Интересно, кто придумал это словосочетание «Божий одуванчик»? Почему одуванчик, а не, например, ромашка. Или если и одуванчик- то почему Божий?
Когда мы говорим эти два слова, то совершенно точно знаем кто адресат. Это такие специальные маленькие старушки, у которых белоснежные волосы. Нет, не седые, а именно одуванчиковые, и еще у них где-то припрятан маленький узелок, чтобы взять его с собой когда подует последний ветерок, и весь этот белоснежный одуванчик полетит маленькими парашютиками на постоянное место жительства к Тому, Кому всю свою долгую жизнь они верили и молились.
Я - счастливый человек, потому что в моей жизни есть такой «Божий одуванчик». Это моя двоюродная бабушка, она живет в Калуге и ей 91 год. Я точно знаю, что у нее уже припасен тот самый заветный узелок.
А еще, в маленькой квартирке в Калуге находится машина времени. И когда я переступаю порог бабушкиного дома, эта машина начинает работать со страшной скоростью. Я как в спец. эффекте какого-нибудь фантастического фильма начинаю уменьшаться и становлюсь практически младенцам. Дело в том, что моя бабушка помнит маленькой мою бабушку, мою маму, меня и мою дочь. Она застала 4 поколения в детстве! Получается, что она хранитель нашего семейного времени и всех секретов и тайн! И вот мы сидим и пьем с ней чай с малиновым вареньем, и она говорит совершенно спокойно, что недавно умерший её сын Бориска теперь на небесах пьет также как и мы чай с моей умершей мамой. У моего «Божьего одуванчика» нет смерти, той которую мы так боимся. Просто есть какая-то черта, вот сейчас она здесь и со мной, а потом, после того самого последнего ветерка - она уже там, с Бориской. Со всеми ними, уже ушедшими от нас.
Я еду из Калуги и думаю о том, какое счастье, что Господь подарил моей бабушке столько лет жизни! Что есть возможность снова стать маленькой, и вспомнить то, что начинает уже забываться за давностью лет. А бабушкина память не подвержена времени, она помнит абсолютно все!
Я буду молить Господа о том, чтобы она увидела пятое поколение нашего рода.
И еще, когда я стану старенькой бабушкой - я тоже очень хочу быть «Божьим одуваничком».
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.