Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл беседовал с участниками фестиваля "Вера и слово". Патриарх Кирилл ответил на актуальные, важные, а также личные вопросы.
К. Мацан
— Это «Светлый вечер» на радио «Вера». Здравствуйте, дорогие друзья! В студии Константин Мацан. И у нас сегодня очень необычная программа, потому что гостем нашим сегодня, в некотором смысле, станет патриарх Московский и всея Руси Кирилл, но гостем заочным.
На днях в Москве завершился VII Международный фестиваль православных СМИ «Вера и Слово», и центральным мероприятием фестиваля стала встреча участников с патриархом Кириллом. На этой встрече у нас была возможность задать предстоятелю вопрос от радио «Вера» и услышать вопросы наших коллег. И, конечно, услышать ответы патриарха. Из этих ответов и сложилась наша сегодняшняя программа — некоторые высказывания предстоятеля, прозвучавшие на этой встрече, уже стали заголовками новостей, и мы решили дать нашим слушателям возможность познакомиться с ответами патриарха непосредственно, что называется, обратиться к оригиналу. Потому что не секрет, что многие мысли начинают звучать принципиально глубже, когда погружены в контекст всего высказывания.
И, несмотря на то, что во встрече принимали участие представители, казалось бы, узкой специальности — работники православных медиа, темы и проблемы, поднятые предстоятелем в его ответах, звучат, на мой взгляд, универсально и имеют отношение к жизни и человеку вообще. Особенно к жизни человека в информационном обществе в эпоху Интернета, социальных сетей и зашкаливающего количества информации. Как реагировать, как не потонуть в информационном потоке, что значит оставаться человеком в таких условиях и какое отношение все это имеет к вере в Бога — эти и другие темы в нашей сегодняшней программе.
И начать позволю себе с кое-чего не совсем обычного. В ходе встречи мне, как представителю нашей радиостанции, довелось озвучить вопрос патриарху лично. Не скрою, нам, конечно же, оказался очень важен ответ предстоятеля и его слова о радио «Вера». Поэтому, преодолевая некоторое стеснение, все же предлагаю послушать Вам этот фрагмент записи как он есть, без монтажа, чтобы, возможно, передать саму атмосферу той встречи в Храме Христа Спасителя.
Ваше Святейшество, благословите, Константин Мацан, радио «Вера», Москва. Любое СМИ, которое говорит о вере и о Церкви, наверняка, ставит своей целью говорить об этом с широкой аудиторией. При этом часто само это понятие — «широкая аудитория» — не так легко определить именно в силу широты. Но Вы, как пастырь, постоянно общаетесь именно с широкой аудиторией. Более того, возможно, Ваша аудитория — вообще самая широкая в стране, потому что Ваши проповеди и выступления слышат люди разных возрастов, социальных групп, из разных регионов, разных уровней образования и так далее. Вот какой совет Вы могли бы дать нам, журналистам? Как говорить о вере с широкой аудиторией? Спасибо.
Патриарх Кирилл
— Ну, во-первых, я бы хотел поздравить радио «Вера» и сказать, что Вам удается говорить с широкой аудиторией.
К. Мацан
— Спасибо, Ваше Святейшество!
(Аплодисменты.)
Патриарх Кирилл
— Я не всегда могу Вас слушать, но иногда удается в машине что-то такое слышать. Мне нравится, как Вы ведете передачи.
Я скажу о какой-то тоже страничке из своей собственной биографии. Я, как старый человек, уже все начинаю туда, в историю. Так вот, реально, в 1994 году, на Пасхальной неделе ко мне обратились сотрудники «Первого канала» (тогда это, кажется, называлось «Останкино») и попросили, чтобы я произнес проповедь на телевидении. И в субботу, перед Фоминым Воскресеньем, меня пригласили, с тем чтобы я сказал какую-нибудь проповедь. Ну, я сказал то, что мог сказать. Им понравилось, они говорят: «А Вы не могли бы в следующую субботу сказать?» Я говорю: «Ну, постараюсь». Но понял, что потом могут быть продолжены эти просьбы, и поэтому сразу решил свои проповеди устраивать в виде цикла целого, чтобы из одной вытекала другая и так далее. И вот где-то в эти первые две недели, наверное, я размышлял вот о чем: а на каком языке я должен разговаривать? Ведь меня все слушают — верующие, неверующие. Тогда ведь неверующих людей было гораздо больше, чем сейчас. И для многих даже терминология была непонятна. На каком языке?
Теперь, ведь есть очень интеллектуальная
И сразу задумался: на каком языке-то говорить со всей этой публикой? Потом перекрестился и сказал: «Буду говорить, как могу». Вот на этом языке я и разговариваю с людьми.
(Аплодисменты.)
Короче, больше искренности, правды, честности — и тогда люди будут не только интеллектуально Вас воспринимать — они будут чувствовать Ваше настроение. Это самое важное — чтобы не только умом, но сердцем нам передавать христианское послание ближним нашим.
К. Мацан
— Таким был ответ патриарха Кирилла на вопрос радио «Вера» в рамках фестиваля «Вера и Слово». В начале встречи предстоятель обратился к участникам с кратким вступлением и рассказал историю из собственной юности, из тех времен, когда ему был 21 год. По моим ощущениям, эта история стала своего рода лейтмотивом всей встречи, потому что в ней — ответ на вопрос, которым, уверен, многие задаются: как, что называется, сохранить рассудок, когда вокруг такое количество давящей информации, разной — серьезной, развлекательной, в телевизоре, в Интернете — где угодно? Как выработать собственное отношение к информационному потоку и, скажем так, обезопасить себя? Вот каким был ответ патриарха Кирилла.
Патриарх Кирилл
— Я рассказывал Вам историю. Это было в далеком 1968 году, 48 лет назад, в городе Упсале в Швеции. Проходила IV Генеральная Ассамблея Всемирного совета церквей. Я был самым молодым участником этого большого международного межхристианского съезда — мне был 21 год. И вот рядом со мной сидел пожилой священник из Соединенных Штатов Америки, его звали отец Иоанн Туркевич. Он был сыном митрополита Леонтия Туркевича, который в свое время был женатым священником, потом овдовел, а потом стал главой русской митрополии в Северной Америке.
Отец Иоанн, помимо того, что был священником, был выдающимся американским ученым-химиком. Он всю жизнь проработал в Принстоне, он был участником Манхэттенского проекта, человеком огромных знаний, опыта и одновременно глубоко верующим человеком. И поэтому очень большую часть времени на этой Ассамблее я провел в беседах с ним и многое от него почерпнул. Так вот именно ему принадлежали слова: «Умейте отделять сигналы от шумов». И он научил меня этой мудрости во время заседания. Кто-то вступает, идет какая-то дискуссия, а я по молодости, по рвению, желанию все запомнить и проанализировать
Заповедь такая, наказ — он меня сопровождает всю жизнь. И, поверьте мне, очень помогает. Особенно когда ты сталкиваешься с огромным объемом информации. Не нужно все запоминать и не нужно, особенно, все серьезно воспринимать. Там, где шумы, и нужно все это отсеивать.
К. Мацан
— Патриарху задали много вопросов, вроде бы, касающихся актуальной повестки дня. А вот ответы оказывались во многом шире только актуальной повестки — они выходили и на обобщения, и, что важно, на просто человеческие проблемы, с которыми мы так или иначе сталкиваемся. Спрашивали, например, про то, как противостоять пропаганде ненависти, которая льется сегодня из разных СМИ, причем, одинаково с разных сторон политических баррикад. И на политический, казалось бы, вопрос. Прозвучал пастырский ответ — о любви к врагам.
Патриарх Кирилл
— А что такое «любить врагов»? Как можно любить врага? Врага принято ненавидеть, с ним нужно бороться. Вот все сегодняшние информационные катаклизмы отражают напряженную политическую борьбу, внешнеполитическ
Я не знаю, это дар Божий — отсутствие злобы, или он приобретается молитвой. Но я глубоко убежден, что это замечательное состояние человеческой души — когда человек чувствует свободу над внешними обстоятельствами
К. Мацан
— Я напомню: у нас сегодня специальный выпуск программы «Светлый вечер» в нестандартном формате. Мы слушаем, какие ответы дал Святейший Патриарх Кирилл на вопросы участников фестиваля «Вера и Слово», Международного форума православных СМИ. Атмосфера злобы и нелюбви, подчас наполняющая информационное пространство, в котором мы живем, — эта тема возникала на встрече не раз. Оно и понятно — слишком сильно каждый это чувствует. Можно просто провести 15 минут в социальных сетях. И каждый рза встает вопрос: а как поступать лично мне? Не оставаться равнодушным и ввязываться в дискуссию, если видишь, что звучит неправда о чем-то важном для тебя, или, наоборот, уклоняться от любых споров — дескать, все равно бесполезно, а злоба только умножится? Ответ патриарха, что неудивительно, предлагает «царский путь», то есть срединный, избегающий крайностей: и равнодушным не оставаться, но и злобу не множить. Патриарх Кирилл говорит конкретно «о нападках на Церковь» (это цитата), но сама мысль, сама логика актуальна, как мне кажется, для спора на любую тему, для любой дискуссии, где начинают разгораться страсти. Словом, давайте послушаем.
