Первым Египетским фараоном, упоминаемым в Библии, был Шешонк, именуемый в греческом переводе Священного писания Сусакимом. Именно этот монарх в десятом веке до Рождества Христова предоставил убежище израильскому подданному Иеровоаму, бежавшему от гнева оскорбленного им царя Соломона. Когда же правителем израильтян стал сын Соломона, Ровоам, Иеровоам поднял против него восстание десяти племен. Единое еврейское государство разделилось на Северное и Южное – Израиль и Иудею. Сусаким благоволил самозванцу, провозгласившему себя Израильским царем, и подвергал преследованию законного иудейского монарха. На пятом году царствования Ровоама фараон вторгся в Иудею и разорил множество городов.
Этот рассказ Третьей библейской книги Царств оспаривался многими учеными как достоверный вплоть до девятнадцатого века. Но в 1907 году он неожиданно был подтвержден в ходе исследований, предпринятых французскими археологами Огюстом Мариеттом, Гастоном Масперо и Жоржем Легреном на развалинах языческого храма Амона в египетской деревне Карнак.
Комментарий эксперта:
Деревня Карнак находится в том самом месте, где с третьего по первое тысячелетие до Рождества Христова располагалась египетская столица – город Фивы. Храм Амона представляет собой гигантское сооружение, возводимое на протяжении веков несколькими поколениями фараонов. Внес свой вклад в строительство этого культового здания и упоминаемый в Библии Сусаким. На южной стене Карнакского храма ученые обнаружили многочисленные вытесанные в камне иероглифы и рисунки, рассказывающие о военном походе этого монарха против Иудеи.
В центре рельефа изображен египетский бог Амон с серповидным мечом. Он ведет к фараону Шешонку сто пятьдесят шесть скованных иудейских пленников, привязанных веревками к его руке. Каждый пленник символизирует собой целый город – названия селений тут же подписаны иероглифами. Среди этих топонимов есть и упоминающиеся в Библии населенные пункты - Раввиф, Фаанах, Беф-Сан, Мегиддо и другие.
В 1929 году имя фараона Шешонка вновь зазвучало в связи с археологическим открытием. Французский египтолог Пьер Монте, производя раскопки города Танис на берегах восточного рукава Нила, обнаружил царский некрополь с нетронутыми захоронениями!
Комментарий эксперта:
Танис, наряду с Фивами, был одним из важнейших древнеегипетских городов, и подтверждением этому стало обнаруженное здесь захоронение сразу нескольких фараонов. Эту находку археологи назвали своей особенной удачей – ученым не часто удавалось войти в некрополь раньше нелегальных копателей, разграблявших исторические памятники. В одной из усыпальниц Пьер Монте обнаружил стоящий на небольшом постаменте саркофаг из чистого серебра с изголовьем в виде огромной головы сокола. На золотом чеканном покрывале мумии отчетливо читалось имя фараона – Шешонк! Под драгоценным покровом находилась посмертная золотая маска египетского царя. Это была вторая подобная находка – первая обнаруженная учеными маска принадлежала знаменитому Тутанхамону.
Несмотря на то, что имя Шешонка было указано на саркофаге, не все ученые согласились с тем, что мумия принадлежит упомянутому в Библии фараону. Многих смутило то обстоятельство, что другие мумии царского некрополя носили имена правителей более поздней династии. В 1993 году британский египтолог Айдан Додсон опубликовал в связи с этим научную статью под названием «Обнаружен ли новый царь Шешонк?», в которой высказал предположение, что в Танисе захоронен неизвестный правитель Египта, взявший себе тронное имя прославленного предшественника. Однако, к этому моменту уже никто не сомневался в реальности существования фараона, дела которого описаны в Третьей книге Царств.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер