Озеро Урмия на северо-западе Ирана сравнивают с Мёртвым морем, потому что оно очень солёное, и с Аральским морем, потому что оно также стремительно пересыхает. Значительная часть поверхности превратилась в соляную равнину, и только треть покрыта водой. Если вода иссякнет окончательно, весь регион ждёт экологическая катастрофа.
Печальная судьба озера Урмия чем-то напоминает судьбу христианства в этих местах.
Одноимённый город Урмия располагается к западу от озера. Он входит в десятку самых больших городов Исламской Республики Иран. Представители христианских народов – ассирийцы и армяне – составляют всего 1 процент от его населения. Но сто лет назад христианами была половина жителей Урмии. Город был центром ассирийской культуры и местом миссионерских подвигов русских священнослужителей.
Современные ассирийцы являются потомками воинственных создателей Ассирийской державы и племени арамеев. Их язык происходит от арамейского – того самого языка, на котором проповедовал Господь Иисус Христос. Ассирийская Церковь Востока была одной из самобытных и могущественных христианских церквей Средневековья. Её вероучение близко тому, что проповедовал константинопольский патриарх Несторий, осуждённый за ересь на Третьем Вселенском соборе. Поэтому ассирийцы и православные византийцы мало контактировали.
Ассирийские христиане, жившие в междуречье Тигра и Евфрата, процветали при персах, арабах и монголах, но подверглись жестоким гонениям от завоевателя Тамерлана. Чтобы спасти жизнь им пришлось бежать на север. Горы вокруг озера Урмия стали их прибежищем.
Сердце христианской Урмии – церковь во имя Пресвятой Богородицы – Март-Марьям. В Урмии убеждены, что это самая старая церковь в мире. Говорят, что раньше на её месте стоял зороастрийский храм, где служили те самые волхвы, что пришли за звездой в Вифлеем. Возвратившись домой, они переделали святилище бога Ахура-Мазды в храм Христов. Церковь действует и сейчас. Рядом с ней располагается крипта, где захоронены ассирийские священники. На могильных плитах среди арамейских надписей встречаются и русские. Это подвальное помещение – всё то, что осталось от большого русского храма Святителя Николая, построенного сто лет назад.
В 19 веке многие ассирийцы выразили желание объединиться с Русской Православной Церковью. В русских они видели близкий по вере народ, который защитит их от мусульманских правителей и поможет в развитии просвещения. В 1898 году в Санкт-Петербурге в Троицком соборе Александро-Невской лавры присоединился к православию ассирийский епископ Иона и несколько священников. На поддержку новым православным в Урмию отправилась русская духовная миссия.
Начальниками Урмийской миссии в разные годы были архимандрит Кирилл Смирнов – будущий митрополит Казанский и священномученик; будущий священномученик Пимен Белоликов.
За первый же год работы Урмийской миссии к православию присоединилось 15 тысяч человек. В Русскую Церковь переходили целые епархии во главе с архиереями. В 1913 году намерение присоединиться к православию высказал сам патриарх Ассирийской Церкви Востока, чья резиденция находилась на турецкой территории. Разделение церквей, существовавшее с пятого века, могло быть уврачёвано раз и навсегда.
Начавшаяся Первая Мировая война перечеркнула эти планы. Она стала концом для русской миссии и всей христианской Урмии. За четыре года город дважды занимали турецкие войска. По окрестным горам шли столкновения между курдскими племенами и ассирийцами. Христианское население методично истреблялось, а храмы и учреждения миссии подвергались разорению. В это время русское духовенство не щадя себя оказывало помощь ассирийским беженцам. Когда в России началась революция и фронт рухнул, спасти ситуацию было уже невозможно. Ассирийцам снова пришлось бежать. Теперь уже в Ирак и в Закавказье. Потомки тех беженцев и сейчас живут в России и других странах бывшего СССР.
Урмия осталась для ассирийцев желанной исторической родиной. Там живёт небольшая община, сплочённая вокруг церкви Март-Марьям. В Урмию регулярно съезжаются ассирийцы из диаспоры, чтобы поклониться земле предков, поучаствовать в фольклорных фестивалях и спортивных соревнованиях. Тем временем в Ираке и Сирии над ассирийским народом снова нависла угроза уничтожения. Военные бури и гуманитарные катастрофы терзают Восток, откуда уходит христианство.
12 февраля. О действии благодати Божьей во все времена
![Люди со смартфонами](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/11/Aktualnaja-tema-1280-720-1024x576.jpg)
В 13-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же».
О действии благодати Божьей во все времена — игумен Лука (Степанов).
Главное событие мировой истории, высшая форма откровения Бога о самом себе, Бога воплощения, явило человечеству великое благодеяние. Христос своим воплощением преображает человеческое естество, вносит в него закваску святости, и теперь все призваны ко спасению. На Пасху вместе с апостолом мы говорим: «Ни одного мертвеца во гробе не обретается не потому, будто все воскреснут к вечному единству со Христом, но сама человеческая природа Бога воплощением обогащена этой возможностью вечного единства с Богом». Но не для всех, а для кого? Для того, кто этого захочет. Потому благодеяние Господне, совершенное при Его воплощении, при Его смерти и Воскресении ради спасения рода человеческого, остается актуальным и действенным на все времена до скончания века, и остается только ответить на призыв Господень собственной готовностью: «Се, аз, Господи, возьми меня в число своих учеников, и я приемля и тело, и кровь Твою, приемля крещение, новое рождение в единство с Тобою, и я, являя жизнь христианскую, призываю Духа Святого с тем, чтобы освященным и осиянным им уже и составить единство со Христом, и со всем Божеством, со всей Пресвятой Троицей в вечности».
Таким образом, призыв Господень, Его объятия с креста, простираемый для всего рода человеческого, дело актуальное на всякий день до скончания века, и каждый из нас призывается в Его Божественные и Отцовские объятия.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 февраля. О свидетельстве христиан о Свете Божьем
![Люди со смартфонами](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/11/Aktualnaja-tema-1280-720-1024x576.jpg)
В 5-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Вы — свет мира».
О свидетельстве христиан о Свете Божьем — священник Захарий Савельев.
Добрые дела, которые совершают православные христиане, являются самым главным орудием проповеди, миссии Церкви во внешнем мире. Человек-христианин, который живет по заповедям Божьим, который совершает добрые поступки и тем самым прославляет Бога, призван Господом свидетельствовать о своей вере, через свои дела убеждать другого человека в том, что Бог для него является объективной реальной личностью, которая не призрачно, а реально существует в его жизни. И человек таким образом должен прославлять Бога своими делами, но и в том числе не таить те благодеяния, которыми Господь его одарил. Это и есть свет миру. Это и есть, когда мы поступаем по делам милосердия, по заповедям Христовым, это и есть главная проповедь. И об этом Господь сказал Своим ученикам в одни из самых сокровенных и самых таинственных минут Своего земного служения.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 февраля. О просветительском подвиге святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого
![Люди со смартфонами](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/11/Aktualnaja-tema-1280-720.jpg)
Сегодня 12 февраля. Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, живших в четвертом веке.
Об их просветительском подвиге — протоиерей Владимир Быстрый.
Святые и святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст жили в те времена, когда происходил постепенный, но очень сложный процесс христианизации Римской империи. Культура была греческая, а ключом к пониманию греческого мира была греческая философия. И чтобы греки смогли понять христианство, необходимо было изложить и истолковать христианство в греческих философских понятиях. Этот подвиг на себя взяли отцы-каппадокийцы: Василий Великий и Григорий Богослов. Иоанн Златоуст, который не был таким богословом, но он был величайший проповедник и экзегет, то есть толкователь священного писания. Он истолковал священное писание Ветхого и Нового Завета в терминах, понятных греческому населению. Три святителя явились основой систематического богословского учения Православной Церкви и толкования священного писания. За их святую жизнь и за их великие труды на ниве просвещения Церкви мы их и почитаем.
Все выпуски программы Актуальная тема