Холодный зимний ветер дул яростно и пронизывающе. Люди плотнее кутались в свои тёплые плащи и дышали в ладони, пытаясь согреться. Возле главных ворот города Амьена, что на севере Франции, сидел нищий старик. Он был почти раздет и замерзал. Нищий с мольбой смотрел на прохожих, но люди спешили по своим делам и не желали замечать какого-то оборванца.
Но вот в городские ворота въехал всадник. Это был молодой офицер императорской армии, облачённый, по форме того времени – пятого века по Рождестве Христовом - в длинный алый плащ. Поравнявшись с нищим, офицер вдруг остановился, спешился, и подошёл к несчастному. Тронув старика за плечо, он с тревогой в голосе спросил:
- Отец, жив ли ты?
Нищий слегка шевельнулся и приоткрыл глаза. Офицер помог ему приподняться, а потом снял с себя плащ, и, разорвав его надвое, в одну половину укутал старика, а в другую обернулся сам. Нищий улыбнулся ему растрескавшимися от холода губами:
- Спаси тебя Бог, мой господин! Сегодня ты вернул мне жизнь.
Молодого офицера звали Мартин. Воином он стал не по своей воле. Его отец хотел видеть сына на престижной государственной службе и силою принудил пойти в армию. Мартин же с юных лет желал только одного: прославлять Бога и помогать нищим и обездоленным. Когда ему было всего девять лет, он узнал о Христе. Евангельская мудрость глубоко тронула сердце мальчика. Мартин захотел креститься. И хотя христианство в Римской империи уже не подвергалось гонениям и открыто распространялось, родители Мартина оставались язычниками и не одобряли стремление сына стать христианином.
Но даже будучи солдатом, Мартин всегда находил возможность помогать людям. Своё весьма приличное офицерское жалованье он тратил на пищу для голодных, лекарства для больных, одежду для нищих, оставляя себе деньги лишь на крайне скромное пропитание. Армейские товарищи, тратившие баснословные суммы на красивую одежду и изысканные кушанья, смеялись над Мартином, а он не обижался на них и лишь ждал удобного случая, чтобы уволиться со службы, принять крещение и целиком посвятить себя служению Богу и людям.
Вскоре такой случай представился. Двадцатилетний Мартин без боя сумел уладить военный конфликт и в награду получил от императора разрешение покинуть армию. Неподалёку от города Пуатье он основал иноческую обитель, которая стала прибежищем для убогих, бездомных, больных и голодных. Слава о монастыре Мартина разлетелась по всей Франции, а самого его вскоре избрали епископом города Тура.
Но и в архиерейском сане Мартин оставался прежним – скромным, человеколюбивым и милосердным – и считал себя не господином, а слугою всех людей. Как-то раз Мартин собирался в храм, чтобы отслужить Литургию. Как раз в это время к нему постучался нищий и попросил какой-нибудь тёплой одежды. Мартин направил его к эконому, ведавшему церковным хозяйством. Однако эконом прогнал беднягу. Нищий вернулся к Мартину и всё ему рассказал. У епископа под монашеским плащом была шерстяная туника. Он снял её с себя и отдал нищему. Тот, радостный и благодарный, ушёл. А вскоре эконом, видя, что Мартин не выходит, явился его звать.
- Ваше Преосвященство, пора начинать Литургию!
Мартин внимательно посмотрел на эконома и ответил:
- Сначала нужно одеть бедного. Иначе в храм идти нельзя.
И тут эконом заметил, что у епископа под длинным чёрным плащом нет одежды. Он сразу же вспонил о нищем, которого прогнал, всё понял, и устыдился своей скупости и чёрствости. Больше он никогда не прогонял от себя бедных и помогал Мартину заботиться о них, восхищаясь его добротой и милостью.
Милостивым нарекла Мартина и Церковь, прославив его в лике своих святых.
«Уход из жизни супруга или супруги: как пережить разлуку?». Анна Леонтьева, протоиерей Андрей Харчук, Наталья Великанова
В дискуссии участвовали: автор текстов, радиоведущая Анна Леонтьева, экономист Наталья Великанова и клирик храма святителя Василия Великого при одноименной гимназии в Московской области протоиерей Андрей Харчук.
Все наши гости когда-то столкнулись со страшной потерей: у Анны в аварии погиб муж, у отца Андрея после продолжительной и тяжелой болезни умерла жена, а муж Натальи трагически ушел из жизни, попав под электричку в попытке спасти человека. Мы размышляли, как можно пережить смерть самого близкого человека и что может помочь не увязнуть в горе.
Табынская икона Божией Матери
Одним из первых русских поселений в Башкирии была Вознесенская пустынь на реке Усолка. Православные монахи ещё в шестнадцатом веке подвизались на здешних землях, которые в летописях именуются Табынскими. Иноки кормились нелёгким промыслом — выпаривали соль из соляного источника.
