Озеро Урмия на северо-западе Ирана сравнивают с Мёртвым морем, потому что оно очень солёное, и с Аральским морем, потому что оно также стремительно пересыхает. Значительная часть поверхности превратилась в соляную равнину, и только треть покрыта водой. Если вода иссякнет окончательно, весь регион ждёт экологическая катастрофа.
Печальная судьба озера Урмия чем-то напоминает судьбу христианства в этих местах.
Одноимённый город Урмия располагается к западу от озера. Он входит в десятку самых больших городов Исламской Республики Иран. Представители христианских народов – ассирийцы и армяне – составляют всего 1 процент от его населения. Но сто лет назад христианами была половина жителей Урмии. Город был центром ассирийской культуры и местом миссионерских подвигов русских священнослужителей.
Современные ассирийцы являются потомками воинственных создателей Ассирийской державы и племени арамеев. Их язык происходит от арамейского – того самого языка, на котором проповедовал Господь Иисус Христос. Ассирийская Церковь Востока была одной из самобытных и могущественных христианских церквей Средневековья. Её вероучение близко тому, что проповедовал константинопольский патриарх Несторий, осуждённый за ересь на Третьем Вселенском соборе. Поэтому ассирийцы и православные византийцы мало контактировали.
Ассирийские христиане, жившие в междуречье Тигра и Евфрата, процветали при персах, арабах и монголах, но подверглись жестоким гонениям от завоевателя Тамерлана. Чтобы спасти жизнь им пришлось бежать на север. Горы вокруг озера Урмия стали их прибежищем.
Сердце христианской Урмии – церковь во имя Пресвятой Богородицы – Март-Марьям. В Урмии убеждены, что это самая старая церковь в мире. Говорят, что раньше на её месте стоял зороастрийский храм, где служили те самые волхвы, что пришли за звездой в Вифлеем. Возвратившись домой, они переделали святилище бога Ахура-Мазды в храм Христов. Церковь действует и сейчас. Рядом с ней располагается крипта, где захоронены ассирийские священники. На могильных плитах среди арамейских надписей встречаются и русские. Это подвальное помещение – всё то, что осталось от большого русского храма Святителя Николая, построенного сто лет назад.
В 19 веке многие ассирийцы выразили желание объединиться с Русской Православной Церковью. В русских они видели близкий по вере народ, который защитит их от мусульманских правителей и поможет в развитии просвещения. В 1898 году в Санкт-Петербурге в Троицком соборе Александро-Невской лавры присоединился к православию ассирийский епископ Иона и несколько священников. На поддержку новым православным в Урмию отправилась русская духовная миссия.
Начальниками Урмийской миссии в разные годы были архимандрит Кирилл Смирнов – будущий митрополит Казанский и священномученик; будущий священномученик Пимен Белоликов.
За первый же год работы Урмийской миссии к православию присоединилось 15 тысяч человек. В Русскую Церковь переходили целые епархии во главе с архиереями. В 1913 году намерение присоединиться к православию высказал сам патриарх Ассирийской Церкви Востока, чья резиденция находилась на турецкой территории. Разделение церквей, существовавшее с пятого века, могло быть уврачёвано раз и навсегда.
Начавшаяся Первая Мировая война перечеркнула эти планы. Она стала концом для русской миссии и всей христианской Урмии. За четыре года город дважды занимали турецкие войска. По окрестным горам шли столкновения между курдскими племенами и ассирийцами. Христианское население методично истреблялось, а храмы и учреждения миссии подвергались разорению. В это время русское духовенство не щадя себя оказывало помощь ассирийским беженцам. Когда в России началась революция и фронт рухнул, спасти ситуацию было уже невозможно. Ассирийцам снова пришлось бежать. Теперь уже в Ирак и в Закавказье. Потомки тех беженцев и сейчас живут в России и других странах бывшего СССР.
Урмия осталась для ассирийцев желанной исторической родиной. Там живёт небольшая община, сплочённая вокруг церкви Март-Марьям. В Урмию регулярно съезжаются ассирийцы из диаспоры, чтобы поклониться земле предков, поучаствовать в фольклорных фестивалях и спортивных соревнованиях. Тем временем в Ираке и Сирии над ассирийским народом снова нависла угроза уничтожения. Военные бури и гуманитарные катастрофы терзают Восток, откуда уходит христианство.
Бзоба. Вербное воскресенье в Грузии
Грузия — страна, принявшая христианство в глубокой древности. Первые христиане появились в Иверии, древней Грузии, еще в первом веке. В четвертом веке стараниями святой Нины христианство стало государственной религией.
Грузинская Церковь имеет множество древних и самобытных традиций. Некоторые из них существуют с древних времен, некоторые — возникли относительно недавно, но также полюбились православным грузинам и прочно вошли в церковную жизнь. Ярким примером гармоничного сосуществования древних и новых церковных традиций в Грузии является праздник Входа Господня в Иерусалим или Вербное воскресение.
