Встречи – это значительная часть нашей жизни. Из них состоит время и социальные связи: мы встречаемся с друзьями, с родственниками или со случайными собеседниками, которые ждут нас в очередях, в кафе или в транспорте… Бывает, что случайные встречи оканчиваются обменом телефонами, а бывает, что и теряются –в напластованиях памяти.
В моей жизни очень много встреч. И я считаю это большой Божьей милостью. Каждый журналист ежедневно получает возможность знакомства с интересными людьми с самыми разными взглядами на век нынешний и век минувший. Когда я вспоминаю тех, с кем сводила меня профессия, да и не только профессия – в общем, всё время,многих я благодарю за подаренный мне новый жизненный опыт. Это и развитие, и образование, и чувства и эмоции. Но в жизни каждого случаются и особенные встречи. С такими людьми, которых мы не устаём слушать. Эти люди нам созвучны. Всё что они говорят, как бы транслирует наши сокровенные мысли, которые мы до сих пор не знали, как правильно сформулировать. И вот одна из таких встреч мне была подарена недавно.
Я делала программу о поэтической когорте середины шестидесятых. О СМОГе– первой в то время независимой группе творческой молодёжи, которая расшифровывалась как Смелость, Мысль, Образ, Глубина. При поиске героев я вышла на Юрия Кублановского. Он вместе с другими поэтами и создавал этот СМОГ. Программа получилась отличная, но, как это часто бывает, она немного вышла за рамки информационного повода. Отходя от СМОГа, Юрий Михайлович рассуждал о современности, о прошлом, оценивая всё с позиций своего богатого опыта, перед которым мне лично хочется только голову приклонить.
С его биографией вы можете познакомиться в любых открытых источниках: СМОГ – это лишь малая часть его жизни. Эмиграция, восемь лет на чужбине, возвращение в криминальную Российскую революцию 90-х… всё это поэтапно вращалось вокруг него, показывая историю с разных сторон её циклического пространства.
Используя свои уникальные жизненные знания, Юрий Кублановский за несколько часов нашего с ним разговора облёк мои собственные мысли в слова и аргументы. «Я же убеждён, – говорил он, – что любая революция – это беснование,одержимость, за которыми обязательно следует анархия, а потом – либо диктатура, либо полное государственное раздробление». И я – тоже убеждена в этом же. И лучше, пожалуй, и не скажешь.
Я благодарна Богу зато, что Он подарил мне встречу с Юрием Михайловичем. Она многое мне помогла понять, многому научила. И пусть особенные встречи происходят в нашей жизни нечасто, мы всё время помним о них и благодарим Бога за тех людей, у которых мы можем учиться.
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов