Встречи с дорогими людьми, с которыми мы давно не виделись, всегда хранят в себе ощущение какой-то тайны. Накануне этих событий мы вспоминаем о совместном прошлом: как появились мы в жизни друг друга, что нас связывало, насколько тёплыми были отношения и… как же так случилось, что разошлись мы на такой длительный срок. Собираясь на эти встречи, несмотря на то, что знакомы с этими людьми уже давно, мы точно знаем: скоро на нас свалится лавина из новостей, рассказов, воспоминаний… И нам, прямо-таки, не терпится узнать, что же произошло за традиционные «сколько лет, сколько зим» с нашими близкими.
Одновременно с догадками, как изменился объект этой нашей предстоящей встречи, мы думаем и о том, что же мы расскажем о себе. По полочкам раскладываем свои победы, поражения, достижения, неудачи. Рассказы о детях кладём в отдельное место. Работу – в отдельное…В общем, скраиваем своё лоскутное одеяло жизненных историй.
И вот – наступает момент икс. Долю секунды мы всматриваемся друг в друга, ищем знакомые черты, и явно видим тот неминуемый отпечаток времени, который десятилетиями скрывается за зеркальным отражением нашей монотонной повседневности. Мы разглядываем друг на друге одежду, изменение фигуры, лица и, так и не успев понять, что этим человеком потеряно и что найдено, бросаемся к нему в дружеские объятия, и начинается бесконечный сбивчивый поток историй: «А у меня!», «А ты?», «А я!»… И так проходит час, затем второй, третий. Кажется, столько уже друг другу рассказали, но тут вспоминается ещё что-то и ещё. А, между тем, встреча подходит к концу. И досадное ощущение скоротечности времени сводит обоих к одной и той же фразе «Так и не поговорили».
На прощание, как правило, звучит традиционное взаимное: «Не пропадай больше. Звони!». Но снова проходит день, второй. А потом года и десятилетия. Как один миг. И, вновь, спустя время, за которое опять столько всего произошло, мы собираемся на другую встречу со своими далёкими близкими людьми. Мы испытываем всё те же чувства любопытства, догадок. Приветствуем друг друга так же тепло. Только вот фраза «Так и не поговорили» с каждой новой встречей звучит всё тише и всё грустнее. А обещания не пропадать воспринимается всеми как приставка к обязательному «До свидания». Потому что мы знаем: момент новой встречи снова будет отложен надолго. А может быть, и не наступит больше. Совсем.
И здесь есть своя закономерность. Нам никогда не хватит времени вдоволь насладиться общением друг с другом: бытность густо окружает нас обстоятельствами и делами. Но в этом есть и два больших плюса. Первый в том, что мы подсознательно можем чувствовать конечность длинных календарных лет, а второй – в том, что Бог наделил нас возможностью ощущать любовь, минуя все расстояния и года.
11 июля. Об отношении людей к святым целителям

Сегодня 11 июля. День памяти преподобного Павла, врача из Коринфа, жившего предположительно в девятом веке.
Об отношении людей к святым целителям — священник Стахий Колотвин.
В святцах у нас множество святых, но особенно народной любовью пользуются те святые, которые при жизни занимались врачебным ремеслом.
Увы, как бы мы ни вспоминали о своей душе, о её несовершенстве, о том, что надо о ней заботиться, мы люди телесные, если что-то где-то заболит, заколет, то тогда мы прежде всего, конечно, обратившись к врачу, обращаемся и ко Господу, и просим ходатайства у святых его угодников, особенно которые были связаны с врачебным ремеслом.
Среди них, тем не менее, малоизвестен преподобный Павел, врач коринфский. Хотя, с одной стороны, вроде и Коринф — древний христианский город, куда апостол Павел адресовал своё послание, мы смотрим, что врачебное ремесло тоже должно было привлечь к нему некоторое внимание.
Но вот мы вспоминаем, что и была в его жизни настоящая клевета, когда он, уже оставив врачебное ремесло, удалившись в монастырь, чтобы Богу служить, возможно, даже этим он смог людей раздражить: что же ты не занимаешься нашими болячками, а идёшь что-то молиться, почему ты не лечишь людей? Вот и на фоне этого и был он оклеветан.
На его отношении с Богом и радости престола Божия это никак не сказалось. Поэтому тоже, дорогие друзья, молимся этому замечательному, смиренному святому, он нам поможет и в здоровье души, и тела.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О духовном слышании

В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Кто имеет уши слышать, да слышит!».
О духовном слышании — священник Родион Петриков.
Эти слова Христа звучат как загадка, ведь физически слышат Его все. Господь говорит о другом: о духовном слухе, о способности услышать за словами голос Бога.
Представьте: два человека стоят в лесу. Один слышит только шум листвы, а другой различает и шум листвы, и пение птиц, и журчание ручья, и шепот ветра. Так и в духовной жизни можно слушать Евангелие годами и при этом оставаться глуховатым к его смыслу.
Почему так? Потому что настоящая глухота — это не отсутствие слуха, а сердечное, внутреннее нежелание слышать. Ведь фарисеи прекрасно слышали слова Христа, однако их сердца были закрыты, а мытари-грешники каялись и шли за своим Спасителем.
Сегодня этот вопрос звучит каждому из нас. А у меня какие уши? Уши, которые слышат только то, что хотят слышать? Или же уши, готовые принять божественную правду?
Христос не случайно повторяет эту фразу в Евангелии семь раз. Это как настройка радиоприемника: нужно найти правильную частоту, чтобы поймать сигнал. Бог говорит всегда. Вопрос только в том, готовы ли мы перестать шуметь в своей душе, чтобы расслышать Его.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О служении Павла Булацеля

Сегодня 11 июля. В этот день в 1867 году родился русский журналист, публицист и общественный деятель Павел Булацель.
О его служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Павел Фёдорович, получив прекрасное юридическое образование, стал в зрелые годы одним из основателей Союза Русского Народа — монархического движения, выступавшего в поддержку государственного строя в начале XX столетия.
В 1905 году, как руководитель Союза Русского Народа, он был принят государем Николаем Александровичем II. Из уст Павла Фёдоровича государь услышал такие слова: «Как дневной свет ненавистен кротам, так самодержавие ненавистно врагам России. Оно их обессиливает и потому раздражает. Они понимают, что доколе будет существовать самодержавие, дотоле Россия не распадётся. Не верьте, государь, тому, кого выдвигают масоны и кто опирается только на инородцев. Обопритесь на русских людей, и врата ада не одолеют русского государя, окружённого своим народом».
Он отошёл от политики после революции и жил тихо в своём имении до тех пор, пока не нашли его чекисты. Томился в тюрьме. Замечательно, что никакой вины предъявить ему было невозможно.
Как русский человек, патриот, православный христианин, Павел Фёдорович был расстрелян в Петрограде 18 февраля 1919 года.
Помолимся об упокоении души раба Божьего Павла, да воздаст ему Господь за служение Отечеству прощением согрешений и Царствием Небесным!
Все выпуски программы Актуальная тема