Может ли человек, называющий себя скептиком и атеистом, написать роман о святом, а потом совершить христианский поступок, подобно своему святому герою? Оказывается, может!
Здравствуйте! С вами — писатель Ольга Клюкина с программой «Прообразы: святые в литературе».
Сегодня мы говорим о преподобной Таисии Египетской и романе Анатоля Франса «Таис».
Во второй половине 19 века, с легкой руки писателя Флобера, автора романа «Искушение святого Антония», среди французских романистов возникла мода на произведения о святых.
В 1889 году другой французский писатель Анатоль Франс, считавший себя последователем и учеником Флобера, выпустил в свет роман «Таис», наделавший немало шума.
Главной героиней его романа является куртизанка Таис, жившая в начале 4 века в Александрии. Под влиянием монаха-пустынника Пафнутия, Таис обращается ко Христу, уходит в пустыню и становится христианской подвижницей.
Из жития преподобной Таисии Египетской известно, что ее духовный переворот, действительно, произошел под влиянием святого Пафнутия.
Однажды в дом Таис пришел пустынник Пафнутий, который знал её еще девочкой. Движимый желанием спасти грешную душу Таис, монах рассказал ей о Христе. Его слова упали на взрыхлённую почву – в детстве Таис была крещена. Повзрослев и отступив от заповедей Христа, она тем не менее жаждала изменить свою жизнь, но не знала, как это сделать, не решалась cсовершить последний шаг навстречу переменам.
Мастер психологической прозы Анатоль Франс в романе «Таис» хорошо показывает смятение молодой женщины во время разговора с аввой Пафнутием.
Анатоль Франс:
— Таис, я несу тебе жизнь вечную. Верь мне, ибо то, о чем я благовещу,— истина.
— А кто мне поручится, что это истина?
— Давид и пророки, Писание и чудеса, которые ты увидишь воочию.
— Мне хотелось бы тебе верить, монах. Ибо, сознаюсь тебе, я не нашла счастья в мире. Удел мой прекраснее удела царицы, и, однако, жизнь принесла мне много огорчений, много печали, я безмерно устала…
Мне часто-часто приходит в голову мысль, что только нищие добры, счастливы, благословенны и что великая радость — жить в бедности и смирении.
Современники восхищённо называли Анатоля Франса «самым французским, самым парижским, самым утончённым» писателем. Однако его роман «Таис» оказался не таким, как прежние произведения, и вызвал неоднозначные читательские отклики. Одни назвали роман «Таис» «бредом безбожника» — прежде всего, из-за довольно гротескного образа монаха-пустынника Пафнутия.
Другие восхищались умением Анатоля Франса выразительно, в точных исторических деталях передать атмосферу Александрии эпохи раннего христианства, видели в описании нравов времен падения Рима аналогию с современной Францией.
Сам Анатоль Франс называл роман «Таис» философской повестью, притчей, сказкой, даже неким «пособием по философии и морали» и постоянно подчеркивал иносказательный характер истории о раскаявшейся грешнице. Конечно, в этой книге и много личного, поиск выхода Франса из собственного духовного кризиса…
Сцена, когда авва Пафнутиий ведет Таис в женский монастырь - одна из самых сильных и красивых в романе Анатоля Франса «Таис».
Франс:
Они пили с ладони студёную воду и беседовали о вечных истинах. Таис говорила:
— Я никогда не пила такой чистой воды и не дышала таким легким воздухом, а в дуновениях ветерка я чувствую присутствие самого бога.
Пафнутий отвечал:
— Видишь, сестра моя, теперь вечер. Синие ночные тени обволокли холмы. Но скоро ты увидишь освещённую зарёй скинию жизни, скоро увидишь сияющие розы немеркнущего утра.
Они шли всю ночь и пели псалмы и гимны.
В 1921 году Анатоль Франс стал лауреатом Нобелевской премии по литературе и пожертвовал все деньги в пользу голодающих России, совершив поступок вполне в духе преподобной Таисии Египетской.
«Помощь в Курске». Ольга Нарыкова
Гостьей программы «Делатели» была координатор церковного центра помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям в Курске Ольга Нарыкова.
Разговор посвящён истории создания центра при Свято-Троицком монастыре в Курске. В первые дни самой главной задачей было накормить людей и дать им кров. Постепенно помощь стала более адресной: к продуктам и вещам добавились лекарства, медицинское сопровождение, юридические консультации, поддержка пожилых и работа с детьми.
Ольга Нарыкова делится опытом координации добровольцев и говорит о том, что сегодня особенно нужны помощники для одиноких стариков — просто прийти, помыть, приготовить, убрать. Даже несколько часов внимания могут стать настоящей поддержкой.
Отдельная тема беседы — сотрудничество с инклюзивным центром «Дышим вместе», где помогают детям с особенностями развития и дают мамам возможность немного передохнуть.
Ведущий напоминает, что присоединиться к помощи можно и через пожертвования, и через волонтёрство: каждый вклад становится важным делом милосердия.
Все выпуски программы Делатели
Как Топор в лес ходил

Фото: Nico Knaack / Unsplash
Однажды увидел Топор, что хозяин не запер сарай, да и в лес убежал. Идёт он по тропинке: топорищем поигрывает, Обухом постукивает, лезвием поблёскивает. Разыгрался Топор не на шутку: с кочки на кочку прыгнет — сосенку затешет, в ложбинку сбежит — осину подрубит, на пригорок поднимется — ель заденет. Да при этом ещё и бахвалится:
— Теперь я ваш хозяин. Я самый главный в лесу. Захочу — погублю, захочу — помилую!
Росла в том лесу маленькая стройная Березка, такая красивая, что все окрестные деревья только ею и любовались. Увидел её Топор, обрадовался и грубо загоготал.
— Ха-ха-ха! Что дрожишь, тонконогая? Тебя только стукнуть разок по белому стволу — и душа вон!
Испугалась Берёзка, взмолилась:
— Не бей меня, Топор. Не губи. Я ещё только жить начинаю. Обещал на мне жениться молодой весенний дождик...
— Дождик? Не бывать этому! Не люблю я воды, — сказал Топор. — Вот что я решил: лучше я сам на тебе женюсь. А не согласишься — одним махом тебя срублю.
Качнулась Берёзка, задрожала от страха, побежали по её стволу слезы, как серебряные капельки.
— Не губи мою молодость, — прошептала она еле слышно.
Побежал Топор дальше на весь лес страх наводить. А Берёзка стала другим деревьям на свою горькую судьбу жаловаться.
— Не бывать такому грубияну женихом! Наверняка, он будет обижать нашу любимицу, — возмутился братец Дуб. — Пусть Топор сначала со мной потягается. У меня кора крепкая, как железо. Разок стукнет — поломает топорище, лишится своей хвалёной силы.
Зашумел братец Дуб всеми листьями, но Топор не стал к нему подбегать, обошёл стороной. Привык он обижать только самых слабых и беззащитных.
— Пусть Топор со мной имеет дело, и тогда он сразу своё лезвие сточит, — проскрипел дедушка Клён. — Я старый уже, почти весь высох, со мной ему точно не справиться.
Подскочил Топор к старому клёну, да так ударил по его стволу, что у того последние листья с макушки осыпались.
— Такого силой не победишь, надо найти его слабое место, — сказала тётушка Ива. — Если его не остановить, то Топор в лесу ещё много плохих дел натворит. Он сказал, что воду не любит...
Подозвала тётушка Ива к себе хулигана и стала ему выговаривать:
— Почему ты деревья без нужды рубишь? Зачем красавицу-березку до слёз обидел?
— Что хочу, то и делаю, потому я в лесу самый сильный.
А тётушка Ива не унимается:
— Почему ты дедушку Клёна — самого старого в нашем лесу — не уважаешь? Зачем осинку и сосёнку подрубил? Кто позволил тебе так себя вести?
Рассердился Топор и закричал:
— Ты ещё меня будешь учишь, скрипучая развалина?! Да я с твоими тонкими ветками в момент расправлюсь! Вот я тебя проучу!
Бросился Топор на тётушку Иву, что росла на берегу ручья, да не рассчитал. Отпружинил от её гибких веток и кувыркнулся в воду.
Может быть, он до сих пор в том ручье лежит и потихоньку ржавеет. Да и поделом такому жестокому и самонадеянному грубияну.
(по мотивам марийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM