливал, в страданьях погибая.
Довольно этих мук для родины моей,
Верни моей стране стремление ко благу,
Даруй ей бытие далеких славных дней,
Вдохни в сердца сынов отцовскую отвагу!
К началу двадцатого столетия авторитет князя Чавчавадзе был настолько велик, что его называли некоронованным царём Грузии. Тем ужаснее была весть, омрачившая конец лета 1907 года.
Илья вместе с женой путешествовал в открытой коляске. Экипаж окружила группа вооруженных молодых людей. «Я Илья, не стреляйте» – успел сказать князь. «Именно потому, что ты Илья, мы должны стрелять» – был ответ. Отца грузинской нации убили. Формальным поводом было ограбление, но есть все основания предполагать, что это было политическое убийство. Илья Чавчавадзе с его религиозностью и идеей сотрудничества разных классов во имя общего блага нации, был нестерпим для революционеров-безбожников. До конца это преступление так и не было раскрыто.
В Сионском соборе Тбилиси убитого поэта и радетеля за грузинские интересы оплакивала вся Грузия. Господь призвал князя в канун великих потрясений, но оставленное им наследие, помогло грузинам сохранить свою веру в эпоху гонений.
В 1987 году Святейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия Второй прославил Илью Чавчавадзе в лике святых.
Из вечности с иконных ликов на молящихся взирает святой, одетый в привычный для нашего времени пиджак. Святой, руководивший банком и писавший стихи. Верный Христу и его Церкви до конца. Илия Праведный.
29 апреля. О вере

27 апреля, в день Антипасхи и в Неделю Апостола Фомы, в московском Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию.
На проповеди по завершении богослужения он говорил о вере.
Именно вера подвигала людей на подвиги, нравственные подвиги, на героизм по защите Родины, ближних своих, что также невероятно трудно произвести из материалистических убеждений. А почему я должен умирать за кого-то? С какой стати? А что, моя жизнь хуже другой жизни? А почему я должен умирать вообще за какую-то общность людей, как бы она ни называлась? Ведь жизнь-то дается один раз! И вот когда мы отвечаем на эти вопросы тем, что нет, есть ценности и есть силы, которые толкают нас, в том числе и Родину защищать, и ближних защищать, и жизнью своей рисковать, и жизнь свою отдавать, мы выходим за пределы материального. Потому что в материальном мире таких законов нет. Вот это и есть самое сильное обоснование того, что Господь есть. Что по Его закону, который был вложен в природу людей, несмотря на скорби, гонения и всякого рода скверну, сохраняется и вера в само бытие Божие, в Его присутствие в человеческой истории. Сегодня в нашей благословенной и многострадальной стране происходит совершенно особое возрождение веры. Ведь мы пережили все. И так называемый научный атеизм, отрицание веры. И будучи совершенно зрелым обществом, с очень значительным историческим опытом, мы, как народ, возвращаемся к вере. И вот все вы, мои дорогие, являетесь свидетельством этого. Дети и молодежь, люди среднего, пожилого возраста, мы все вместе стоим в этом святом храме. Мы люди XXI века. И я знаю, что ни у кого из нас нет сомнения, есть Бог или нет. Мы верой своей жизнью отвечаем — да, есть.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 апреля. О спасении мира Христом

В 3-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него».
О спасении мира Христом — протоиерей Андрей Ефанов.
Как часто, когда задаешь вопрос верующему, почему он старается избегать греха, слышишь в ответ: «Я боюсь страшного суда Божьего». Но Писание говорит нам, что совершенная любовь изгоняет страх. Не ради суда над нами Господь Бог создал нас, не ради суда Он послал Сына Своего в мир, но ради спасения нас от рабских оков греха. Не Бог осуждает нас на посмертные или вечные страдания, но наша неспособность соединиться с источником жизни, нашим Небесным Отцом, приводит нас в печальное и горестное состояние богооставленности. Как же нам спастись во Христе? Прежде всего, сердечно и деятельно исполнить заповедь любви к Богу. При этом необходимо помнить, что любовь к Богу невозможно стяжать, не полюбив своих ближних, даже тех, кто неприятен нам по тем или иным причинам.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 апреля. О духовной заботе христиан об усопших

Сегодня 29 апреля. Радоница.
О духовной заботе христиан об усопших — священник Августин Соколовски.
Воскресение Христово, по слову апостола Павла, это основание нашей веры. Пятидесятница — это кульминация Пасхи. Святость — плод Пятидесятницы. Между святыми усопшими, между усопшими и Пасхой есть особенная связь. Поэтому существует в православии и обязательный день поминовения — Родительская суббота накануне Пятидесятницы, за 9 дней до всех святых. Другое вселенское поминовение совершается за 9 дней до Великого Поста. Возможно, что наша традиция особой молитвы за усопших на 9 день после смерти берет свое начало от календарного расположения этих вселенских дней. В русской церкви также существует традиция особого поминовения усопших на 9 день после Пасхи. Имя этому дню — Радоница. Есть разные версии этимологии, но буквально это архаичное славянское слово созвучно Дню Радости. Именно в этот день, согласно уставу, разрешается служение панихид. Усопшие всегда поминаются в молитвах литургии. Прошение о всех прежде отшедших отцах и братьях наших ежедневно читается на сугубой ектение, в том числе и в пасхальные дни. Но отдельное поминовение не предусматривается вплоть до Радоницы. Историки и богословы по-разному объясняют появление этого праздника. В той или иной форме он также существует в сербской, грузинской, румынской и польской церквях Вселенского Православия. «Забота об умерших» назвал свой трактат о упоминовении отец Древней Церкви Святой Августин. Очень важно помнить, что молитва об усопших на Радоницу — это не народные обычаи, не какая-то берущая свое начало из язычества традиция, но именно подлинное евангельское выражение заботы об умерших, которые учили православных христиан святые отцы. Христос Воскресе!
Все выпуски программы Актуальная тема