В Грузинской Церкви Вербное воскресение именуется бзоба. Такое название возникло благодаря определенному виду растения. Если в России в день Входа Господня в Иерусалим принято приходить в храм с веточкой вербы, то грузины приносят с собой бзу или иначе колхидский самшит. Колхидский самшит — это вечнозеленое растение, кустарник с плотными овальными листьями. Самшит иначе именуется кавказской пальмой. Во время Входа в Иерусалим люди встречали Христа с пальмовыми ветвями в руках. В России пальма не растет, ее заменила верба. Православные грузины приносят на праздник с собой в храм свой вид пальмы — самшит.
Недавно данная традиция оказалась на грани исчезновения. Колхидский самшит из-за климатических изменений, а также активизации паразита «Самшитовой огнёвки» стал исчезать и был занесен в красную книгу растений. Патриарх-Католикос Грузии Илия 2-ой, узнав об этом, благословил приносить в храм на праздник Бзоба ветви самшита только тем грузинам, которые посадили куст самшита рядом с домом. Тому же, кто этого сделать не успел, ветку самшита дают непосредственно в храме во время праздничного богослужения. Накануне службы храмовые работники бережно срезают ветви самшита в специальных питомниках и делают это с разрешения экологов.
Обычно в день Бзобы рядом с большими храмами и монастырями проходят ярмарки саженцев бзы — самшита. Каждый желающий может купить саженец и посадить его рядом с домом, тем самым не дав знаменитому растению окончательно исчезнуть. Таким образом, в Грузии сегодня стремятся сохранить древнюю церковную традицию и улучшить состояние природной среды.
Еще одна традиция Бзобы связана с историей грузинского языка. Накануне Вербного воскресенья празднуется Лазарева суббота, день, когда Православная Церковь вспоминает чудо воскрешения Лазаря, друга Иисуса Христа. По благословению Патриарха-Католикоса Илии 2-го с 1985 года Лазарева суббота считается днем грузинского языка. По словам Патриарха Илии, грузинский язык много раз оказывался на грани исчезновения, но всегда возрождался, воскресал подобно Лазарю и по милости Божией продолжает существовать.
Все выпуски программы Вселенная православия
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 247 зач., IV, 4-9.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться радоваться этой жизни? Что необходимо сделать, чтобы ощущение счастья всегда наполняло наше сердце? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Филипийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, и Бог мира будет с вами.
Отрывок, который только что прозвучал, написан апостол Павлом во время заточения. Учитывая это, слова, которыми начинается отрывок, очень примечательны. Обращаясь к христианам города Филиппы, Павел призывает их радоваться.
Радость, о которой говорит апостол, не имеет ничего общего с теми состояниями, которые мы привыкли обозначать этим словом. Это не сентиментальные переживания, не эмоциональное возбуждение, не чувственный восторг. Сам апостол определяет эту радость как «мир Божий, который превыше всякого ума». Иными словами, это Божественная благодать, которая соединяет наше сердце с Богом, даёт нашей душе мир, покой и безмятежность. Это состояние, источник которого коренится намного глубже наших эмоций и мыслей. Парадоксальным образом, человек может быть носителем этой радости, хотя внешне испытывать физический дискомфорт и даже душевные терзания.
И сам апостол является живым свидетельством того, что это не пустые слова. На личном опыте он переживает то, к чему призывает. Ведь посмотрите, Павел находится в римской тюрьме в ожидании решения его участи императором. Обстоятельства весьма стеснённые и скорбные. Под угрозой сама жизнь апостола. Ведь, возможно, приговор будет смертным. Как простому человеку Павлу, безусловно, страшно. Он испытывает телесные и душевные муки. Однако у него хватает сил воспринимать всё происходящее вокруг с миром. В нём нет сопротивления и борьбы. Он не грозит своим обидчикам небесными карами, не проклинает их, не требует справедливости, никому ничего не доказывает, не оправдывается. Он видит во всех этих событиях руку Божию. Ведь ни один волос не упадёт с головы тех, кто служит Христу, случайно. Так Господь говорит в Своём Евангелии.
Как же Павел достиг такого состояния? Как нам получить эту силу? Опять же приглядимся к образу апостола. Всё, о чём он думает, — как бы хоть чем-то послужить своим ближним. Он весь сосредоточен на исполнении Евангельской заповеди Христа. Заповеди о жертвенном служении. Остальное его интересует лишь постольку-поскольку. Поэтому он и призывает своих адресатов: «Не заботьтесь ни о чём». То есть не думайте, что то, к чему вы стремитесь в своей жизни, наполнит вас и принесёт вам подлинную радость. Все вещи преходящи. Сегодня они дарят нам эмоциональное возбуждение, а завтра ввергают в пучину уныния и депрессии. А потому не зацикливайтесь ни на людях, ни на вещах, ни на эмоциях. Не вовлекайтесь в них. Не посвящайте этому всю свою жизнь. Ваше внимание должно быть всецело сосредоточено на Христе, на поиске Его воли, на исполнении Его заповедей. Поэтому апостол Павел и говорит: «Кротость ваша да будет известна всем человекам». Вот тогда Господь наполнит ваше сердце благодатью, откроет в нём источник подлинной радости. Эта радость не вероломна. Она не оставит и не предаст. И тем более никто и никогда не сможет у нас её отнять.