В 1590-х годах в Вознесенской обители произошло чудо. Один из насельников шёл на солеварню и услышал голос: «Возьми образ Мой». Монах решил, что это наваждение и не стал реагировать. Но на следующий день всё в точности повторилось. Инок огляделся, и увидел на камне над пещеркой, где била солёная вода, образ Божией Матери. По иконографии он был схож с Казанской иконой, явленной в 1579 году, но имел некоторые отличия в деталях одежды Пречистой Девы. Образ стали называть Табынским. Он хранился в Вознесенской пустыни и исчез после разорения монастыря кочевниками в конце семнадцатого века.
Однако, в 1765 году Богородица вновь явила людям свою Табынскую икону. Её нашли три пастуха-башкира на том же самом месте — над пещерой с соляным источником. Язычников находка не обрадовала. В раздражении они попытались разрубить иконописную доску и... ослепли! Пастухи стали горячо просить прощения у Божией Матери за свой поступок, и зрение вернулось к ним. В дальнейшем башкиры приняли крещение.
Икона хранилась в церкви села Табынское, в пятнадцати километрах от места обретения. Во время эпидемий, стихийных бедствий и набегов кочевников с ней совершались крестные ходы. Последний раз образ Царицы Небесной пронесли по Башкирии спустя два года после революции 1917-го. Вместе с беженцами, спасающимися от большевиков, икона пересекла границу России, побывала в Китае, затем в Австралии и США. На чужбине святыня была утрачена, и где она находится сейчас, неизвестно.
В Башкирии сохранилось несколько списков Табынской иконы. Два из них хранятся в женском Богородице-Табынском монастыре. Обитель была основана в 1998 году на месте явления чудотворного образа, близ соляного источника. К настоящему времени этот родник нашёл множество выходов на поверхность. Его целебную воду используют в оздоровительных целях в местных санаториях.
Главный, материнский источник, возле которого обрели Табынскую икону, оживает только раз в году, в день празднования чудотворного образа. В девятую пятницу после Пасхи пересохший ключ в маленькой пещере начинает источать влагу. Вода сочится всего три дня, и верующие с благоговением собирают драгоценные капли. В это время в Богородице-Табынский монастырь съезжаются паломники со всей России.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Смоленская икона Божией Матери
Одигитрия в переводе с греческого означает Путеводительница. Так называется один из самых древних образов Божией Матери. Считается, что его написал апостол Лука ещё во время земной жизни Царицы Небесной. На протяжении столетий люди делали копии святого изображения. Один из списков был создан в Константинополе в одиннадцатом веке. По преданию, этой иконой Византийский император Константин Мономах благословил свою дочь на брак с русским князем Всеволодом Ярославичем.
Святыню унаследовал сын Всеволода, Владимир Мономах. Он перенёс фамильную реликвию из Чернигова, первого своего удела, в Смоленск. С тех пор древняя икона стала именоваться по названию этого города, Смоленской. Специально для святыни был построен Успенский собор, где она хранилась триста лет. По молитвам Богородице перед Её Смоленским образом совершались многочисленные чудеса.
В четырнадцатом столетии древняя реликвия впервые покинула Смоленск. Город был захвачен литовскими войсками, и благодатный образ, спасая от поругания, перенесли в Москву. Там он пребывал в Благовещенском соборе Кремля. В 1456 году Смоленский епископ Мисаил попросил московского князя Василия Третьего возвратить святыню. Просьба была исполнена, чудотворная икона вернулась в город, который подарил ей наименование.
В 1812 году, во время войны с Наполеоном, реликвия вновь покинула пределы Смоленска. Образ Царицы Небесной крестным ходом доставили в московский Успенский собор, где совершили торжественный молебен об избавлении от врага. Затем икону Пречистой Девы с молитвой пронесли вокруг столицы. Тысячи людей просили Богородицу о даровании победы русскому оружию. Сам полководец Михаил Кутузов преклонил колени перед Смоленской иконой. И молитвы были услышаны! После освобождения Русской земли святыня вновь вернулась в кафедральный собор Смоленска.
Советская власть в тридцатых годах двадцатого века устроила в храме Успения Богородицы антирелигиозный музей. Но Смоленскую икону безбожники не тронули. Она по-прежнему пребывала на своём, веками освящённом месте, и верующие посетители тайно возносили молитвы перед светлым Ликом Божией Матери.
Во время Великой Отечественной войны Смоленск захватили фашисты. При отступлении в 1943 году они вывезли из города многие ценности, и в их числе — Смоленскую икону. С тех пор о местонахождении чудотворного образа ничего не известно. Но остается надежда, что когда-нибудь Божия Матерь утешит жителей Смоленска возвращением святыни!
Все выпуски программы Небесная Заступница