У нас в гостях был руководитель Духовно-просветительского центра Православного Свято-Тихоновского Университета протоиерей Лев Семенов.
Мы говорили о том, каких плодов ждет от христианина Бог, что такое достойный духовный плод, и как употребить свои таланты на принесение достойных плодов.
А. Пичугин
— Это «Светлый вечер» на радио «Вера», дорогие слушатели. Здравствуйте. В этой студии Алексей Пичугин...
В. Емельянов
— ...и Владимир Емельянов. Здравствуйте, добрый вечер.
А. Пичугин
— Сегодня мы беседуем с протоиереем Львом Семеновым. Отец Лев — наш частый гость. Напомним, что он руководитель Духовно-просвети
Протоиерей Л. Семенов
— Добрый вечер!
В. Емельянов
— Добрый вечер.
А. Пичугин
— Завтра в храмах будет читаться Евангелие, отрывок из Евангелия от Матфея, где говорится о плодах. Напомню или расскажу тем, кто его не слышал, не знает, там сказаны такие слова: «Потому сказываю Вам, что отнимется от Вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его». То есть на этом мы сегодня сделаем акцент — на плодах, что же это за плоды, и от кого отнимется Царствие Божие. О чем вообще здесь говорится, в этом маленьком фрагменте, который я процитировал?
Протоиерей Л. Семенов
— Да, всего два стиха евангельского текста — и, как всегда, столько за ними стоит. Меня, можно сказать, с юности, с первой встречи с текстом Священного Писания, поражала вот эта многослойность текста, его глубина — порой явленная, порой поначалу скрытая. Но позволяющая слой за слоем вскрывать, погружаться и ощущать подлинное величие смысла, который так боговдохновенен и так много для нас значит.
В самом деле, «отнимется от Царства». Вы посмотрите, человеческая история, если брать даже последнее, скажем, тысячелетие и последнее столетие, полна поражающих, достойных пера Шекспира, в каком-то историческом смысле трагедийных примеров того, как рушились некогда великие империи, великие царства, великие королевства. И, к сожалению, когда к опыту исторического прошлого современный человек обращается (я не имею в виду профессионалов-и
Более того, не только об этом идет речь в Библии. Ведь мы видим там прямое указание, и Господь наш Иисус Христос очень четко указывает, что плоды бывают добрыми, и есть деревья, которые приносят эти добрые плоды, и есть деревья, которые не способны их приносить в принципе. За этим тоже, конечно, стоит очень глубокий символический смысл, а не только образ физического дерева, засохшей смоковницы.
В. Емельянов
— А что значит дерево, которое неспособно в принципе приносить плоды, применительно к человеку?
Протоиерей Л. Семенов
— Применительно к человеку? Я думаю, интересный вопрос. Если честно, он не то чтобы поставил меня в тупик, но побудил еще раз самого сейчас задуматься в ответ на Ваш вопрос.
А. Пичугин
— Есть же притча о талантах, с другой стороны, где говорится абсолютно прямо, что любому человеку даны таланты, а дальше — как он их развивает.
Протоиерей Л. Семенов
— Это совершенно верно, и поэтому...
В. Емельянов
— Нет, но вот дерево, которое в принципе не может...
А. Пичугин
— А вот да! Тут вот, казалось бы...
Протоиерей Л. Семенов
— Отвечая на прозвучавший вопрос... Мне кажется, можно применить вот этот образ человека как дерева, в принципе неспособного плодоносить, — это тот человек, который не просто не делает над собой усилия для того, чтобы идти единственным спасительным путем жизни в вере, и не потому, что он чего-то не знает, что ему не открылась какая-то истина, но бывают гораздо более страшные случаи, более страшные примеры того, как человек, которому эта истина открыта (а сегодня, я думаю, на Земном шаре в век такой информационной цивилизации нет человека, который не слышал бы о Христе, о Его земном служении, о христианстве, о православном учении, о подвигах христианской добродетели...
А. Пичугин
— Прошу прощения, отец Лев, но просто, мне кажется, у нас большая половина страны не слышала никогда...
Протоиерей Л. Семенов
— Не слышала никогда?
А. Пичугин
— Нет, я думаю, что нет.
Протоиерей Л. Семенов
— Вы понимаете, можно слышать — и не услышать. То есть слушать — и не услышать, если перефразировать евангельское «Имеющий уши — да слышит». Здесь Вы очень интересный, опять-таки, задали вопрос. Я, правда, боюсь, что мы сейчас немножко уходим в сторону, но мы вернемся с Вашей помощью к не до конца отвеченному вопросу...
В. Емельянов
— Я надеюсь.
Протоиерей Л. Семенов
— Да, Вы напомните... Здесь мне видятся две очень интересные и важные стороны. Дело в том, что мне, ввиду моего возраста, свою университетскую, преподавательску
Маленький пример. Я, как историк христианства, даже в те времена, был в очень непростых условиях, потому что, Вы понимаете, выступая с лекцией, скажем, о Библии... просто о Библии было невозможно выступать. Я кое-где об этом уже рассказал — и в Интернете, и в журнале «Мир Божий». Приходилось находить способы — скажем, называть тему: «Библия как памятник мировой культуры», касаясь ее литературных сторон, ее представленности в произведениях искусства, живописи, скульптуры, музыки, литературы и так далее. Так вот, практикуя такой рассказ о Библии, о христианстве, о Христе даже в тех, советских условиях, я постоянно сталкивался с тем, что после лекции меня окружали слушатели, несколько человек, и тут уже начиналась беседа без цензуры — доверительная. И вот то, что я сейчас упомянул, что тяга была очень велика, очень ярко и таким примером доказывается, что ли, иллюстрируется. На грани перестройки, в 80-е годы, в поздний советский период... Я, как историк и, в том числе, историк христианства... Как Вы понимаете, истории религии в университете не было, а был пресловутый курс научного атеизма...
В. Емельянов
— ...научного атеизма.
Протоиерей Л. Семенов
— ...который... Я рассказываю потом, как я с этим обходился, вот в этих своих опубликованных главах мемуаров. (Смеется.) Который я тоже вел, наряду с другими курсами — историческими, по древнему миру и потом истории мировой культуры. И наступил период пика вот этих... ну, как сказать — гласности, какого-то свободомыслия, вольнодумства студенческого, которое во все времена студенчеству особенно было свойственно, это понятно. И когда новый поток — филологический факультет университета, сентябрь, и у них в расписании — «научный атеизм», Ваш покорный слуга появляется в аудитории и встречается с ситуацией студенческого митинга.
В. Емельянов
— Бунта просто.
Протоиерей Л. Семенов
— Протеста. «Мы не хотим слушать лекции по научному атеизму! Вы расскажите нам о том, что такое христианство, как оно возникало, как развивалось, какова история Церкви, в том числе ее героические, мученические страницы и так далее.
А. Пичугин
— А Вы не были воцерковленным человеком тогда?
Протоиерей Л. Семенов
— Вы понимаете, и да, и нет. Тоже совершенно особая тема. (Смеется.) Мне на Спасе довелось достаточно подробно о ней рассказывать в двух передачах цикла «Мой путь к Богу». Если предельно кратко, моя встреча с Евангелием, а следовательно, встреча с Богом произошла, когда мне было 17 лет, но реальное воцерковление, к сожалению, произошло десятки лет спустя.
В. Емельянов
— Ну, там была история, да, я помню.
Протоиерей Л. Семенов
— И поэтому период, о котором Вы говорите, то есть вот тот эпизод университетской жизни, был в тот период, когда, продолжая, естественно, считать себя православным человеком, христианином, тем не менее, я не был воцерковлен так, как нормально должен быть воцерковлен всякий православный человек.
Так вот, я им пообещал, что мы как раз будем говорить о том, что им интересно, и предложил маленький эксперимент. Ну, может быть, это по-своему смелый был в каких-то педагогических формальных таких аспектах шаг... Я им сказал: «Давайте, я понимаю — Вы не хотите меня слушать? — не хотите, Вам этот курс не нужен? — не нужен. Давайте поступим очень просто. Полчаса Вы можете пожертвовать? Вот давайте, мы с Вами на полчасика начнем разговор. Если у Вас по-прежнему останется отсутствие желания слушать дальше этот курс, с миром разойдемся, а там будем решать, чем его заменить, через деканат, этот курс». Кончилось тем, что, как Вы догадываетесь, лекции — часа двадцати, сдвоенных академических часов, не хватило. И мы нашли самую большую аудиторию и потом вывесили объявление, что не только эта группа, не только этот поток, а все желающие, которые хотят узнать о христианстве, об истории Церкви и так далее, могут прийти тогда-то в эту огромную аудиторию. И в результате возник такой неформальный цикл лекций для студенчества, который длился целый семестр при таком, светским языком говоря, аншлаге. (Смеется.)
К чему я это сейчас сказал? Если совсем прямо, у меня присутствует доля некоторого опасения, что ли, сомнения или как сказать — то, что если бы 30 лет спустя повесить подобное объявление, у меня нет полной уверенности, что в течение целого семестра полторы сотни студентов будут набивать аудиторию. Этому есть позитивное объяснение — возможности Интернета, масса информации, специальные телеканалы.
В. Емельянов
— Вы знаете, а я с Вами позволю себе не согласиться. Мне кажется, что и в среде молодежи, и в обществе в целом — и в нашем, и в любом — сейчас, в нынешние времена слишком велика доля скепсиса. Ну, зайдут они, послушают разок-другой-тре
Протоиерей Л. Семенов
— Вы понимаете, я, с одной стороны, с Вами соглашусь как раз насчет какой-то эпохи скепсиса, что ли. Но ведь как раз, возвращаясь к той теме, которая нас сегодня здесь собрала в студии радио «Вера», я бы связал это как раз с проблемой плодоношения. Скепсис — это не то свойство человеческой натуры, которое способствует созреванию плода.
В. Емельянов
— Напомним нашим слушателям, что они слушают программу «Светлый вечер». А у нас сегодня в гостях протоиерей Лев Семенов, руководитель Духовно-просвети
Протоиерей Л. Семенов
— Мне кажется, что речь идет не о дереве, которое изначально неспособно было (если этот образ использовать дальше и переносить его на человека), что это был не человек, который изначально не способен, не предназначен к пути спасительному, а речь идет о человеке, который, столкнувшись с этим путем, сознательно его для себя отверг. Если вспомнить...
В. Емельянов
— Это, наверное, дерево, которое дурные плоды приносит все-таки.
Протоиерей Л. Семенов
— А это теснейшая логическая связь устанавливается и прослеживается. Человек, который отворачивается от единственно спасительного и верного пути, органически уже неспособен приносить добрые плоды. А плоды недобрые не только его лишают возможности спасения, но ни, что не менее для его индивидуальной судьбы пагубно, еще и отвращают от этого пути тех, кто рядом. Потому что дурные примеры порой бывают заразительны. И вот этот, даже тот самый активный скепсис, если немножко это словечко опять вспомнить, — это одна из очень, по-моему, губительных черт. Потому что скепсис противостоит тому, что если на уровне бытовом, что ли, на уровне психологическом, на уровне строя души человеческой противостоит энтузиазму, горению, вот такому жару в душе, в сердце, который позволяет человеку к чему-то стремиться, чего-то достигнуть. А у каждого православного человека есть прекрасный, высочайший ориентир, маяк, выше и ярче которого ничего не может быть на свете. И цель самая грандиозная. Но для этого нужно чуть-чуть проявить волю, проявить терпение, проявить требовательность к себе. Ведь даже если мы возьмем Послание Иакова соборное, там есть интересное место в V главе, 7-8 стих, когда он обращается: «Братья, будьте долготерпеливы! Вот земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго. Долготерпите и Вы, укрепите сердца Ваши!» Вот эта мысль о том, что плоды созревают, требуя терпения, требуя выдержки, требуя понимания того, что это не может мгновенно появиться, по-моему, очень важно. И в этом смысле — мы говорили в другом ключе, о перестроечных временах вспоминали в связи вот с тем эпизодом, с лекцией, — лозунг, который вначале, еще до лозунга перестройки появился, мое поколение его отчетливо помнит — лозунг «Ускорение» — недаром породил немалое число анекдотов, достаточно жестких и беспощадных к себе. Потому что элементарный опыт обращения к органике жизни, природы, человека, всех процессов, проистекающих в мире, показывает, что невозможно произвольно очень многие очень важные, основополагающие вещи ускорять. Поэтому вот такие искусственные вещи, которым претит принцип терпения, а этот принцип исключительно важен. Не только потому, что «претерпевший до конца спасется», как Господь сказал, но и потому, что вот эти плоды не могут быть... Понимаете, самое доброе намерение — не только потому, что известно, куда оно, по поговорке, может мостить дорогу, но самый искренний порыв может остаться кратковременным порывом, который загасит первое дуновение ветерка, этот маленький огонек, если у человека не будет вот этой стойкости, вот этого долгого терпения.
В. Емельянов
— Многие неофиты сталкиваются с этой проблемой. То есть они быстро загораются, но, по каким-то неизвестным причинам... Если, конечно, сесть и разобраться, в чем дело, и так далее, и почитать именно... и внимательно найти эти слова о долготерпении, может быть, их, так сказать, судьба в Церкви складывалась несколько иначе. Но примеры этих неофитов известны, о них говорят, и священники пишут в книгах...
Протоиерей Л. Семенов
— Да, феномен неофитства очень своеобразный, специфический и, мне кажется, требующий большого внимания. Дело в том, что, с одной стороны, это как раз не то, что порыв, а мощнейший взрыв того самого энтузиазма, о котором я только что упоминал. С другой стороны, это чревато опасностью какого-то уклонения. Поэтому, мне кажется, в Церкви, в самой системе приходской жизни, там, где она уже возрождена, там, где она уже установлена и в нескольких поколениях себя реализует, я каждый раз в этой студии, когда мы касаемся аспектов приходской жизни, не могу с радостью душевной не упомянуть наш храм Святителя Николая в Кузнецкой Слободе, который до появления, восстановления храма в Лиховом переулке, который теперь наше главное университетское здание, был главным университетским храмом. Я просто с радостью удивительной сердечной и каким-то ликованием вижу четвертое, если не пятое, поколение прихожан во всех этих соответствующих возрастных категориях с устоявшейся приходской жизнью.
А. Пичугин
— Но это ведь еще община отца Всеволода Шпиллера, которая образовалась в 60-е годы, даже в конце 50-х.
Протоиерей Л. Семенов
— Да, которая образовалась во многом... Да, еще у нас немного, но сохранились люди — непосредственно еще прихожане от той поры. Ну, а последние долгие годы это отец Владимир Воробьев, который тоже так сплотил и духовенство, и паству...
И, возвращаясь к проблеме неофита, очень важно не пускать на самотек вот эти порывы неофитствующего человека, новообращенного. Очень важно правильно организованное пасторское окормление. Потому что опытный наставник, который сам в свое время прошел, вероятно, через все искушения неофитского периода, прекрасно понимает, что творится в душе человека, и способен направить в нужное русло, избавив его от всех подводных камней и от всех ненужных уклонений не в то русло и так далее. Так что возрождение и нормальное развитие приходской жизни — это панацея от очень многих бед и искушений.
В. Емельянов
— Ну... Много приходов, где такая работа просто не ведется. Или священник занят. А где-то, если это на селе происходит, то священник спешит и торопится, потому что...
А. Пичугин
— ...у него еще три таких же прихода.
В. Емельянов
— ...три таких же прихода и еще 99 бабушек, у которых у каждой свои проблемы. И у него, может быть, на неофита просто не остается времени — в буквальном смысле этого слова. И этот неофит начинает метаться. Потому что он понимает, что тот взрыв, о котором Вы сказали, отец Лев, произошел, а вот сейчас это все таким вот... Ну, как бы если можно сравнить это с салютом. А сейчас вот эти все огонечки мигают-мигают, мерцают-мерцают и плавно оседают на землю. Он начинает, бедный, метаться. Он не может найти себе и настоящего духовного руководителя, духовника какого-то приходского. Он начинает метаться в поисках старцев. Начинается его путешествие по всяким разным монастырям и так далее, и так далее. И не находит этих старцев тоже. И я знаю людей, которые таким образом... Они не то чтобы отошли от веры, но они спокойно, келейно дома у себя молча — ну, «молча»! — молятся Богу, со свечкой вместе, лампадка у них горит, они стараются праздники вот эти все... о праздниках вспоминать и так далее, и таким образом налаживается для них их церковная жизнь, и они живут, и они вполне себе довольны.
Протоиерей Л. Семенов
— Вы не представляете, в какой мере Вы предвосхитили одним словом то, что я, слушая Вас, уже порывался сказать.
В. Емельянов
— Извините.
Протоиерей Л. Семенов
— Это словом о келейной молитве. Дело в том, что если человек, недавно обратившийся к вере, потом устанавливает свою жизнь таким образом, что она сводится к молитве келейной (хорошо, если к утреннему и к вечернему полному правилу), если к посещению храма (по крайней мере, по субботним-воскре
А. Пичугин
— А давайте мы сейчас запомним эту мысль. У нас небольшой перерыв — буквально одна минута, и мы вернемся в эту студию, где беседуем с отцом Львом Семеновым. Отец Лев руководит Духовно-просвети
В. Емельянов
— ...а я — Владимир Емельянов. Действительно, вернемся через минуту.
Мы продолжаем наш «Светлый вечер». В студии Владимир Емельянов...
А. Пичугин
— ...Алексей Пичугин.
В. Емельянов
— И наш сегодняшний собеседник — протоиерей Лев Семенов, руководитель Духовно-просвети
А. Пичугин
— А Вы говорите, этого недостаточно. Парадоксальная фраза в конце первой части.
В. Емельянов
— Да. Совершенно верно. Вот он уже как бы... Это уже благодатные плоды? Или вот, как Алексей заметил, все-таки Вы говорите, что этого мало?
Протоиерей Л. Семенов
— Вы знаете, Алексей, я хочу уточнить: я подчеркнул, что это недостаточно применительно к стадии неофитства, к стадии новообращенности
В. Емельянов
— Для начала, хотелось бы распознать, идентифицировать эти таланты в себе.
Протоиерей Л. Семенов
— Направления. И здесь как раз практика приходской жизни дает богатейшие возможности. Вот просто наблюдаешь уже на собственном опыте, как один человек вдруг становится незаменимым в воскресной школе, другой горит организацией летних православных молодежных лагерей, третий занимается просветительской деятельностью, четвертый — благотворительно
И вот, кстати, до перерыва мне еще тоже хотелось сказать: то, что Вы упомянули как большую занятость батюшек, особенно на малоштатных приходах...
В. Емельянов
— Да.
Протоиерей Л. Семенов
— ...и в сельских и иных, здесь нужно иметь в виду, что в последнее время очень благодатную роль, на мой взгляд, играет то решение священноначалия, которое, Вы знаете хорошо, несколько лет назад было принято. И то, что на каждом приходе уже необходимо иметь в качестве штатных единиц человека, который отвечает за молодежное служение, за социальное служение — вот благотворительно
В. Емельянов
— Применение в общине.
Протоиерей Л. Семенов
— Да-да-да, и развивать это. И тогда все милостью Божьей складывается само собой.
Ну, я думаю, я Вам не открою никаких секретов, поскольку каждый из Вас, не сомневаюсь, не один раз убеждался, как находить выход из самого трудного положения. У меня есть, например, свой давно используемый способ, когда, казалось бы, чуть ли не в отчаянной какой-то ситуации думаешь: ну, вот ты уже все сделал, больше ты не видишь никакого иного выхода, никакого пути воздействовать на ситуацию и переломить ее к лучшему. И остается единственное, последнее, но самое главное, выражаемое предельно краткой формулой: Господь управит. И Он управляет! Каждый раз! Я утомил (нрзб.) зрителей, если бы стал перечислять (нрзб.).
А. Пичугин
— А если нет, то, значит, не нужно?
Протоиерей Л. Семенов
— А это безусловно. Мы же понимаем, это элементарный ответ на вопрос, почему не каждое прошение в молитве, обращенное к Господу, исполняется. Исполняется то, что полезно.
В. Емельянов
— Это надо произнести — «Господь управит»? Или это надо продумать просто?
Протоиерей Л. Семенов
— Нет, я сейчас не о процедуре, так сказать, не о технологии, а том, что...
В. Емельянов
— О понимании этой вещи, да? Что...
Протоиерей Л. Семенов
— О понимании. Ну, по сути дела, это...
В. Емельянов
— В миру это называется «отпустить ситуацию».
Протоиерей Л. Семенов
— Это элемент веры. Другое дело, что, конечно, это не должно обращаться в свою противоположност
А. Пичугин
— Я бы хотел знаете о чем еще поговорить касаемо нашей сегодняшней темы? Вот жизнь простого человека — не важно, христианин он или думает об этом, или идет, или вообще никак не идет, просто живет себе и живет обычной жизнью... Но, вроде бы, так, по статистике, большинство из нас — неплохие люди. Не буду говорить — хорошие, нехорошие, — но никого не убили, ни у кого не украли, вроде бы, какие-то основные заповеди исполняют.
В. Емельянов
— Возможно даже, сами не подозревая об этом.
А. Пичугин
— И сами не подозревая об этом!
В. Емельянов
— Или не зная об этом.
А. Пичугин
— Обычную жизнь, абсолютно обычную жизнь. Таких большинство у нас в России. Да во всем мире, наверное. Вот какие плоды они приносят?
Протоиерей Л. Семенов
— Вы имеете в виду, что доброго они делают?
А. Пичугин
— Нет, что доброго они делают, понятно. А какие плоды для Бога они приносят, возможно, о том не задумываясь?
Протоиерей Л. Семенов
— Если не задумываясь, я думаю, они немного способны принести плодов.
А. Пичугин
— А почему?
Протоиерей Л. Семенов
— Если мы вспомним...
А. Пичугин
— Нет, смотрите, я, может быть, не совсем корректно выразился... Они не задумываются об этом с точки зрения христианства. Да, мы опустим людей религиозных, церковных.
Протоиерей Л. Семенов
— А, то есть, Вы имеете в виду?..
А. Пичугин
— Обычный, добрый, хороший человек. Может быть, он там детский дом содержит, а при этом атеист. А может быть, он всем возможным фондам, которые встречаются на его пути, жертвует деньги. Но при этом абсолютно неверующий человек.
Протоиерей Л. Семенов
— Ну, Вы понимаете, каждый человек, увы, скажу все-таки — задумался, произнести это междометие или нет — увы, сам многое в своей земной жизни, в ее итоге определяет. Но давайте вспомним о том, как святой апостол-евангели
А. Пичугин
— Но вот...
Протоиерей Л. Семенов
— Вот это сознание... Потому что... Простите, Алексей...
А. Пичугин
— Нет-нет, что Вы!
Протоиерей Л. Семенов
— Потому что иное сознание, сознание того, что «нет, вроде бы, ну, я, может быть, и не герой, и не подвижник, и не святой, но так вот — никого не убил и даже кому-то там копеечку пожертвовал и что-то такое хорошее сделал, о ком-то позаботился, там, старушку перевел через улицу»...
В. Емельянов
— Ну это разве плохо?
Протоиерей Л. Семенов
— Это хорошо! Я ни в коей мере не говорю о том, что не нужно делать добрые дела! Но этого тоже недостаточно! Потому что человеку необходимо понимать, что для того, чобы реализовать данную ему единственную на земле жизнь, приготовить себя к жизни Вечной и в день Страшного Суда встать одесную, по правую сторону Христа, ему необходимо быть в Церкви. И поэтому я считаю, что нужно только молиться о просвещении тех, кто — я не могу сказать «кого не коснулся Свет Христов» (хотя не Великий Пост, всегда полезно вспоминать: Свет Христов просвещает всех)... Но есть люди, которые так плотно затворяют ставни своей души, что сквозь эти дубовые створки никакой свет не способен проникнуть. И вот таких людей мне искренне жаль. И хочется призвать всех молиться о том, чтобы они открыли свою душу этому свету.
В. Емельянов
— Ну я вот соглашусь с Алексеем, что так ведь живут...
А. Пичугин
— 90% населения Земли.
В. Емельянов
— ...да, 90% Земли, не только России, но и всей Земли. Вы знаете, отец Лев, эти вопросы далеко не праздные. Потому что мы знаем примеры того, как человек, буквально разрываясь между миром и Церковью, однажды срывался, все бросал, убегал в монастырь, и зачастую при этом у него за спиной оставались семья, дом, дети, возможно, даже больные и немощные старики, какие-то незавершенные проекты, но он успокаивал себя тем, что «ну вот я же должен принести плоды, и Господь говорил, что любить Его нужно больше, чем кого-либо из родных и близких, чем друзей и семью». Вот разве такой подход правильный?
Протоиерей Л. Семенов
— Ну, Вы понимаете, если чересчур заострить постановку вопроса вот в такой форме, мы можем прийти к очень такому спорному пониманию, на мой взгляд. Я думаю, что ни один православный человек не будет подвергать какому-то не то что кардинальному, а даже легкому пересмотру Священное Писание и, тем более, слова Господа нашего Иисуса Христа. И поэтому, если говорить о каких-то образцах, о каких-то примерах, что ли... Я не хочу сказать, что это должно быть эталоном для всех, что завтра, послушав нашу передачу и вспомнив евангельские тексты, все истово верующие люди должны оставить свои семьи, своих детей и броситься по монастырям...
В. Емельянов
— Очень бы не хотелось этого.
Протоиерей Л. Семенов
— Очень бы не хотелось, да, я с Вами полностью солидарен. Но все должно решаться предельно индивидуально. Потому что зов Бога, как вот личный призыв, обращенный к тому или иному человеку, не только предельно сильным оказывается, властным, но и оправданным известными библейскими текстами. Вспомните, как апостолов своих призывал Господь. Кто-то бросал свои сети, кто-то бросал свои занятия, свои ремесла...
В. Емельянов
— ...свои семьи!
Протоиерей Л. Семенов
— Кому-то не отводилось времени похоронить своего отца.
Поэтому я не считаю себя таким глубоким интерпретатором богословской сущности текста Священного Писания. Я каждый раз подчеркиваю: я не богослов, я, в лучшем случае, церковный историк. (Смеется.) Это все-таки, согласитесь, совершенно разные стези. Но мне кажется, что есть какой-то здравый смысл, который и промыслительно осуществляется. Мы же видим с Вами: Вы же сетуете... С одной стороны, Вы справедливо в своем вопросе опасаетесь и говорите, что не дай Бог, что все завтра побегут в монастыри против детей, с другой стороны, до этого за несколько минут прозвучала не менее здравая Ваша мымсль о том, что мир-то — как он катится-то, кстати, в бездну! Какая апостасия, какое торжество псевдолиберальны
В. Емельянов
— Ну, отец Лев, я для того и журналист, чтобы задавать разные вопросы.
Протоиерей Л. Семенов
— Да-да-да. То есть и сталкивать разные мнения.
В. Емельянов
— Конечно, конечно.
Протоиерей Л. Семенов
— Я очень ценю это Ваше качество, которое так блестяще у Вас проявляется.
В. Емельянов
— Благодарю Вас!
А. Пичугин
— Друзья, напомним, что в гостях у радио «Вера» сегодня протоиерей Лев Семенов, руководитель Духовно-просвети
Протоиерей Л. Семенов
— Нет... И вот, возвращаясь к этой мысли... Безусловно... И вот это как раз опять тот случай, когда Господь наилучшим образом управляет. Мы не видим с Вами «пробок» из-за того, что толпы москвичей кинулись в монастыри.
В. Емельянов
— Ну да.
Протоиерей Л. Семенов
— Я надеюсь, это не кощунственно звучит — такое несколько шутливое преувеличение, утрирование. Мы с этим не сталкиваемся. Мы сталкиваемся, скорее, с другой крайностью: когда мир до такой степени погрязает во зле, в безнравственност
В. Емельянов
— Давайте.
Протоиерей Л. Семенов
— Чем Россия была сильна? Мы в начале передачи вспоминали огромные мировые империи, которые рухнули! Которых или вообще нет, или которые сейчас существуют как отдаленные-отдал
В. Емельянов
— Какие-то уродцы. Уродцы такие, да.
Протоиерей Л. Семенов
— Не будем называть, чтобы никого не обижать.
Так вот, Вы посмотрите — а наша Россия? Второе тысячелетие — мы немного найдем аналогичных примеров, если найдем. Которые сегодня... Вот мы как раз в эти дни вспоминали минувшую четверть века новой России, которая сильная, могучая. Да, вместе со всем миром испытывающая экономический кризис и так далее, но нужно не просто сидеть и сетовать, что ах, вот какой-то там кризис, что-то там с финансами не так...
В. Емельянов
— А нужно что делать?
Протоиерей Л. Семенов
— А нужно понимать, что лежало в основе процветания России. Это опора на традицию, опора на единство. Единство, причем, многонационально
В. Емельянов
— Межэтнические, например, да.
Протоиерей Л. Семенов
— Да. И, в том числе, и политические. Вспомним столкновения у Белого дома в 90-е годы и так далее.
А. Пичугин
— Да вот мы только что отметили годовщину путча.
Протоиерей Л. Семенов
— Да. Да я вот и говорю — в эти дни все время вспоминали эти события. Мне кажется, каждому россиянину необходимо понять и сказать: хватит! Мы насытились в прошлом кровавом столетии ломками, переломами, переворотами. Нужно сплотиться, собраться и, опираясь на тысячелетнюю традицию, вместе со всеми народами, исповедующими, в том числе, не только православие, а и другие традиционные религии, работать на благо России. Кризисы приходят и уходят во всем мире, это какой-то экономический закон. Я в экономике не разбираюсь, поэтому не склонен на эту тему рассуждать. Но нужно понимать, что есть главное в жизни каждого человека. В индивидуальной жизни — это, конечно, все-таки спасение. Для чего мы на земле? Для того, чтобы жить в Вечной жизни, с Господом.
А. Пичугин
— Для того, чтобы не повторять своих ошибок, совершенных, в том числе, в ХХ веке, надо же помнить о том, что там было. А мы же не помним об этом. Мы не помним о репрессиях. Мы помним о войне, потому что нам о ней много рассказывают все время, везде и всюду, а так бы тоже забыли. Мы не помним про Афганистан, мы не помним про Чечню.
В. Емельянов
— Мы просто... А мы не хотим этого помнить.
А. Пичугин
— Мы не хотим этого помнить.
В. Емельянов
— Мы это помним. Но нам не нравится об этом вспоминать. Вот в чем дело.
А. Пичугин
— И поэтому мы из раза в раз будем повторять эти ошибки.
Протоиерей Л. Семенов
— Абсолютно согласен с Вами, что ни в коем случе нельзя забывать. Есть великое понятие исторической памяти, которая должна быть полнокровной, насыщенной, неискаженной. Но мне хотелось бы закончить на оптимистической ноте. Соглашаясь в тем, что порой кто-то хотел бы и забыть какие-то моменты, может быть, не самые приглядные в историческом прошлом минувшего столетия, но когда проходила в залах Государственного центрального музея современной истории России четыре года назад выставка «Преодоление», которая в нескольких экспозиционных залах раскрывала отношения Церкви и советской власти, которая рассказывала о гонениях, о реках крови, пролитой не только священнослужител
А. Пичугин
— Вот, кстати, простите, пожалуйста...
Протоиерей Л. Семенов
— Я только одну фразу эту закончу. Эта выставка побила рекорды по посещаемости. Проделывали в два раза ее срок предполагаемый. И, по данным, по-моему, «Вечерней Москвы» это вошло в топ «Пять событий культурной жизни Москвы» того периода. Это был ноябрь 2012 — январь 2013 годов. А потом эта выставка сейчас, преображенная, переработанная, развитая тоже сотрудниками Свято-Тихоновско
А. Пичугин
— Да, давайте будем надеяться на это. И, кстати, это же тоже все вполне укладывается в рамки нашего сегодняшнего разговора о плодах.
Протоиерей Л. Семенов
— Безусловно. Особенно возвращаясь к мысли святого апостола-евангел
В. Емельянов
— Ну, а наш сегодняшний разговор о плодах, с чего мы начали, в общем, перерос в блестящую, просто потрясающую проповедь протоиерея Льва Семенова, руководителя Духовно-просвети
Протоиерей Л. Семенов
— Спасибо за добрые слова! Я не могу... Это уже не «самоотвод», как это называется?..
А. Пичугин
— Постскриптум.
Протоиерей Л. Семенов
— Я не могу опротестовать Ваших слов, Вашего эпитета насчет блестящей проповеди. Это совсем не по-христиански бы прозвучало с моей стороны. Но мне хочется надеяться, что благодаря той беседе, которую Вы так замечательно организовали, может быть, эта очередная передача радио «Вера» принесет свои плоды, заставит кого-то подумать о том, какие плоды ему приносить здесь, в земной жизни. Спасибо!
В. Емельянов
— Благодарим Вас! Программу «Светлый вечер» для Вас провели Владимир Емельянов...
А. Пичугин
— ...Алексей Пичугин. Всего хорошего.
В. Емельянов
— Мы прощаемся до новых встреч. До свидания.
Артёму Казённых важно отправиться на лечение, нужна помощь
Артёму Казённых 9 лет, он не может нормально двигаться и очень плохо видит. Но благодаря любви и заботе близких, жизнь его наполнена теплом и радостью. В семье мальчика есть особенная традиция — когда кто-то из друзей и знакомых приходит в гости, Артём неспеша подходит к человеку и аккуратно кончиками пальцев трогает его лицо. Так он здоровается с близкими людьми и понимает, кто пришёл в дом.
Артём всю жизнь борется с последствиями остановки сердца и нескольких операций на головном мозге, которые пережил в младенчестве. Чтобы помочь ребёнку развиваться, мама ежедневно выполняет с ним разные физические упражнения, возит сына на реабилитации. «Постепенно наш герой восстанавливается, — говорит Лидия. — Сейчас Артём осторожно делает первые шаги, самостоятельно может подняться и сесть на стул, что-нибудь съесть. Его крёстная, кондитер, каждый праздник старается порадовать Артёмку маленьким бисквитным десертом, что вызывает у него бурю положительных эмоций. Ведь теперь он может сам прожевать кусочек торта, хотя раньше ел только протёртую пищу», — продолжает рассказ мама.
Жить сегодняшним днём и замечать всё хорошее — вот девиз семьи Артёма Казённых. «Мы радуемся даже самому малому, тому, чему многие люди не придали бы значения. Например, недавно сынок впервые смог обнять меня одной рукой за шею. Просто обнять — какое это счастье!» — радуется Лидия. Она верит, что у сына впереди много новых побед.
