Озеро Урмия на северо-западе Ирана сравнивают с Мёртвым морем, потому что оно очень солёное, и с Аральским морем, потому что оно также стремительно пересыхает. Значительная часть поверхности превратилась в соляную равнину, и только треть покрыта водой. Если вода иссякнет окончательно, весь регион ждёт экологическая катастрофа.
Печальная судьба озера Урмия чем-то напоминает судьбу христианства в этих местах.
Одноимённый город Урмия располагается к западу от озера. Он входит в десятку самых больших городов Исламской Республики Иран. Представители христианских народов – ассирийцы и армяне – составляют всего 1 процент от его населения. Но сто лет назад христианами была половина жителей Урмии. Город был центром ассирийской культуры и местом миссионерских подвигов русских священнослужителей.
Современные ассирийцы являются потомками воинственных создателей Ассирийской державы и племени арамеев. Их язык происходит от арамейского – того самого языка, на котором проповедовал Господь Иисус Христос. Ассирийская Церковь Востока была одной из самобытных и могущественных христианских церквей Средневековья. Её вероучение близко тому, что проповедовал константинопольский патриарх Несторий, осуждённый за ересь на Третьем Вселенском соборе. Поэтому ассирийцы и православные византийцы мало контактировали.
Ассирийские христиане, жившие в междуречье Тигра и Евфрата, процветали при персах, арабах и монголах, но подверглись жестоким гонениям от завоевателя Тамерлана. Чтобы спасти жизнь им пришлось бежать на север. Горы вокруг озера Урмия стали их прибежищем.
Сердце христианской Урмии – церковь во имя Пресвятой Богородицы – Март-Марьям. В Урмии убеждены, что это самая старая церковь в мире. Говорят, что раньше на её месте стоял зороастрийский храм, где служили те самые волхвы, что пришли за звездой в Вифлеем. Возвратившись домой, они переделали святилище бога Ахура-Мазды в храм Христов. Церковь действует и сейчас. Рядом с ней располагается крипта, где захоронены ассирийские священники. На могильных плитах среди арамейских надписей встречаются и русские. Это подвальное помещение – всё то, что осталось от большого русского храма Святителя Николая, построенного сто лет назад.
В 19 веке многие ассирийцы выразили желание объединиться с Русской Православной Церковью. В русских они видели близкий по вере народ, который защитит их от мусульманских правителей и поможет в развитии просвещения. В 1898 году в Санкт-Петербурге в Троицком соборе Александро-Невской лавры присоединился к православию ассирийский епископ Иона и несколько священников. На поддержку новым православным в Урмию отправилась русская духовная миссия.
Начальниками Урмийской миссии в разные годы были архимандрит Кирилл Смирнов – будущий митрополит Казанский и священномученик; будущий священномученик Пимен Белоликов.
За первый же год работы Урмийской миссии к православию присоединилось 15 тысяч человек. В Русскую Церковь переходили целые епархии во главе с архиереями. В 1913 году намерение присоединиться к православию высказал сам патриарх Ассирийской Церкви Востока, чья резиденция находилась на турецкой территории. Разделение церквей, существовавшее с пятого века, могло быть уврачёвано раз и навсегда.
Начавшаяся Первая Мировая война перечеркнула эти планы. Она стала концом для русской миссии и всей христианской Урмии. За четыре года город дважды занимали турецкие войска. По окрестным горам шли столкновения между курдскими племенами и ассирийцами. Христианское население методично истреблялось, а храмы и учреждения миссии подвергались разорению. В это время русское духовенство не щадя себя оказывало помощь ассирийским беженцам. Когда в России началась революция и фронт рухнул, спасти ситуацию было уже невозможно. Ассирийцам снова пришлось бежать. Теперь уже в Ирак и в Закавказье. Потомки тех беженцев и сейчас живут в России и других странах бывшего СССР.
Урмия осталась для ассирийцев желанной исторической родиной. Там живёт небольшая община, сплочённая вокруг церкви Март-Марьям. В Урмию регулярно съезжаются ассирийцы из диаспоры, чтобы поклониться земле предков, поучаствовать в фольклорных фестивалях и спортивных соревнованиях. Тем временем в Ираке и Сирии над ассирийским народом снова нависла угроза уничтожения. Военные бури и гуманитарные катастрофы терзают Восток, откуда уходит христианство.
26 октября. О почитании святой великомученицы Златы

Сегодня 26 октября. Воспоминание чуда великомученицы Златы в Скопье в 1912 году.
О почитании святой — священник Стахий Колотвин.
Нередко в истории церкви бывает, что посмертные чудеса святых людей — они больше запоминаются, более масштабны, чем чудеса прижизненные. Более того, при жизни и чудес может никаких не быть сверхъестественных. Просто человек в своей жизни приблизился ко Христу, наследовал Царствие Небесное, и, уже оказавшись там, ходатайствует за своих близких, за тех, кто обращается к нему с просьбами, и Господь посылает чудеса уже только после смерти.
Одним из этих случаев является мученический подвиг простой сербской — или, болгары считают, болгарской, македонцы считают, что македонской, — девушки, которую звали Злата. Причём тоже можно встретить, что её звали Хриса. Ну, Хриса — это всего лишь Злата на греческий манер, а греки, как мы помним, тоже соседствовали рядом с этими тремя балканскими славянскими народами.
И вот эта простая девушка, дочка небогатого крестьянина, которая прославилась, по сути, тем, что решила не соглашаться (даже ради богатого, сытого замужества за иноверцем, но ради которого нужно было отречься от Христа) перейти в ислам, и поэтому была страшно умучена, и прославилась она как раз этим мученическим подвигом. А чудес никаких не было.
Но спустя 100 лет, когда начались балканские войны, и в союзе православные маленькие государства, которые бросили вызов могучей Османской империи, освобождали свои родные земли, то уже над столицей нынешней Македонии — Скопье — явилась девушка, которая направила сербские войска, и османские войска в страхе бежали. Родные земли были освобождены, и в храмах снова стала совершаться Божественная литургия, вплоть до наших дней.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О Христе, объединяющем всех его учеников

В 1-й главе послания апостола Павла к галатам есть слова: «Ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня».
О Христе, объединяющем всех его учеников — священник Николай Дубинин.
Апостол Павел пишет, как он посещает Иерусалим и как он пробыл в гостях у апостола Петра, также видел и апостола Иакова. И это свидетельствует о том, что очень разные люди, которые друг друга не знали, являются единым целым в очах Господа. И они составляют вот это единое пространство, составляют единую Церковь того времени.
И вот это очень важно осознать, что люди, которые находились в разных уголках тогдашнего мира, люди, которые друг друга мало знали, ощущали себя единым целым для служения Христу и Его Царству.
Так и мы сегодня, находясь в Церкви Христовой, несмотря на то, что мало можем знать друг друга, даже в одном приходе, мы все — одно целое. И потому мы не случайно называем друг друга братьями и сестрами.
И дай Бог, чтобы мы это не просто формально осознавали, но и через призму своей души и сердца, относясь друг к другу действительно как братья и сестры во Христе Иисусе.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О значении Седьмого Вселенского Собора
Сегодня 26 октября. Память святых отцов Седьмого Вселенского Собора 787 года.
О значении собора — игумен Назарий (Рыпин).
Любой собор — это реакция на какие-то новшества в Церкви. И зачастую эти новшества имели разрушительный дух. И в том числе Седьмой Вселенский собор, он также был собран как собор, который противостоял ереси иконоборчества.
И в силу того, что эта ересь имела огромное распространение, укоренённое, конечно же, в некотором смысле в её действии, и ислам также шёл, буквально понимая некоторые места Ветхого Завета, которые он заимствовал в своём учении, древние протестанты, которые стали прообразом новых протестантов, да, тех, кто не почитал святые священные изображения.
И вот как раз святые отцы Седьмого Вселенского собора собрали свой собор для того, чтобы выразить церковное вероучение, предание Церкви по данному вопросу. И Седьмой собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения о божественной реальности, и через богослужение и икону божественное откровение становится достоянием верующих.
И соответственно, через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнаём о Боге, мы познаём Бога. И именно в силу того, что Христос воплотился и был человеком, подобным нам во всём, кроме греха, мы имеем возможность Его изображать.
Все выпуски программы Актуальная тема







