Я люблю фотографировать и поэтому во все свои поездки обязательно беру с собой фотоаппарат. Но недавно, когда я собиралась в Эстонию, в моём чемодане набралось так много вещей, что для фотоаппарата просто не оказалось места. У меня, в общем-то, такой… громоздкий фотоаппарат, с большим объективом. Я вышла из положения и попросила фотоаппарат у сестры. Он у неё очень компактный, маленький и делает снимки неплохого качества.
В Эстонии мы много гуляли, ездили по окрестностям Таллина. Ходили по берегу моря и, конечно же, много фотографировались. Но вот, в последний день нашей поездки, который мы посвятили прогулкам по магазинам, случился очень неприятный инцидент. Я нечаянно уронила фотоаппарат сестры на бетонный пол одного из таллинских магазинов.
Что я испытала в этот момент – словами не передать. Примерно то же самое, что испытывал Шарик из Простоквашино, когда ружьё своё в пруду утопил. «Матроскин мне голову оторвёт!» – говорил он. Мысленно я проектировала нечто подобное.
Аппарат, в конечном итоге, оказался живым, но – сильно поцарапанным и со колотым краем. И мысли об этом, конечно, очень омрачили мои впечатления от отпуска. Домой я возвращалась с тяжёлым сердцем, а потом ещё целую неделю не могла сказать сестре о случившемся. Рассказала мужу.
– Да ладно, – попытался успокоить он меня, – подумаешь, поцарапала. Я бы совсем не расстроился.
– Что ты! – отвечаю я, – она мне голову оторвёт! Знаешь, как будет ругаться…
– А ты уверена, что будет именно так? – усмехнулся муж.
– Да я точно знаю! Смотри, какой скол!
Наконец, пришло время всё рассказать. Сестра в тот день приехала очень весёлая, радовалась моим подаркам из Эстонии, расспрашивала о поездке. Я была сама не своя. «Ну вот. Вот сейчас. Сейчас я ей скажу и… начнётся».
– Слушай… – начала я и закусила губу.
– Что? – заволновалась сестра.
– В общем… Я уронила твой фотоаппарат на пол в магазине.
Протягиваю ей чехол и мысленно готовлюсь к шторму в сто баллов.
– Он работает? – робко спрашивает сестра.
– Да, но вот… смотри, – открываю чехол, показываю на сколотый край.
– Фу, ну ты меня напугала! Подумаешь, царапина! Работает – и ладно! Ты фотографии все из него перекинула, я могу забрать?
Я даже не знала, что на это сказать. В моей голове уже нарисовались картины бури… манипуляций с моей головой, с упрёками в безответственности за чужие вещи… А тут – не то, что упрёков нет, так ещё и волнуются: перекинула ли я свои фотографии на компьютер.
Сейчас, когда всё позади, мне стыдно вспоминать этот случай. И даже не потому, что я взяла чужую вещь и испортила её. А потому, что я самовольно дала себе право «точно знать», как отреагирует другой человек в ответ на неприятное известие. И мне кажется, эта история – без претензий на уникальность. Ведь все мы часто проектируем последствия наших действий, ориентируясь лишь на свой личный опыт. На свои привычки.
Там, в Таллине, я нарисовала себе ошибочное развитие событий только потому, что подменила реакцию сестры – своей собственной. Я просто представила себя я на её месте. А в момент кульминации, ошибка моих расчётов проявилась на моей совести… как отснятый кадр – на матрице. Вот только жаль, что распечатать этот снимок нельзя, а то – повесила бы на видное место. Чтобы не забыть.
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема