В живописной долине у подножия горного хребта Кизил-Таш ("красный камень"), что в 15 километрах от Судака в сторону Феодосии, первые монахи поселились ещё в VIII веке от Рождества Христова. Здесь в пещере с целебным источником находилась летняя резиденция Сурожского архиепископа - Святителя Стефана. Пещера служила часовней, а находящаяся в её конце каменная плита с высеченным ликом святого, по-видимому, св. Стефана, заменяла алтарь.
Возрождение Кизилташского монастыря началось через полвека после присоединения Крыма к России. В 1825 году местный житель пас стадо неподалеку от часовни святителя Стефана. Зайдя в пещеру, чтобы утолить жажду, пастух с удивлением обнаружил плавающую в источнике деревянную икону Успения Божией Матери. Пастух передал икону православному священнику. Молва о чуде обретения иконы распространилась по всему Крыму. В грот урочища Кизилташ нескончаемым потоком стали стекаться паломники. Источник, в котором была обретена икона Богородицы, стали почитать святым. В 1856 году Кизилташ посетил святитель Херсонский и Таврический Иннокентий. Вскоре здесь был создан мужской монастырь. Первым настоятелем стал игумен Арсений, под его руководством собрались одиннадцать монахов, которые и начали обустройство обители. Иноки построили небольшой домик и четыре землянки. По-настоящему обитель начала строиться с приходом иеромонаха Парфения, который встал во главе Кизилташского монастыря в 1859 году.
С каждым годом обитель расстраивалась и хорошела. В начале XX в. число братии превышало 50 человек, имелись подворья в Феодосии и в Геническе. Ежедневно принимались паломники и содержались бездомные. Во время Первой мировой войны монастырь выделял пожертвования на нужды военных госпиталей и ведомств.
В 1921 году новые власти создали в обители детскую трудовую колонию. Через 2 года было принято решение о закрытии Кизилташского монастыря. Ещё спустя три года вместо колонии здесь была создана сельскохозяйственная артель. Но и артель здесь не прижилась: с 1935 года на территории бывшего монастыря был устроен дом отдыха Московского военного округа, просуществовавший вплоть до начала Великой Отечественной войны. После войны здесь было решено устроить один из секретных арсеналов, в котором хранились ядерные боеголовки кораблей Черноморского флота. Все оставшиеся здания монастыря были взорваны. Появился посёлок - секретный объект под названием «Почтовый ящик № 105». Посёлок был закрытым и строго охраняемым, а территория бывшей обители оказалась недоступной для верующих. В 1991 году ядерный запас вывезли, закрытый посёлок превратился в Краснокаменку, но воинская часть здесь осталась.
Сегодня Кизилташская обитель восстанавливается, в ней живёт несколько монахов. На сегодняшний день на территории монастыря построены храмы в честь Киево-Печерских святых и преподобного Серафима Саровского. Богослужения совершаются регулярно по воскресным и праздничным дням.
«Предательство». Наталия Инина
У нас в студии христианский психолог, психотерапевт, преподаватель факультета психологии МГУ им. МВ Ломоносова, РПУ св. Иоанна Богослова Наталья Инина.
Разговор шел о предательстве: почему оно возможно только по отношению к близким людям, в чем могут быть его духовные и психологические корни, а также что может помочь его пережить.
«Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись»
Прежде чем получить сан священника, праведный протоиерей Алексий Мечёв прошёл непростую жизненную школу. Он служил псаломщиком в московском храме на Знаменке. Ему приходилось топить печи, звонить, убираться в церкви и при этом часто получать незаслуженные выговоры от настоятеля. Юный Алексей Мечёв сносил всё с кротостью и благодарил Бога за уроки терпения. А своего настоятеля вспоминал с большой любовью. Став протоиереем и духовным наставником батюшка Алексий говорил своей пастве:
«Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись»
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Явление Мхцетского креста — один из древнейших праздников Грузинской Церкви
Грузия приняла христианство ещё в четвёртом веке. Значительно раньше Руси. Христианство на грузинской земле появилось благодаря миссии святой Нины, которая своей проповедью и чудесами убедила грузинского царя Мириама креститься самому и крестить свой народ.
Мириам был убеждённым язычником и долгое время не соглашался принять христианство. Более того, однажды он решил даже убить Нину и всех её единомышленников. Но получил вразумление от Бога — во время охоты в окрестностях города Мцхеты Мириама объяла сверхъестественная тьма. Спастись от нее он смог, только призвав имя Христа. Затем царь увидел на небе сияющий крест, который вознесся на вершину горы. Гора была недалеко от Мцхеты — на месте слияния двух рек Арагви и Куры. Впоследствии чудесный крест на вершине той же горы видели и остальные жители Мцхеты.
Царь Мириам вместе с семьей поспешил принять крещение. Таинство было совершено в речном потоке у подножия горы, на которой появился чудесный крест. В память о своем крещении, а также явлении креста Мириам распорядился поставить на вершине горы деревянный кипарисовый крест. Впоследствии вокруг креста поселились монахи, появилась обитель, которая так же, как и гора, стала именоваться Джвари — в переводе с грузинского «крест».
В поэме Лермонтова «Мцыри» есть такие строки: «Немного лет тому назад, Там, где сливаяся шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь». Поэт описывает то, самое место, связанное с крещением Мириама — гору и монастырь Джвари. Говорится о Джвари и в одноимённой повести Валерии Алфеевой.
В наши дни Грузинская Церковь считает день памяти явления Мцхетского креста великим праздником. Он отмечается в среду, после дня Святой Троицы. Центром празднования является главный храм Джварийского монастыря — Крестовоздвиженский собор.
Богослужение в нём совершает сам Патриарх-Католикос всей Грузии. Начало службы предваряет традиционный и ставший в наши дни многолюдным крестный ход, который начинается в Мцхете. Во главе шествия несут большое распятие, в него вставлены частички Креста Господня и креста святой Нины, с которым она путешествовала по грузинской земле и проповедовала Христа. По окончании богослужения грузины устраивают вокруг монастыря Джвари народное торжество, которое проходит весело, но без разгула. Во всяком случае, ни одного пьяного грузина я на церковных праздниках никогда не видел.
Все выпуски программы Вселенная православия