Мороз, мороз… Перчатки на батарею и смотреть на часы: скоро ль останется пять минут, чтобы забраться на колокольню и не ждать первого удара в колокол d1 на морозе. Сей удар дается в 7:30 по московскому времени, это – начало Часов. А через пять минут пойдет благовест – три серии по сто ударов, и за ним – трезвон… Холодно…
Москва-река вся белая ото льда и снега, только по фарватеру темная полоса: это речные ледоколы проделали, потому что по фарватеру и зимой ходят корабли первого класса, и синими огоньками сверкают по бортам и мачтам, и красными огоньками внутри салона.
Поезд по метромосту гремит, останавливается на минутку, и опять гремит, чтобы провалиться в преисподнюю.
Но вот и 7:35 – начинаем благовест! Колокол гудит на морозе так, что до костей пронимает! Наверное, это полезно? Во время трезвона пальцы сильно замерзают. Ничего, надо доиграть до «без пяти минут начало службы». Доиграл. А скрюченными пальцами трудно читать молитвы на начало Литургии! Прочтем, и помолимся за всех. И скорее вниз, в корпус А – руки ополоснуть теплой водой, и потом – в храм.
В храме тепло! Перчатки опять на огненную батарею; отдышаться, оглядеться и – к Распятию, а после – к Казанской иконе Божией Матери, затем – к Андрею Стратилату, Николаю чудотворцу, Иоанну Предтече и – греться у батареи, что на галерее у окна. Окно всё в морозных «пальмах»… Служба течет своим чередом. К Апостолу надо успеть аналой поставить на амвон, да так, чтобы не мешать дьякону кадить. Сколько чтений нынче? Эх, не спросил… Аналой поставлен перед вторым чтением. После Евангелия дьякон передает аналой, чтобы отнести его к клиросу. Здесь главное поставить аналой тихонько – так, чтобы он не скрипел и не гудел по каменному полу. Ну, вот… поставил. Теперь можно и передохнуть до Херувимской, стоя у батареи.
После Херувимской – бегом на колокольню дать двенадцать ударов в Андреевский благовестник и завершить их в ре-мажоре четырьмя колоколами. Всё. Теперь уже до конца службы можно греться у батареи. Или молиться.
А уж после службы звон покороче и радостнее, потому что: что мерзнуть-то, когда Литургия совершилась?! Теперь можно в библиотеку зайти. От Академии хорошо видны дымы ТЭЦ, которые стелются по границе слоя инверсии. Все московское небо в этих полосах. Дымы сизые и предвещают большое загрязнение, но когда солнце поднимается из-за горизонта, то дымы становятся розовыми и золотистыми и совсем не страшными…
11 июля. Об отношении людей к святым целителям

Сегодня 11 июля. День памяти преподобного Павла, врача из Коринфа, жившего предположительно в девятом веке.
Об отношении людей к святым целителям — священник Стахий Колотвин.
В святцах у нас множество святых, но особенно народной любовью пользуются те святые, которые при жизни занимались врачебным ремеслом.
Увы, как бы мы ни вспоминали о своей душе, о её несовершенстве, о том, что надо о ней заботиться, мы люди телесные, если что-то где-то заболит, заколет, то тогда мы прежде всего, конечно, обратившись к врачу, обращаемся и ко Господу, и просим ходатайства у святых его угодников, особенно которые были связаны с врачебным ремеслом.
Среди них, тем не менее, малоизвестен преподобный Павел, врач коринфский. Хотя, с одной стороны, вроде и Коринф — древний христианский город, куда апостол Павел адресовал своё послание, мы смотрим, что врачебное ремесло тоже должно было привлечь к нему некоторое внимание.
Но вот мы вспоминаем, что и была в его жизни настоящая клевета, когда он, уже оставив врачебное ремесло, удалившись в монастырь, чтобы Богу служить, возможно, даже этим он смог людей раздражить: что же ты не занимаешься нашими болячками, а идёшь что-то молиться, почему ты не лечишь людей? Вот и на фоне этого и был он оклеветан.
На его отношении с Богом и радости престола Божия это никак не сказалось. Поэтому тоже, дорогие друзья, молимся этому замечательному, смиренному святому, он нам поможет и в здоровье души, и тела.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О духовном слышании

В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Кто имеет уши слышать, да слышит!».
О духовном слышании — священник Родион Петриков.
Эти слова Христа звучат как загадка, ведь физически слышат Его все. Господь говорит о другом: о духовном слухе, о способности услышать за словами голос Бога.
Представьте: два человека стоят в лесу. Один слышит только шум листвы, а другой различает и шум листвы, и пение птиц, и журчание ручья, и шепот ветра. Так и в духовной жизни можно слушать Евангелие годами и при этом оставаться глуховатым к его смыслу.
Почему так? Потому что настоящая глухота — это не отсутствие слуха, а сердечное, внутреннее нежелание слышать. Ведь фарисеи прекрасно слышали слова Христа, однако их сердца были закрыты, а мытари-грешники каялись и шли за своим Спасителем.
Сегодня этот вопрос звучит каждому из нас. А у меня какие уши? Уши, которые слышат только то, что хотят слышать? Или же уши, готовые принять божественную правду?
Христос не случайно повторяет эту фразу в Евангелии семь раз. Это как настройка радиоприемника: нужно найти правильную частоту, чтобы поймать сигнал. Бог говорит всегда. Вопрос только в том, готовы ли мы перестать шуметь в своей душе, чтобы расслышать Его.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О служении Павла Булацеля

Сегодня 11 июля. В этот день в 1867 году родился русский журналист, публицист и общественный деятель Павел Булацель.
О его служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Павел Фёдорович, получив прекрасное юридическое образование, стал в зрелые годы одним из основателей Союза Русского Народа — монархического движения, выступавшего в поддержку государственного строя в начале XX столетия.
В 1905 году, как руководитель Союза Русского Народа, он был принят государем Николаем Александровичем II. Из уст Павла Фёдоровича государь услышал такие слова: «Как дневной свет ненавистен кротам, так самодержавие ненавистно врагам России. Оно их обессиливает и потому раздражает. Они понимают, что доколе будет существовать самодержавие, дотоле Россия не распадётся. Не верьте, государь, тому, кого выдвигают масоны и кто опирается только на инородцев. Обопритесь на русских людей, и врата ада не одолеют русского государя, окружённого своим народом».
Он отошёл от политики после революции и жил тихо в своём имении до тех пор, пока не нашли его чекисты. Томился в тюрьме. Замечательно, что никакой вины предъявить ему было невозможно.
Как русский человек, патриот, православный христианин, Павел Фёдорович был расстрелян в Петрограде 18 февраля 1919 года.
Помолимся об упокоении души раба Божьего Павла, да воздаст ему Господь за служение Отечеству прощением согрешений и Царствием Небесным!
Все выпуски программы Актуальная тема