Патриарх Кирилл
— Здесь нужно, конечно, разумно поступать. Всегда, мне кажется, нужно ответить. По крайней мере, если бы я сидел в этих сетях, я бы всегда отвечал. Но смотрел бы на реакцию. Если в результате этой реакции ругань становится в десять раз сильнее, то, знаете, не мечите бисер перед свиньями. Но попытаться нужно всегда. Ведь останавливает Церковь руку убийцы, руку преступника. Священники же делают это во время исповеди, пытаются это сделать, когда к ним приходят за духовным советом люди с очень дурными намерениями. Но если все-таки человек решил идти совершать преступление, то ведь не побежит батюшка за ним с громкоговорителе
Поэтому в этих дискуссиях нужно всегда сохранять и человеческое, и христианское достоинство. Но молчать, ссылаясь на то, что «да ну, все это чепуха!», не надо. Это грех — не ответить. А почему ты не ответил? Испугался, или лень, или ума не хватает? Посоветуйся с кем-то — может быть, тебе помогут сформулировать ответ, остановить человека. А может быть, найти такие аргументы, которые... Может быть, он тут же ругнется на Вас, но аргумент западет в голову. Пройдет какое-то время, он подумает: «Что-то я погорячился, ведь вот этот пользователь — он, вроде, ничего плохого не сказал».
Поэтому не нужно уходить от борьбы. Потому что иначе это малодушие или окамененное нечувствие, как в молитве мы говорим. А если нет окамененного нечувствия, нету малодушия, мы должны отвечать и отстаивать нашу позицию, но с учетом того, что я сейчас сказал. Полагаю, что это будет, конечно, участием в духовной брани. Так человек и призван к духовной брани. Мы все воины Христовы. Только своего собственного, как я сказал, достоинства, собственного лица терять не надо в этой борьбе. Как и омрачать своего внутреннего состояния.
Вот это тоже очень важный момент: что происходит, когда мы на зло отвечаем злом? Вот представьте себе: я сижу в мирном состоянии духа, ну, и кто-то вдруг меня сильно обижает. У меня было мирное состояние духа, я радовался жизни, погоде, людям, окружению. Вдруг кто-то меня несправедливо обидел — на работе или в прессе, или еще где-то, да? Если в моем сердце возникает злоба, что происходит? Тот, кто меня обижает, меня победил — он разрушил мой внутренний мир, он оказался сильнее. А вот если он моего внутреннего мира не разрушил, если злобы в моем сердце не возникло, то, значит, его атака была бесплодной, он ничего не добился. Потому что здесь действительно брань-то не плоти и крови — здесь на духовном уровне идет сражение. И каждый, кто своей злобой разрушает наш внутренний мир и сеет злобу в нашем сердце, он нас побеждает. А Господь этой заповедью любви к врагам дает нам силу быть свободными от этих обстоятельств, лететь как птица над этими конфликтами. Это не значит терять ориентацию: сохранять критическое мышление, разумную способность к анализу, но быть свободным от страстей. Вот что такое христианство. Это великая сила, которая помогает человеку быть счастливым, потому что счастье — это состояние нашего сердца.
К. Мацан
— Вот о чем предложил помнить патриарх Кирилл участникам фестиваля «Вера и Слово».
Много острых тем затронули на этой встрече — например, ситуацию на Украине. В рамках фестиваля проходила фотовыставка, посвященная Всеукраинскому Крестному ходу. Он, напомню, прошел летом, был организован Украинской Православной церковью Московского патриархата и объединил около 100 тысяч человек в молитве о мире и любви на украинской земле. Фотографии показали патриарху Кириллу, и он не смог не сказать и об этом.
Патриарх Кирилл
— Вот, всматриваясь в эти фотографии, понимал, что за этими фотографиями стоит. Нам иногда не хватает мужества, чтобы кому-то сказать в глаза правду, чтобы отстаивать церковные интересы, особенно в социальных сетях, в той их части, в которой не испытывают симпатии к Церкви. Нас иногда что-то шокирует и даже пугает. Вот какой подвиг был этим народом принят, который, несмотря на провокации, трудности, запреты, опасности, и под дождем, и под жарой шел из Святогорской лавры, из Почаевской лавры в центр — Мать Городов Русских, в гордо Киев, в Киево-Печерскую лавру. Удивительно спокойные лица, никакого озлобления, никакого ожесточения. Никто не отстаивал никаких политических позиций. Крестный ход выражал саму суть Церкви, которая неразрывно связана с осуществлением христианских заповедей, с жизнью по Евангелию. И если и было сопротивление этому Крестному ходу, то, наверняка, здесь уже борьба с миродержителями тьмы века сего. Потому что кто же мог в добром уме и ясном сознании противиться этой миссии мира? Восставали именно на духовную, молитвенную акцию. Ну, а борьба с молитвой, с верой — она всегда проистекает от духов злобы поднебесной. Считаю, что Крестный ход в Киеве был великой милостью, знаком благоволения Божия к нашей Украинской Православной церкви, к украинскому народу и свидетельством о том, какая должна быть миссия Церкви в нашем разделенном противоречиями мире.
К. Мацан
— Другая большая тема, которая часто попадает в светские СМИ, это строительство новых храмов в спальных районах Москвы. И об этом патриарха участники встречи тоже спросили, и предстоятель выделил несколько аспектов этой темы. Как правило, несогласие со строительством храма, если такое возникает, вызвано выбором места — например, участка у парковой зоны. В этих случаях Церковь, как отметил патриарх, идет навстречу и меняет место. Есть те, кто противится строительству храмов в силу каких-то политических соображений. Но есть и аспект более серьезный, чем политика. Об этом патриарх сказал особо, упомянув ситуацию вокруг храма в московском парке «Торфянка» и сравнив это с тем, как строился в свое время кафедральный собор в Калининграде.
Патриарх Кирилл
— Вот расскажу Вам очень кратко историю строительства кафедрального собора в городе Калининграде. Вы знаете, что построен величественный собор на главной площади — вот там, где парады, демонстрации, стоял вначале Вильгельм, потом Ленин, там все было, да? И как раз на том месте, на котором стоит сейчас собор, была огромная цветочная клумба, розарий. А в 90-е годы смятение было в душах калининградцев. Кто-то говорил о том, что Калининград давно уже продан немцам, что не нужно с ним связывать будущее. Начался даже отток населения из Калининграда. И ко мне, как к митрополиту Калининградскому
Хорошо. Ну, строили не власти — мы строили. Это целая история, как мы построили собор, не буду сейчас об этом говорить. Но факт в том, что они дали согласие.
И вот для закладки камня на это место я решил привезти крест большой и поставить его. И мы двигались от действующего кафедрального собора — небольшой кирхи — до места закладки, через центр города, Крестным ходом, неся этот крест — большой, 6 метров. Идем по главной улице, и вдруг наперерез нам вырывается группа, человек 40, с искаженными злобой лицами. Они плевали, кричали, топали. Бесовщина! И мне говорят: «Посмотрите, это вот коммунисты все устраивают!» — «Стоп-стоп-стоп! Это не коммунисты. Так коммунисты себя не ведут. Это совсем другая публика». И потом оказалось — это была другая публика. Это были сектанты, которые не переносят изображения креста. Мы поставили крест — через три дня его спалили. Мы поставили из металла 12-метровый крест, который стоял до тех пор, пока мы не поставили временный храм.
Вот теперь к случаю «Торфянки» хотел бы перейти. Когда, знаете, там разворачивались очень такие грозные события, и мы договорились с властями, что мы готовы поменять место. Ну, хорошо — людям хочется в парке этом гулять, хотя кусочек небольшой и не очень, кстати, такой уж привлекательный. Ну, Бог с ним. Да, давайте, вот выбрали место. И защитники этого места, где храм должен был быть построен, говорят: «Вы знаете, а давайте крест-то оставил — в память обо всем, что мы делали». Сегодня с таким же ожесточением эти люди борются не с храмом — с крестом! Так, может быть, изначально это была не защита территории, не защита парка, а борьба вот именно с этим символом христианства? Вот и сбросили маски.
Ну, в таком случае, и соответствующие действия с нашей стороны должны быть принципиально. Мы не можем идти на поводу у людей, которые по идейным соображениям ненавидят изображение Креста Господня. Тем более, что Крест, скажем, в наших символах государственных присутствует. Поэтому неправильно будет нам отдавать на поругание Крест Христов.
К. Мацан
— Напомню, это специальный выпуск программы «Светлый вечер». Мы слушаем фрагменты выступления Святейшего патриарха Кирилла на фестивале «Вера и Слово». В студии Константин Мацан. Мы прервемся и вернемся к Вам буквально через минуту.
«Светлый вечер» на радио «Вера» продолжается. У нас сегодня специальный выпуск в нестандартном формате. Наш гость сегодня, скажем так, заочный. Это Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
На этой неделе в Москве прошел фестиваль «Вера и Слово», в рамках которого патриарх ответил на вопросы его участников — сотрудников православных медиа. Ответы подняли проблемы, выходящие далеко за пределы цеха церковных журналистов, и сегодня эти ответы мы слушаем. Из них и складывается наша нынешняя программа.
Патриарха спросили о том, как может Церковь, что называется, противостоять миру. Миру в том смысле, что каждый, посмотрев вокруг, может обнаружить в информационном пространстве много вещей, которые трудно назвать правильными и добрыми. То есть, есть, с одной стороны, Церковь с ее тихим голосом проповеди и дел милосердия, с другой стороны — вся развлекательная система медиа. И численный перевес здесь очевидно на стороне последней. И снова вопрос, поставленный конкретно о Церкви, обретает в ответе патриарха более широкое звучание — это, на самом деле, про каждого человека в момент совершения выбора. Например, о родителях, которые стремятся защитить детей от вредной информации. Давайте послушаем, что сказал патриарх Кирилл.
Патриарх Кирилл
— Человек, в силу отсутствия, может быть, духовного воспитания, убеждений, более предрасположен к тому, чтобы удовлетворять свой инстинкт, чем к тому, чтобы воспитывать свой разум и свой дух. Вот я вспоминаю одну беседу с немецкими издателями и телевизионщиками тоже в начале 90-х годов, когда у нас все изменилось и очень важный такой, большой, мощный издательский концерн из Германии приехал в Россию и почему-то они захотели со мной встретиться. У них была идея создания какого-то совместного журнала с Русской Православной церковью. И вот мы все это обсуждали, и я потом посетовал на то, что... Говорю: «Вот включил один из каналов Ваших — как-то Вы уж очень там работаете «ниже пояса». Что это такое, зачем это?» А мне говорят: «А иначе денег не заработаем. Вот за это люди платят. А вот, — говорят, — за то, что Вы проповедуете, люди не очень готовы платить».
Я уже когда-то публично рассказывал эту историю. Это такая... Не знаю, было когда-нибудь это или не было, но это из истории философии такой рассказ. Вот по улице античного города идет философ в окружении учеников, а навстречу идет уличная женщина. Подходит к философу и говорит: «Вот ты их учишь тут полжизни, а мне достаточно пальцем поманить, пойду домой — и они за тобой». Он говорит: «Правильно ты говоришь, женщина. Потому что ты предлагаешь им скатиться вниз, а я предлагаю взбираться на гору. А взбираться на гору всегда труднее». Поэтому мы изначально находимся в уязвимом как бы положении — у нас изначально меньше возможностей повлиять на человека, чем у тех, кто раскручивает это инстинктивное начало. Но что это означает? Это означает, что надо складывать оружие? Да совсем нет. Да просто означает, что мы должны в 10 раз работать лучше, чем те, кто разрушает человеческую личность. Мы должны быть более организованными, более образованными. В конце концов, мы должны быть умнее. А ум нам дает не только наша природа — нам Господь вкладывает ум. Мы живем, мы имеем перед собой Евангелие, слово Божие, величайшую мудрость, выше которой нету ничего. И ничего выше этого, значительнее не было создано за всю историю человеческой цивилизации. Это в наших руках. Мы от этого и на основании этого обращаемся к людям. «Поэтому да не смущается сердце Ваше — веруйте в Меня и в Бога веруйте», — Господь говорит. Это наш путь. Это действительно узкий, трудный путь. Но мы избрали этот путь и должны идти вперед с уверенностью в том, что Господь с нами, а значит, и победа будет с нами. А это точно. Потому что эсхатологическая победа — за Христом, а не за дьяволом. Поэтому мы — на стороне Победителя.
К. Мацан
— Для меня лично в этих словах патриарха важно, кроме всего прочего, что, начав с обозначения проблемы несовершенства человека, слушателя все равно приводят в конце к радостному финалу.
На встрече с патриархом, конечно, не могла не возникнуть тема милосердия и благотворительно
Патриарх Кирилл
— Социальная работа и любая другая работа в Церкви, служение, не должны использоваться для личного пиара. Я очень страдаю, когда я вижу эту линию поведения. Она касается разных рангов церковнослужител
А вот скромный труд людей, какое бы положение они ни занимали — сестра милосердия, студент богословия, священник, дьякон, епископ — если каждый служит внутри церковного организма и старается не выпячивать самого себя, не зарабатывать очки на своем служении, то тогда такое служение, несомненно, будет и Богом благословлено, и человек многое от этого получит. В первую очередь, он получит глубочайшее внутреннее удовлетворение.
Поэтому, думаю, критерий только один — ни одно из церковных служений, в том числе и социальное служение, не может служить не просто поводом или причиной, а фактором, который используется для личных целей. В противном случае, это все будет во вред.
Да, собственно говоря, ведь и в обществе люди так же воспринимают доброделание, даже если говорить не о церковных структурах милосердия. Сразу же видно, кто как себя ведет. Даже из тех людей, которые мелькают на экране телевидения. Люди безошибочно понимают и чувствуют, чем занимается человек — он на себя работает, осуществляя какие-то грандиозные миссии, или он реально помогает людям. Он реально помогает, но, в первую очередь, для самого себя. Вот в Церкви это не должно иметь места. Я хотел бы, чтобы меня сегодня все услышали — и те, кто милосердием занимается, и кто другими областями церковной жизни занимается. Потому что если мы служим Богу, то двойной бухгалтерии быть не может. И не должно быть служение, направленное, скорее, не во Славу Божию, а во имя собственных интересов. Вот то, что я мог бы на этот вопрос ответить.
К. Мацан
— Участники фестиваля «Вера и Слово» — люди из разных регионов, и на встрече с патриархом прозвучал вопрос из Кабардино-Балкар
Патриарх Кирилл
— У нас ведь очень многонациональна
К. Мацан
— Я напомню, в эфире специальный выпуск программы «Светлый вечер». Сегодня в нестандартном формате мы слушаем отрывки выступления Святейшего Патриарха Кирилла на фестивале православных СМИ «Вера и Слово». Участники встречи задавали вопросы, из ответов на которые и складывается наша сегодняшняя программа.
Еще одна остроактуальная тема, возникшая во время беседы, это тема памятников различным историческим деятелям и, скажем так, идеологической нагрузки этих памятников. Но, как всегда, тема политическая стала поводом сказать о более важном — теме мировоззренческо
Патриарх Кирилл
— Вот удивительно: Советский Союз, тоталитарная организация, жесткая идеология — в центре города Петербурга стоят памятники царям. Но ведь, с точки зрения советской власти, они все были эксплуататоры, исчадия ада! У нас же о царях ничего хорошего не говорили! Еще так, чуть-чуть — о Петре что-то. А Екатерина-то — Господи, ну как, хуже не бывает! А Николай I и так далее? И стоят памятники. И стояли в советское время. И многие люди, проходя, понимали, что вот это эксплуататоры, вот это они мучили наш народ, терзали, а памятники стоят.
Ну памятник Петру — ну даже с точки зрения чисто гуманистической, не идеологической — но ведь управлял-то он жесткой рукой! Я вот учился в то время в школе, когда нам рассказывали о том, какое огромное количество людей погибло при строительстве Санкт-Петербурга и от чего они погибали. Это же невероятная жестокость! Представить себе невозможно, чтобы в современной жизни так могли бы строить города или еще что-то. А Петр так строил — памятник стоит.
Я не понимаю, почему только сейчас у нас возникло вот это какое-то обостренное такое отношение к таким персонам. Ну, кому-то нравится, кому-то не нравится. Ну, кто-то пьет чай с сахаром и с лимоном, а кто-то со сливками. Но мы же живем в свободном обществе! Ну не приноси ты цветы к этому памятнику! Пиши статьи, что вот этот человек — вообще-то, он не заслуживает памятника, но, вроде, большинство проголосовало. «Мы принимаем мнение большинства, но это не исключает моего критического отношения к этой личности». Мы должны немножечко научиться цивилизованно жить. И ведь сейчас многие люди очень критически относятся к советскому прошлому, тем более, к революции. Но ведь стоят же памятники — не будем уж точно называть имя, отчество и фамилию, да? И многие приезжают и без всяких симпатий взирают на эти памятники. Но никому же в голову не приходит их спиливать, как где-то недалеко от России, да?
Вот я думаю, что отношение к такого рода явлениям должно свидетельствоват
Нам не надо перенапрягать, что называется, наши межличностные отношения, общественные отношения и поднимать слишком градус вот этой полемики, которая, вообще-то, не заслуживает того, чтобы слишком уж влиять на умы людей. Я полагаю, что нам нужно научиться жить с большим уважением к различным точкам зрения, которые существуют. А история — она вся соткана из различных точек зрения. Если посмотреть не только на наши памятники, а то, что за границей — кровавым королям стоят памятники. Но люди же знают историю! Никому в голову не придет: «Давайте спилим, потому что он столько людей загубил». Нет.
А вот в учебниках истории нужно говорить правду. Нужно говорить о хорошем и плохом, нужно вырабатывать объективный взгляд на историю. А самое главное — история должна перестать разделять наш народ. Ведь не разделяют наш народ экспонаты в музее! Почему история сейчас так разделяет наш народ? Мы должны перейти через эту эпоху, если хотите, этот период нашего общественного развития и закрыть тему войн вокруг исторических персоналий и вообще исторических периодов. Давайте перекрестимся, скажем: «То, что с нами было, было. Господи, благодарим Тебя и за радость, и за горе, и за улыбки, и за слезы, которые были, но мы устремляемся вперед, как народ, объединенный общими целями и, дай Бог, единой верой!»
К. Мацан
— Таким был ответ патриарха Кирилла на вопрос о памятниках историческим деятелям и об их идеологической нагрузке.
И под занавес нашей сегодняшней передачи перейдем от темы серьезной к теме легкой — впрочем, тоже серьезной. Молодая студентка задала патриарху Кириллу вопрос о его фотографии с пингвинами во время поездки в Антарктиду. Девушка спрашивала, планируются ли еще подобные экзотические поездки с экзотическими фотографиями, которые могли бы так же, без всякого специального продвижения, что называется, «взорвать Интернет». Вот что ответил предстоятель.
Патриарх Кирилл
— Вы знаете, я меньше всего планирую свои поездки и свою работу, думая о реакции на фотографии. Причем, я это без всякой ложной скромности говорю. Это действительно так, я просто об этом не думаю.
Но, более того, я иногда своих коллег некоторых... Вот если сейчас отец Александр Волков где-то... Вот он, там сидит. Я одергиваю, я говорю: «Не надо это фотографировать! Ну зачем Вы это делаете?» А они, как специалисты, меня убеждают: «Слушайте, вот на это-то и обратят внимание!» Я говорю: «Бог знает, кто обратит внимание, но не надо этого делать!»
Вот я шел вдоль Темзы, и начали меня фотографировать. Я позвал отца Александра и говорю: «Что Вы делаете, зачем это надо? Ну, я иду в плаще, в скуфеечке, дождь льет — ну зачем это надо?» — «Нет, это надо!» Ну, вот потом увидел, что в газетах почему-то именно эту фотографию оставили. Поэтому это помимо моей воли происходит.
А что касается плана моей работы, то он, конечно, сверстывается, потому что много есть просьб, с которыми обращаются к патриарху, — посетить те или иные места. Но я считаю, что пока есть силы, нужно посещать те места, где мало шансов людям когда-нибудь встретиться с патриархом. Я убедился, насколько это важно.
И вот что касается Антарктиды — это ведь не просто туризм был. А когда мы оказались в Латинской Америке и я вспомнил обо всех этих приглашениях, которые мне из Антарктиды присылали полярники, то почему бы не полететь? И полетели, и, по милости Божьей, встретились с людьми — с замечательной международной группой. Я, выступая перед ними, сказал: «Вы знаете, у Вас есть что-то такое, что напоминает Царствие Божие, Рай. Конфликтов межнациональных нету, политических — нету, конфликтов с природой нету, конфликтов с животным миром тоже нету. Никаких военных действий, военных приготовлений — ничего нет. Вы просто мирно живете и занимаетесь своим делом». Я был очень рад встретиться с этими людьми. Ну, и, надеюсь, и для них это была какая-то духовная поддержка. Поэтому это не просто туризм, не развлечение. На туризм, к сожалению, не хватает времени. А когда удается соединить свои путешествия по программе с посещением каких-то таких мест, то, конечно, получаешь двойное удовлетворение — и от трудов, и от созерцания как раз природы или зверей. Я очень люблю животный мир и природу люблю. Так что для меня это всегда вдвойне приятно.
К. Мацан
— Такими были слова патриарха Кирилла.
На этом нашу сегодняшнюю программу пора заканчивать. Напомню, это был специальный выпуск «Светлого вечера» в таком нестандартном формате. На этой неделе патриарх встретился с участниками фестиваля «Лира и Слово». Поднятые ими вопросы и ответы патриарха составили прошедший час.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться делать замечания правильно? Как высказывая заслуженные претензии ближним, не обидеть их и не оскорбить? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 5-й и 6-й глав послания апостола Павла к Галатам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 5.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Если человек согрешил, то его необходимо исправить. Примерно такой смысл можно увидеть в только что прозвучавшем отрывке послания апостола Павла. Как исправить? Понятное дело, как. Подойти и сказать ему, что он что-то сделал не так, как правильно. Кажется, всё проще простого. Но вот только на практике подобное никогда не получается сделать нормально. Либо я сам не могу нормально сделать замечание. Внутри шевелятся раздражение и неприязнь, а бывает ловлю себя на чувстве превосходства и тщеславии. Либо человек принимает всё сказанное в штыки, и я начинаю от этого заводится. В любом случае возникает напряжение, а иногда происходит даже скандал.
Апостол Павел в курсе этих особенностей человеческой натуры. Он прекрасно знает, как работает наш эгоизм и на какие выкрутасы он способен. А потому он добавляет, что необходимо не просто исправлять. Но исправлять в духе кротости. Что это за дух такой? Кротость — это особое качество души, которое нередко противопоставляют гневливости. В кротком человеке нет сопротивления другим людям. Он не встаёт на дыбы, если что-то вдруг идёт не по его сценарию. В нём пропадает свойственная многим из нас тяжеловесность. Его словно становится мало. Он становится мягким и тихим. Почти прозрачным. Как правило такие люди — это люди поступка. И все их дела приносят окружающим максимальную пользу. И вот если такой человек говорит, то его слова не цепляют и не ранят окружающих. Не оставляют на их сердце едкую горечь. Даже если это слова замечания и обличения.
Дух кротости, точно так, как и дух любви, милости, смирения и долготерпения, — это подарок от Бога. Это особое действие в нашем сердце божественной благодати. А потому естественным образом он не возникает в душе. Для этого необходимо потрудиться. Каким же образом? Апостол даёт ответ — «наблюдая за собой». Есть такая важная духовная закономерность. Если человек ведёт духовную жизнь, если он ежеминутно отслеживает, что происходит в душе у него самого, пытается разобраться в глубинных мотивах и целях своих собственных чувств, мыслей, слов и поступков, он становится мягким и снисходительным к окружающим. Он видит, что сам далёк от совершенства. В нём самом есть те недостатки, которые присутствуют в других людях. И он это признаёт не умом, не абстрактно. Он ощущает это всем своим существом. Поэтому он десять раз подумает перед тем, как выпалить свои претензии окружающим. Но даже если скажет, то скажет словно о себе. Словно поделится своим опытом, как он сам справляется с собственными дефектами и немощами.
А потому зачастую человек кроткий пребывает в молчании. В первую очередь он сосредоточен на работе с собственной душой. У него нет никакого желания что-то кому-то доказывать, объяснять или поучать. Это нарушает тот хрупкий мир, который живёт у него внутри. И если он и делает это, то лишь потому, что сами люди обращаются к нему и просят рассказать, как он смог добиться таких результатов в духовной жизни и приобрести такое мирное внутреннее состояние.
К этому призваны и мы с вами. Больше наблюдать за собой. За движениями собственного сердца, за чувствами, мыслями, словами и поступками. То есть заниматься тем, что христианские подвижники называли душевным деланием. И тогда однажды мы заметим, что ровно в той степени, в какой мы проявляем усердие в этой работе, нам меньше хочется высказывать ближним свои претензии. Нам стало легче нести бремя их недостатков. Они просто перестали нас особо волновать. А люди, ощущая это, тянутся к нам, просят у нас совета и внимательно прислушиваются к нашим словам.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 6. Богослужебные чтения
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. У каждого человека есть друзья и недруги. У кого-то больше одних, у кого-то других. Задумываясь о недругах, мы понимаем, что их можно нажить плохим поведением, но можно, как ни странно, хорошим. Такое тоже бывает. Иногда кажется, что с ними так трудно, что молиться за них и уж тем более желать им добра совсем не получается. И всё же должен быть в нашей молитве один элемент, о котором никак нельзя забывать. Порассуждать о нём подробнее можно на примере 6-го псалма, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 6.
1 Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.
2 Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоём наказывай меня.
3 Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены;
4 и душа моя сильно потрясена; Ты же, Господи, доколе?
5 Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей,
6 ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?
7 Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе моё, слезами моими омочаю постель мою.
8 Иссохло от печали око моё, обветшало от всех врагов моих.
9 Удалитесь от меня все, делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего,
10 услышал Господь моление моё; Господь примет молитву мою.
11 Да будут постыжены и жестоко поражены все враги мои; да возвратятся и постыдятся мгновенно.
Помню разговор с одним знакомым священником, который рассказывал мне о своём подходе к теме вражды и неприязни. Сам он старается сознательно ни с кем не враждовать и с чувством неприязни бороться, но и когда с ним кто-то враждует, говорит: «Пытаться нравиться всем — безнравственно. Это означает, что ты никакой: ни собственных убеждений, ни принципов, которые ты способен отстаивать». Действительно, если кто-то испытывает к нам неприязнь или даже враждует с нами, обычно мы расстраиваемся и пугаемся, хотя поступать надо совершенно иначе. Начать надо не с переживания о чужом мнении, а с вопроса к самому себе, что с тобой на самом деле, прав ты или нет. Если неправ, найти возможность извиниться и исправиться. Если прав, подумать о том, как жить мирно, сохраняя верность правде. Наконец, если сомневаешься, спроси совета, если же твоя совесть чиста, а человек продолжает враждовать, наберись терпения, но от правды не отступай.
Псалом 6-ой, который мы сейчас услышали, передаёт переживания царя и пророка Давида, находящегося в тяжёлой ситуации. Судя по тексту, проблемы и бедствия окружили его со всех сторон. Он ощущал на себе гнев Божий за грех, страдал от телесной болезни и от нападения врагов. Состояние его было так тяжело, что он буквально был на грани смерти. Однако при этом псалмопевец не потерял доверия Богу. Царь не просто просит о возвращении добрых отношений, но говорит: спаси меня ради милости Твоей. То есть знает, что гнев Божий — не гнев человеческий, он не противоречит милости и любви, но даже в определённом смысле является выражением этой любви в отношении грешника. И эта уверенность в Боге помогает Давиду не отчаиваться. Страдая физически и эмоционально, он изменился и духовно вернулся к Творцу, почему и не хочет иметь ничего общего с беззаконными. «Удалитесь от меня, — говорит он им, — ибо Бог услышал мой плач и примет мою молитву». Однако в контексте разговора о врагах важно обратиться к последнему стиху. В отличие от многих других псалмов, в данном случае автор немногословен. Однако те короткие прошения, которые он озвучивает, очень важны. Во-первых, он просит поразить врагов стыдом и страхом. И надо понимать, что стыд в ветхозаветном контексте — это публичное обрушение надежд, это позор, связанный с тем, что Бог смиряет человека на неправильном пути. Страх — это внутреннее переживание, это боязнь за своё будущее. Но дальше ещё интереснее, ведь Давид просит, чтобы враги обратились, когда будут опозорены. А обращение в еврейском — это далеко не всегда просто разворот — это изменение направления деятельности и мысли. И как Бога Давид в начале псалма умоляет обратиться, то есть сменить гнев на милость, так теперь, молясь о вразумлении врагов, просит о том, чтобы развернулись, то есть покаялись, они. Именно так должны быть выстроены молитвы о врагах, даже желая им испытаний, не следует делать этого из мести, но только из желания их покаяния и исправления.
Псалом 6. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 6. (Церковно-славянский перевод)
«О христианах и христианстве». Архимандрит Симеон (Томачинский)
В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наш ведущий диакон Игорь Цуканов вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе трактата святителя Григория Нисского «...О том, что значит имя и название „христианин“» говорили о том, каким надо стремиться быть христианину, а также о смыслах христианства.
Разговор шел о том, как и в чем мы можем подражать Христу, почему христианин призван к совершенству и о чем стоит помнить на пути духовного развития.
Ведущий: Игорь Цуканов
Все выпуски программы Почитаем святых отцов











