Первая седмица Великого Поста только-только подошла к середине. Есть уже хочется очень сильно. Организм лихорадочно недоумевает: куда исчезла калорийная пища? почему всё так скудно? А тут еще вместо вдохновляющих великопостных служб – надо ехать в Государственную Думу на какое-то совещание. Сплошное искушение!
Приехав значительно загодя, естественно, направляюсь к буфету. А вдруг что-нибудь постненькое да обрящется? И удивлению моему нет предела: действительно – вот тебе и просто овощи-фрукты, если и салатики с растительным маслом, даже постная выпечка. Порадовавшись за правительственный общепит, учитывающий интересы верующих и церковный календарь, кладу салатики на поднос и направляюсь к кассе. Естественно, как и полагается, я при полном параде: в рясе, с крестом. Расплачиваюсь. Кассирша смотрит на меня слишком внимательно для рядовой ситуации. «Батюшка, а можно поинтересоваться?» – неожиданно задаёт вопрос девушка в яркой боевой раскраске со слегка прикрытыми белоснежным фартучком красотами. «Конечно!» – с улыбкой отвечаю, пытаясь предугадать, о чем же будет вопрос. «А сейчас можно постное масло или нет?» Опускаю взгляд на поднос, на котором лежат салатики с маслом, и оказываюсь перед непростой дилеммой. С одной стороны, в нашей духовной Академии на первой седмице дают постную пищу с маслом, и студентам, и преподавателям – и большинство «академических» придерживаются такой традиции. С другой – если следовать строго монастырскому уставу, елей разрешается только в субботу и воскресенье. Эти мысли стремительно проносятся в голове – но делая необходимую миссионерско-экономическую поправку на невоцерковлённость и молодость вопрошающей, со снисходительной улыбкой отвечаю: «Да, конечно же, можно!» И тут происходит нечто совершенно ужасное (невероятное): она быстро оборачивается к своей напарнице – такой же разукрашенно-полураздетой ( а как бы помягче?) – и с нескрываемым чувством победы говорит: «Вот видишь, а мы с тобой без масла постимся!»…
После этого случая я перестал подстраиваться в своих ответах под первое впечатление от вопрошающего. Кто его знает, может там, под этой совершенно светской внешностью, скрывается душа, нежно любящая Бога?
19 сентября. О ложных страхах и помощи Божьей
В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова Христа: «Ободритесь; это Я, не бойтесь».
О ложных страхах и помощи Божьей — священник Захарий Савельев.
Эти слова, сказанные Спасителем, связаны с пребыванием апостолов в лодке во время шторма. В нашей жизни случаются разные ненастья, действительно похожие на шторм. Одно время наша жизнь уподобляется тихому озеру, тихой воде, когда никаких угроз не предвидится. В другое же время наша жизнь наводняется ненастьями и исключительными обстоятельствами.
В эти секунды Господь явным образом зачастую себя проявляет в нашей жизни. И этот евангельский эпизод говорит нам о том, что каждому человеку, когда он видит Спасителя, нужно отбросить собственные страхи, суеверия и недоумения, потому что, как мыс вами знаем, евангелисты-синоптики, описываясобытия, говорят, что апостолы испугались самого Спасителя, приняв Его за призрака.
Но это был сам Господь, Который усмирил бурю, Который перед этим накормил множество людей. Что сделал Господь в этом евангельском событии? Онне оставил своих учеников во время шторма. Также и в нашей жизни, людей, которые живут в XXI веке,Господь не оставляет ни на секунду, ни на мгновение в периоды разных испытаний.
Господь каждому из нас идёт навстречу подобно тому, как шёл навстречу своим ученикам, находящимся во время шторма.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 сентября. Об опасениях апостола Павла
В 4-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас».
Об опасениях апостола — игумен Лука Степанов.
Апостол Павел ставит под сомнение плодотворность своей проповеди среди галатов из-за того, что они продолжают увлекаться теми расчетами и исполнительностью, которые были присущи ветхозаветным порядкам благочестивой жизни. Наблюдение новомесячий, определённых дней, неделание, годов, которые также чередовались, и на седьмой год не должно было делать то, что делалось предыдущие шесть, — всё это оставляло Его учеников, учеников Христовых, в неисправимости.
Поскольку теперь следование этим формальным установлениям оказывалось практически язычеством и идолопоклонством, поскольку за исполнением этих формальных требований и наблюдений не стоял ни дух, ни вера во Христа, ни сила Божья. Это было желание формально отделаться от божественного призвания, от предоставления Господу не своего, но самих себя.
Потому для новопризванных христиан эти ветхозаветные атавизмы, эта инерция ветхозаветных установлений отражала холодность души ко Христу, отсутствие любви к Нему, жизни по Христу, а следовательно, и верности Духу Святому.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 сентября. О духовном смысле праздника чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех

Сегодня 19 сентября. Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех в четвёртом веке.
О духовном смысле праздника — протоиерей Михаил Самохин.
Колоссы, или Хоны, когда-то были большим городом. К общине христиан этого города даже обратил одно из своих посланий святой апостол Павел. Но в 64 году от Рождества Христова сильное землетрясение разрушило город, и он больше никогда не восстановился в прежнем величии.
Храм архистратига Божия Михаила и источник при нём существовали в храме с древних времен. О его появлении пророчествовали жителям этого и соседнего города Иераполя святые апостолы Иоанн Богослов и Филипп. Пророчество исполнилось, и от источника люди обильно получали исцеление по своей вере.
Предание сохранило историю исцеления в водах источника немой дочери грека, который в благодарность воздвиг архистратигу Михаилу прекрасный храм. Известно и житие блаженного Архиппа, который поселился при храме через 90 лет после его возведения и всю жизнь подвизался, служа Богу.
Чудо явления архистратига Михаила связано с попыткой язычников уничтожить святой источник и погубить блаженного Архиппа. Много дней трудились нечестивцы, сооружая запруду выше храма и наполняя её водой. Все эти дни блаженный молился о заступничестве небесному покровителю храма. И архангел Божий явился блаженному Архиппу, рассёк скалу и отвёл воды рек от святого места.
Небесные покровители наших храмов и есть их настоящие хозяева и заступники. Они оберегают места молитвы и поклонения Богу, освящённые в их честь и память. И из своей практики могу подтвердить, что не раз именно заступничество небесной покровительницы нашего храма, святой равноапостольной Ольги, помогало общине в сложных ситуациях.
Господь, Божия Матерь, ангелы и святые заботятся о храмах, которые мы им посвящаем. Будем же всегда помнить об их незримом, но реальном присутствии, когда приходим помолиться.
Все выпуски программы Актуальная тема