Сейчас Артёму предстоит следующая реабилитация, которую мама оплатить не в силах. На помощь пришёл благотворительный фонд «Дети Ярославии», он открыл сбор для мальчика. И если вы хотите поддержать Артёма, переходите на сайт фонда: deti-yaroslavii.ru
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Смыслы Страстной седмицы». Прот. Павел Великанов
У нас в гостях был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Мы размышляли с нашим гостем о смыслах и значении Страстной Седмицы и о том, как участие в богослужениях этих дней может помочь подготовиться к встрече главного христианского праздника — Пасхи.
«Страдания и вера». Татьяна Семчишина
У нас в гостях была медсестра детской реанимации Татьяна Семчишина.
Мы говорили о том, как страдания и жизненные испытания могут способствовать приходу к вере, о том, как поддержать человека в горе, а также о важной роли тишины и молчания в нашей жизни.
Ведущий: Константин Мацан
К. Мацан
— «Светлый вечер» на радио «Вера». Здравствуйте, уважаемые друзья! У микрофона Константин Мацан. В гостях у нас сегодня Татьяна Семчишина, медсестра детской реанимации. Добрый вечер!
Т. Семчишина
— Здравствуйте!
К. Мацан
— Вот не первый раз Татьяна у нас в гостях в программе «Светлый вечер», а уже даже второй. Мы с Таней не то, чтобы давно, но знакомы, поэтому, как в жизни, будем общаться «на ты». И я бы вот с чего начал. Вот я тебя представляю как медсестру детской реанимации... Нередко я встречаю такое мнение, что вообще во врачебном сообществе, скорее, человек будет неверующим, потому что взгляд на мир научный, естественнонаучный, работаете вы с конкретными данными физиологии, анатомии, биологии и так далее, и вот места чему-то такому, что не измеряется на приборе, здесь, вроде бы, не остается. Почему «вроде бы»? Потому что, с другой стороны, а где еще встретить чудо, как не в больнице, где происходят, наверное, иногда необъяснимые с медицинской точки зрения вещи, когда врачи говорят: «Ну, бывает, и такое бывает. Хорошо, что человек выздоровел». Вот как ты это наблюдаешь, будучи человеком внутри этого процесса?
Т. Семчишина
— Наверное, стоит сразу оговориться, что поскольку я не врач, а медсестра и могу говорить от лица не столько врачей или врачебного сообщества, а медицинского сообщества, как медработник, как я сама это переживаю или как я это наблюдаю... И, конечно, ты абсолютно прав, что, с одной стороны, медики имеют дело с множеством данных, законов, процессов, опять-таки, опыта врачебного профессионального, медицинского, тех случаев, которые наблюдают, и это, конечно, в какой-то степени сужает область такой детской... назову это... не хочу никого обидеть, но какой-то слепой веры, когда ты надеешься и очень хочешь надеяться, тем более, когда речь идет о любимом человеке, близком, который болеет и страдает. Наверное, в этом смысле медики гораздо более люди отстраненные, может быть даже, циничные, потому что там, где мама болеющего ребенка продолжает надеяться, медики понимают, что это закончится тем или иным исходом.
С другой стороны, в нашей области, и это знает очень хорошо любой врач, медсестра, все те, кто каждый день занимается лечением людей и пытается им помочь, всегда есть место для необъяснимого и для того, чтобы... я назову это «действовал Бог», как человек верующий. Потому что даже если будет самая лучшая команда профессионалов, которые будут, допустим, оперировать в самой лучшей больнице, с самым лучшим оборудованием и самым лучшим обеспечением всеми необходимыми препаратами, есть всегда место, ну, случайности, стечению обстоятельств, когда что-то может пойти не так, или когда что-то может пойти так в тех больницах, местах, где нет совсем никаких условий. Но почему-то в одних ситуациях человек выздоравливает и получает исцеление, а в других вдруг начинаются какие-то осложнения, которые могут привести и к смерти. И, наблюдая за этим, наверное, люди могут по-разному это истолковывать — и как, опять-таки, случайность, совпадение, но здесь всегда есть место тайне, и я думаю, что никто другой, как медики, не наблюдают этого так часто, когда, кажется, по всем законам, все должно пойти таким образом, а оно идет совершенно другим.
Ну и, плюс, конечно же, никто, как медики, так часто не видит страдания и, в том числе, смерти, которая, да, к сожалению, становится частью нашей рутинной работы. Но без осмысления этого ты не можешь там оставаться. Другое дело, что каждый человек находит для себя разный ответ в этом осмыслении, и кто-то находит его действительно в вере, а кто-то — в такой отстраненности и некотором, наверное, ожесточении, может быть, сердечном, которое скрывается за словом «профессионализм».
К. Мацан
— Ну, говорят, что врачи — циники. Вот это — про это, да?
Т. Семчишина
— Наверное, да, можно и так сказать.
К. Мацан
— Вот ты, мне кажется, важнейшую тему ты такую поднимаешь — вообще о приходе к вере, о, скажем так, содержании этого процесса. Вот ты сказала, что, встречаясь часто со смертью, с уходом людей, разные люди совершают разные выводы, иногда противоположные, из одной и той же ситуации. А вот от чего это зависит, как тебе кажется? Почему один человек приходит к мысли, ну, к какому-то обоснованию для себя религиозной веры, включая то, что вот жизнь не заканчивается со смертью и есть надежда на вечную жизнь, вот в этом тоже выражается вера, а кто-то из той же самой ситуации делает вывод, что «нет, все» (я сейчас, может быть, огрубляю), «все бессмысленно». Вот этот самый цинизм, как, может быть даже, защитная реакция, возникает, бросающаяся в глаза бессмысленность. Вот я даже уже, скорее, знаешь, тут не про медицину, а к твоему опыту просто верующего человека, многолетнего прихожанина храма, который при этом с этой темой сталкивается, с темой медицины и смерти, — что Бог касается в какой-то момент сердца человека и говорит, что «вот найди утешение в этом, ищи утешение здесь», а другого, получается, Бог не касается, раз он ожесточается и не верит?
Т. Семчишина
— Это сложный вопрос.
К. Мацан
— Конечно, сложный. Я, вообще-то, простых вопросов не задаю.
Т. Семчишина
— Сложный вопрос, на который я могу попробовать ответить некоторым предположением, потому что все-таки опять я говорю с позиции человека верующего, хотя и мне знакомы сомнения, недоумение, и уже в профессию я пришла верующим человеком. Хорошо, конечно, ответить просто и схематично, сказав, что это зависит от того, с каким сердцем, наверное, с каким багажом ты уже приходишь, ну вот, там, например, в профессию или в какую-то конкретную ситуацию страдания, боли и какого-то экзистенциального напряжения. Потому что, конечно, влияют и встречи, и воспитание, духовное воспитание наших учителей. Потому что в том, как я вижу какие-то вещи и как я их трактую, огромная заслуга, и это результат работы множества людей, с которыми мы общались — и отца Георгия Чистякова, и владыки Антония Сурожского, чьи книги оказали на меня очень большое влияние, и Фредерики де Грааф, и многих других людей. И когда ты встречаешься лицом к лицу с конкретной ситуацией, она ложится уже на подготовленную почву. Хотя, говорю, конечно, это не исключает вопросов, недоумений, сомнений и боли.
С другой стороны, наверное, и благодать Божья... Я не знаю, как ответить на вопрос, почему кого-то касается, а кого-то не касается. Но это еще и выбор, это и выбор человека в том, чтобы оставаться открытым или нет. Мы все испытываем боль — это я совершенно точно могу сказать. Мы все, работая там, где мы работаем, и видя то, что мы видим, переживаем за наших пациентов и не можем эту боль не испытывать. Другое дело, насколько мы ее в сердце допускаем и насколько мы готовы и в дальнейшем ей открываться и — может быть, не самое удачное выражение — что-то с ней делать. Потому что я могу отдать ее Богу — это, мне кажется, единственное, что имеет смысл, и дать согласие на то, чтобы снова этой боли открываться. Но я совершенно точно знаю и понимаю, что бывают и моменты, и бывают ситуации, когда человек говорит: «Нет, я не хочу этой боли. Да, я вижу ее, но я совершенно не готов ее испытывать и снова и снова к этой ситуации возвращаться, поэтому я выбираю такое дистанцирование». Потому что это тоже ведь может быть объяснено очень логично и какими-то важными причинами и мотивами для того, чтобы профессионально не выгореть, для того, чтобы мочь помогать больным, для того, чтобы уметь профессионально оказывать им помощь, и так далее. И, наверное, да, мировоззрение, наверное, готовность открывать сердце и готовность как-то рефлексировать и, ну, назову это «что-то делать» с этим переживанием и что-то делать с этой болью. Наверное, от этого зависит.
К. Мацан
— Ты эту фразу произнесла, очень такую цепляющую в хорошем смысле слова — «отдать Богу». Вот мне эти слова очень нравятся — «надо отдать боль Богу», потому что в них, что называется, постулируется сразу и существование Бога, и Его активное участие в жизни человека верующего, то, как это верующий видит, Его готовность эту боль человека забрать, какое-то такое динамичное отношение. То есть, Бог из какого-то слова, фигуры, идеи, чего-то такого большого, где-то существующего, превращается в Того, Кто близкий с тобой, Кому до тебя есть дело. А вот как ты это переживаешь? Как бы ты, ну, если угодно, объяснила вот это свое чувство — отдать боль Богу — человеку, который этого опыта не имеет? Понятно, что это сложно, может быть даже, невозможно объяснить до конца или даже хоть сколько-то. Но описать, свидетельствовать, наверное, можно. То есть, это невозможно передать, как любой опыт, но, может быть, что-то о нем можно сказать?
Т. Семчишина
— Ты знаешь, однажды у нас был такой разговор с коллегой — ночной, в какое-то небольшое затишье и в какой-то небольшой такой промежуток передышки. Она спросила меня: «Скажи, вот ведь я вижу, что довольно часто ты общаешься с семьями наших детей, и даже с кем-то, и со многими ты продолжаешь общаться после смерти детей. Они присылают тебе фотографии. Как ты все это выносишь? И зачем?» И тогда я попыталась ответить на вопрос, именно используя вот этот образ «отдать Богу», при этом понимая, что я разговариваю с человеком, который, может быть, где-то очень на пороге веры, как-то задумывается. Это действительно было сложно, как это можно объяснить, потому что, разговаривая со «своими» (я беру это сейчас в кавычки) — ну, с теми, кто как-то более в церковный контекст погружен, среди верующих людей, я могу что-то говорить о молитве, хотя все эти слова — они, наверное, будут достаточно плоскими, и все будет не то. Но здесь суть в том, что есть боль, которую на самом деле очень сложно вынести. Ее довольно сложно вынести еще и потому, что ты не можешь ничего с этим сделать. Иногда это твоя боль, личная, потому что ты соприкасаешься с какой-то трагической ситуацией и видишь, как это отражается на семье, на ребенке. Может быть, еще обстоятельства какие-то сложные. Иногда это, действительно, да, тоже вот отражение боли других людей. Ты видишь, насколько другому человеку больно — матери, потерявшей ребенка своего, или самому ребенку. Но наше, наверное, такое человеческое, естественное желание — эту боль утишить сразу, уменьшить ее, избавиться от нее. Когда я говорю о том, что мы можем отдать эту боль Богу, это, наверное, больше о том, что мы можем ее с кем-то разделить. Это не всегда означает утешение, но когда ты в боли не один, это приобретает какой-то другой смысл. И особенно когда ты в этой боли не один, а с кем-то, кто больше тебя, больше всей этой ситуации, Тот, Который благ, Который милостив и Который, в общем, не хочет никому зла и не хочет никому ничего плохого. И когда ты в этой боли с тем, кто в глубине своего существа видит и держит судьбы всех и знает тайну, и знает каждого по имени — и этого ребенка, который ушел, или этой семьи, каждого ее члена. Наверное, как-то более стройно мне сложно это объяснить, но, как говорил кто-то из великих, что боль... ты можешь горе разделить пополам с кем-то, и это уже... Ну это совместное проживание — оно и объединяет, и оно помогает тебе в этом быть и продолжать, продолжать существовать, продолжать жить.
К. Мацан
— Татьяна Семчишина, медсестра детской реанимации, сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер». Мы говорим о трудных вопросах, на самом деле, веры, которые возникают в связи с болезнью, в связи с испытаниями. И наша сегодняшняя гостья видит это просто в процессе своей работы в детской реанимации. Вот еще немножко останавливаясь, может быть, задерживаясь на этом выражении, на этом состоянии, наверное, сердца человеческого — «отдать боль Богу»... Я вот в прошлой части упомянул, что мне оно очень нравится, это выражение, потому что в нем дается какое-то представление о Боге активном и с нами взаимодействующем, к нам обращающемся. Но ведь тут еще, наверное, важно, что и человеческая активность здесь постулируется? Я почему об этом спрашиваю — потому что я вот помню, в похожем контексте когда мы с кем-то говорили, вот отдать боль Богу, отдать проблему Богу, поручить эту проблему Богу, человек совершенно нецерковный и неверующий услышал в этом пофигизм. То есть, «вы, верующие — вы просто от этого закрываетесь». Ну, «отдай Богу» — это то же самое, как, другими словами, просто «не думай об этом», «да не парься!». Но правильно, что мы не про это же говорим сейчас? А вот как ты это чувствуешь? Почему это не про «не парься»? Вот я даже понимаю, что в плане твоей работы в реанимации это глупый вопрос и наивный. Я не предлагаю тебе сейчас переносить его на конкретные ситуации, когда перед тобой страдающий человек. Но если говорить именно о вере, о том, как ты проживаешь отношения с Богом, которые вот не про «не парься», а про твое активное участие — что это такое?
Т. Семчишина
— Я думаю, что если говорить с точки зрения психологии, наверное, можно назвать это формой рефлексии, да? Что когда происходят какие-то сложные события — ну, например, смерти пациентов, еще какие-то неразрешимые вещи, с которыми мы активно в рамках своих профессиональных обязанностей сделать ничего не можем, то просто забыть и как-то отодвинуть это в долгий ящик — это, наверное, да, была бы, наверное, пассивная позиция. Мне кажется — ну, может быть, я так устроена, но мне кажется, что очень важно все-таки не оставлять эти ситуации, а к ним возвращаться и их обдумывать. Пусть это будет с точки зрения психологии действительно такой рефлексией. Но если говорить с точки зрения веры, то мне кажется очень важным вот что. Когда-то я услышала это от Фредерики де Грааф. В каком-то разговоре мы с ней обсуждали тоже какую-то рабочую ситуацию, и она говорит: «Ну ты зовешь туда Бога, ты зовешь туда прийти Бога? Ты знаешь, что в какие-то моменты ты можешь требовать, чтобы Бог туда пришел? Да, Он знает это и без тебя, да, Он видит эту ситуацию, но ты можешь требовать, чтобы Божья Матерь и Господь в эту ситуацию вошли». Я не сразу это поняла, что она имеет в виду, но мне кажется, что это какая-то точка соприкосновений, точки встречи именно активности человека и активности Бога. Потому что это пространство человеческого сердца. И человек, видя или участвуя в неких обстоятельствах, где человек страдает, его призыв Бога туда — это, мне кажется, именно это и есть проявление активности, неравнодушия, неотстранения. И то же самое — если речь идет о смерти или вот о каких-то таких сложных событиях. То есть, мы, с одной стороны, молимся и отдаем Богу эту ситуацию — может быть, непонятную, может быть, с которой мы не согласны, но, вместе с тем, мы призываем Его прийти туда и освятить эту ситуацию Своим присутствием. Как дальше будет, я не знаю, но что-то страшное уже случилось, что-то трагичное уже случилось. Но призвать Бога в эту ситуацию, мне кажется, это лучшее, что можно сделать.
К. Мацан
— Я помню, в одном интервью священник Александр Ткаченко, создатель первого детского хосписа в России, сказал, что у Бога нет других рук, кроме наших. Ну это не он первым сказал — это такая известная, бесспорная, с одной стороны, мысль. С другой стороны, я помню, что в другом интервью человек тоже, много работающий, скажем так, в социальных проектах, помогающий и бездомным, и больным, к этой фразе по-другому отнесся — что «не, ну, конечно, у Бога есть другие руки, кроме наших, потому что, может быть, если Господу надо, Он Своими руками что-то сделает и без нашей помощи». И тогда человек добавил: «Ну, в лучшем случае, пальцы». Но, может быть, мы не будем множить дальше физиологические метафоры — «руки», «пальцы», но что ты об этом думаешь? Как в тебе эти слова отзываются?
Т. Семчишина
— Мне кажется, что это — опять-таки, наверное, возвращаясь к вопросу открытости сердца и открытости... ну, открытости миру, открытости человеку, причем, в совершенно разных реакциях. Мне почему-то первое, что приходит на ум, когда я слышу эти слова, это какие-то ситуации... Ну вот, например, самая простая — допустим, закончилась моя смена, и я выхожу из отделения, может быть, очень уставшей и, может быть, думающей только о том, чтобы поскорее добраться домой...
К. Мацан
— Потому что после суток дежурства.
Т. Семчишина
— Да, ну, после суток, и поехать скорее домой, и лечь спать, и вообще как-то немножечко отключиться от той реальности, которая была моей реальностью в последние 24 часа. И в этот момент, например, я вижу, что на диванчике около отделения нашего сидит женщина и, например, плачет. И, может быть даже, я узнаю в ней маму кого-то из наших детей. И здесь может быть несколько вариантов, да? Это может быть, например, мама, с которой есть у нас какой-то контакт и с которой у нас, ну, какие-то отношения даже сложились, потому что ребенок уже лежит какое-то продолжительное время. Это может быть мама какого-то другого ребенка, с которым я никогда не работала, но я знаю, что она приходит. Или, может быть, это совсем незнакомый человек. В целом, реакция моя может быть такова, что, ну, вообще-то, я закончила уже работать. Лифт — вот, пожалуйста, здесь пройти пять метров, и я сажусь на лифт и уезжаю к себе. Ну, потому что это не мое дело. Ну, плачет она — почему она плачет? Я не знаю, почему она плачет. Узнавать и как-то погружаться в это все еще я могу быть совсем не готова. Но, на мой взгляд, если так сложилось, что на выходе со смены почему-то я встретила эту женщину, ну, лучше подойти к ней, сесть и спросить ее, по крайней мере, что случилось. Или, ну, может быть, какими-то другими словами. Потому что мы все очень сильно нуждаемся в том, чтобы быть увиденными другими людьми. И, может быть, я ничем не смогу ей помочь. Может быть, я и выслушать ее не могу. А может быть, она мне как-то грубо даже ответит, или агрессивно, или... Да все, что угодно, может быть. Но в данном случае как-то Божьими руками... Что я могу, как Божьи руки, здесь, да? Я... вот как задание от Бога такое, да, это переживаю — что если человек встречается, даже если мне очень не хочется, даже если как-то вот... ну, как будто бы даже я имею моральное право пройти, но лучше все-таки подойти и спросить. Ну не захочет она другого человека рядом с собой, не нужно ей это будет — ну тогда так, как есть. Может быть, посидеть с ней какое-то время. А может быть, она пришла, потому что были ситуации, когда, например, мама потерялась просто. Ну, то есть, она должна была прийти в другое место, и она потерялась, растерялась, там, ребенок в тяжелом состоянии, и она не поняла, куда идти. И это все тоже решалось довольно просто, потому что я вернулась в ординаторскую, мы позвонили лечащему врачу и поняли, что требуется — она перепутала этажи и пришла не туда. То есть, это могут быть какие-то вещи, которые совсем не «великие», но если мы пришли в этот мир, если мы родились и продолжаем жить, и если как-то мы хотим для Бога тоже что-то делать, мне кажется, хорошо бы стараться — конечно, это не всегда получается, но — держать глаза открытыми, уши открытыми и сердце открытым.
К. Мацан
— Вернемся к этому разговору после небольшой паузы. Я напомню, сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер» Татьяна Семчишина, медсестра детской реанимации. У микрофона Константин Мацан. Не переключайтесь.
«Светлый вечер» на радио «Вера» продолжается. Еще раз здравствуйте, уважаемые друзья. У микрофона Константин Мацан. Мы говорим сегодня с Татьяной Семчишиной — медицинской сестрой детской реанимации.
Вот до перерыва, знаешь, какую-то ты очень важную тему затронула, причем, важную, знаешь, вот мне лично в плане каких-то лайфхаков. Лайфхаков, потому что мы хотим, чтобы от наших программ была сплошная польза, и вот на практике что выносить. Я вот могу тебе признаться, что для меня вот в той ситуации, которую ты описывала — допустим, сидит человек в больнице ли, на улице, на работе ли где-то, например, плачет, и, в принципе, ситуация, с одной стороны, располагает к тому, чтобы подойти, спросить, что случилось, а с другой стороны, ты понимаешь — вот это моя проблема психологическая, честно признаюсь тебе и всему честному народу, — я боюсь вот того самого какого-то грубого ответа, неловкости, которую я могу создать, в которой я могу оказаться, боюсь почувствовать себя глупо. И боюсь одновременно и человеку как-то... Может быть, ему сейчас не нужно внимание. Вообще, я понимаю — допустим, когда мне плохо, я, может быть, не хочу, чтобы вообще меня трогали. Но это индивидуально. Я внутри себя борюсь, с одной стороны, с каким-то правильным пониманием, что, ну, хорошо бы сейчас подойти, узнать. И я вот абсолютно понимаю тебя, когда ты говоришь, что «вот мне сейчас, именно мне этот человек именно попался — ну неслучайно же это, ну Господь же все видит!» А с другой стороны, какие-то внутренние ограничители включаются. Вот что ты посоветуешь? Ты отчасти уже об этом начала говорить. Может быть, ты тоже это испытываешь. Судя по всему, тебе это знакомо. Как находить для себя внутреннюю мотивацию все-таки поступить по-христиански, громко скажем, и вот это внимание проявить, не боясь, несмотря ни на что, и быть готовым даже, там, не знаю, к неловкости, к грубому ответу, но все-таки сделать?
Т. Семчишина
— Ну, начнем с того, наверное, что касается мотивации, что, боюсь, нет готовых рецептов, потому что каждый раз и в каждой ситуации приходится делать выбор. Это не что-то такое, что идет по накатанной и что один раз уже решено, и теперь наконец-то все просто и легко.
С другой стороны, я вот о чем думаю. Господь дал нам свободу, и эта свобода — она выражается во всем. Она выражается, в том числе, в том, что решим мы сами — подойти или не подойти. Она заключается и в том, что человек может принять нашу помощь, не принять нашу помощь, нуждаться в нас, не нуждаться в нас, а нуждаться в ком-то другом. И, наверное, один из тех принципов, которые хорошо бы постараться соблюдать, это человеку эту свободу предоставить. И в каких-то ситуациях я понимаю, что мне проще все-таки тоже опираться на рецепты на какие-то готовые, и в каких-то ситуациях я для себя формулировки нашла. Вот, например, я живу на метро «Теплый Стан», где у нас находится рынок, и там переход довольно длинный из метро, много лестниц, куда довольно часто приезжают бабушки со своими сумочками-кошелочками на колесиках. И для того, чтобы подняться или спуститься (а чаще всего бабушки приезжают уже с нагруженными сумочками), ну это требует усилий, чтобы по ступенькам их поднять. И тоже кажется — ты видишь пожилого человека, который с этой тележечкой со своей цок-цок-цок по ступенькам, и реакция может быть очень разной, потому что бабушки тоже по-разному настроены.
К. Мацан
— Меня однажды так отшили, будто я хотел сумку забрать, а не поднять.
Т. Семчишина
— Да. Потому что бывает, что, действительно, ну вот люди как-то так реагируют остро. И, ну, для себя я какую-то формулировку нашла такую, что когда я подхожу, говорю: «Извините, пожалуйста, разрешите вам помочь!» — и это оставляет человеку абсолютную свободу, потому что кто-то может сказать: «Да мне и так удобно». О’кей. «Да, хорошо, очень было бы здорово». «Нет, не нужно». И... Ну, и когда... И себя чувствуешь в этом тоже свободной. И человеку ты предлагаешь, и оставляешь ему право отказаться и свободу отказаться или принять.
Конечно, гораздо сложнее, когда речь идет не о физической помощи, которая очевидна, а о помощи (или не помощи), о каком-то участии, когда речь идет о горе, слезах или какой-то сложной ситуации, и мы не знаем, что случилось. Но, мне кажется, если иметь в виду, опять-таки, эту деликатность и какое-то пространство свободы, ну, по крайней мере, может быть даже, и вопрос «что случилось?» не такой удачный... Там, что ты расскажешь, что случилось? «Мне плохо». Там, «моему ребенку плохо». Что случилось... Все плохо. Но, может быть, спросить: «Я могу вам чем-то помочь?», как бы по-киношному ни звучала эта фраза. Или: «Не могу ли я что-то для вас сделать?» И если человек скажет «нет», может быть, побыть еще, посмотреть на него и уйти?
К. Мацан
— В прошлой части программы ты говорила, когда мы начали в самом начале размышлять о том, насколько человеку в медицинском деле труднее или проще, скажем так, прийти к вере, найти утешение к вере, ты сказала: «Все мы переживаем боль и сомнения». Я вот хотел бы к этой фразе творчески придраться. Опять же, может быть, это будет связано с твоей работой, может быть, нет, но какие у тебя сомнения в вере, какие вопросы к Богу (если это одно и то же — сомнения в вере и вопросы к Богу)? Я понимаю, что ты вряд ли ставишь под сомнение бытие Божие как таковое. Хотя сейчас ты расскажешь. Но тогда чего они касаются?
Т. Семчишина
— Они действительно не касаются бытия Божия. Но... Есть, например, сомнение — это один из самых болезненных вопросов, я думаю, что не только для меня. Это вопрос, что есть благо. Что есть благо, ну, например, для конкретного ребенка. Или что есть благо для его семьи. И если мы говорим о том, что, ну, «я верю, что Господь всемилостив и благ, и в Его деснице тайна человеческой судьбы», то где это благо в какой-то конкретной ситуации, где его очень сложно разглядеть или невозможно? И что есть благо в этой ситуации? Это вопрос, который довольно часто снова и снова приходится ну как-то решать, задавать, по крайней мере, этот вопрос.
К. Мацан
— Ты имеешь в виду, может ли болезнь, например, быть благом для семьи, для человека, для ребенка?
Т. Семчишина
— Я боюсь сейчас уйти в какие-то теоретические размышления, потому что все-таки эти, наверное, вопросы имеют право задавать только непосредственные участники. Легко сидеть в студии и говорить о таких вещах. Но, скорее, это какие-то очень конкретные события или конкретные... Даже, наверное, не столько сама ли болезнь — благо. Я не буду касаться этой темы — она слишком деликатная, и она слишком индивидуальна для каждого конкретного человека. Но в процессе лечения и в процессе борьбы за жизнь мы, да, сталкиваемся с ситуациями — ну все ли мы сделали правильно и все ли мы сделали, исходя из блага, из пожелания блага, например, такой вопрос. И еще вопросы смысла, который, наверное, основополагающий — в чем смысл, где смысл? Наверное, немножко сложно говорить об этом абстрактно, но я боюсь, честно говоря, приводить какие-то конкретные примеры, потому что опасаюсь быть недостаточно бережной и деликатной к тем людям, о которых я могу рассказывать.
К. Мацан
— Когда человек надеется на чудо, а чудо не случается, это вызов вере?
Т. Семчишина
— Это очень серьезная проверка, я думаю. Потому что, как сторонний наблюдатель, опять-таки, я могу говорить о том, что очень часто чудо, которого мы хотим, оно имеет очень конкретные осуществления, да? То есть, мы хотим очень конкретных вещей, надеясь на чудо. Например, в ситуации болеющего ребенка хотим его выздоровления во что бы то ни стало. Вопрос блага в этом тоже очень важен, потому что иногда, например, в силу ряда причин, осложнений, лечения мы, как медики, можем понимать, что если даже ребенок выживет в этой ситуации, то его жизнь не будет полноценной. Он, например, ну, не сможет никогда ходить или не сможет говорить, или еще чего-то не сможет. То есть, его выживание физическое — оно не будет означать качества жизни и полноты этой жизни. Ну, хотя о полноте, наверное, можно говорить в духовном смысле, и мы, наверное, не будем эту тему затрагивать. Но я вижу, например, несколько вещей и могу поделиться такими размышлениями — что чудо иногда может быть в другом. Мы просим конкретного чуда в выздоровлении, а чудо случается, выражаясь в каких-то других вещах, хотя ребенок погибает, например, и этого выздоровления мы не получаем.
Но когда я говорила еще о том, что это такая проверка того, что стоит наша вера... С одной стороны, мы помним прекрасно все евангельские строки — «просите, и что бы вы ни попросили Во Имя Мое, да будет вам», С другой стороны, это тоже достаточно известные слова — о том, что «что нам дороже — сам Бог или Его блага, или Его благодеяния?» И вот в ситуации, когда мы просим и не получаем, очень бывает сложно, но возможно сохранить веру в то, что Бог всемилостив и благ, и неизменен, и принять из Его руки то, что происходит, даже если мы сейчас этого не понимаем. И даже если очень больно. И даже если эта боль потери разрывает сердце.
Но я вот, наверное, не посмею здесь говорить о наших родителях, потому что действительно для этого каждый проходит свой путь, и свой путь осмысления, и свой путь веры. Но вот здесь очень серьезно встает вопрос, насколько дорог мне Бог. Если я не сомневаюсь в Его существовании, если Он был здесь, если Ему небезразлична судьба моего ребенка, если Ему небезразлично все, что происходит с нами, как дальше строить эти отношения, если случилось то, что случилось.
И почему-то вот хочется мне еще одним поделиться — тоже важным, мне кажется, моментом таким. Однажды мы провожали семью, у которой умер малыш. Было отпевание, и батюшка наш, больничного храма после того, как отпевание закончилось, он подошел к супругам, к родителям малыша, обнял их и сказал: «У вас было время надежды, теперь оно закончилось, и наступает время веры и любви». И это настолько точно отражает состояние... Ну вот, по крайней мере, это такое было точное описание для этой конкретной семьи, потому что они до последнего надеялись. И сейчас, когда все закончилось так, как закончилось, они возвращаются домой, но возвращаются домой, к сожалению, с погибшим ребенком. Но наступает время, когда ты можешь верить во встречу, ты можешь верить в то, что любовь не заканчивается земной жизнью, и что любовь продолжается. Вот, мне кажется, это какое-то максимально точное описание того, что может происходить.
К. Мацан
— Татьяна Семчишина, медицинская сестра детской реанимации, сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер». Вот буквально предвосхищаешь ты ту тему, о которой я хотел бы в этой последней части нашей программы поговорить, без которой, конечно, наш сегодняшний разговор был бы неполным. В том смысле, что мы всю программу говорим о твоей работе, о том, что ты видишь на работе, как медицинская сестра в детской реанимации, о трудных ситуациях, боли, страдании, смерти как о вызове вере. Как о вызовах. Но что-то мне подсказывает, что этим, скажем так, духовная палитра твоей работы не исчерпывается, и наверняка есть место и наблюдениям встречи с надеждой, с любовью, с тем светлым, что происходит. И это тоже связано с верой, может быть, дает ей расти, укрепляться, убеждаться, утешаться, получать от Бога утешение. Вот насколько в этом смысле тут твоя работа на твою веру влияет? Был ли пройден какой-то путь — вот не с точки зрения вызова и проверки, а с точки зрения вот ее еще большего какого-то раскрытия и, ну, если угодно, открытия красоты Божьего замысла о нас всех?
Т. Семчишина
— Мне действительно не хотелось бы, чтобы у наших слушателей создалось впечатление, что где-то мы на передовой, где постоянные испытания и непрерывные вызовы жизни и вере. (Смеется.) Хотя, я говорю, конечно, это часть тоже нашей повседневной жизни.
Изменилось ли как-то само понимание, да? И как-то больше раскрылось ли видение Божьей красоты? Мне кажется, что очень явно в наших вот повседневных делах, в нашей повседневной работе раскрывается красота встречи. Красота встречи с человеком. Потому что, несмотря на то, что иногда рутина подразумевает какую-то скорость — что один, второй, третий, это поток людей, но эти лица и судьбы, которые проходят, это, конечно, удивительные какие-то такие нити и удивительные переплетения. Огромное у меня уважение вызывают наши родители и дети. Хотя с детьми мы не всегда имеем возможность общаться — ну, потому что, в силу особенностей отделения, мы можем уже видеть их в медикаментозной коме и под аппаратами, но с кем-то мы общаемся, и это люди, которые дарят огромную радость, как бы это ни странно показалось, и удивление, и удивление жизни. И... Ну, мы тоже меняемся, видя этот свет и видя эту красоту.
И, конечно, не могу не вспомнить одну из наших недавних таких историй, когда у нас полгода лежал малыш, и ему нужна была почечно-заместительная терапия. Ну, поэтому он был в сознании, он мог общаться. У него была масса каких-то игрушечек, книжечек. И мы его очень полюбили все — женская часть коллектива точно, но даже наши реаниматологи, конечно, они с большой нежностью относились к этому малышу. И поскольку он был у нас достаточно долго, и, конечно, для ребенка ситуация непростая — да, он днем находится с мамой, но он все равно в относительно незнакомом пространстве, на ночь он должен оставаться один, незнакомые люди, которые постоянно меняются и которые какие-то процедуры проводят. Но он, как любой ребенок, растет, смотрит на мир, чему-то учится, что-то ему нравится, что-то ему не нравится. И он это все разделял с нами. Мы научились читать, играть, какие-то новые вещи придумывали для того, чтобы его порадовать. (Смеется.) И мы многому учились...
Я не знаю, как ответить на этот вопрос, мне немножко сложно. Наверное, мне даже сложнее ответить на этот вопрос, чем на вопрос касательно вызовов. Но мы видим, насколько... Вот я думаю, что благодаря работе это тоже очень проявляется. Мы видим, насколько мир разный, насколько люди разные. Иногда, как бы банально это ни прозвучало, насколько уникален путь каждого человека и насколько все бывает неоднозначно, и не надо торопиться с выводами о человеке, например, или о семье. Лучше всего не пытаться со своими какими-то понятиями «правильными» на семью наседать, а побыть рядом с ней и сопроводить. Это, наверное, лучшее, что мы можем сделать. Этому работа очень учит. И она всегда напоминает о том, что Дух Святой — Он не в грохоте, а Он в тихом веянии ветра, вот в такой деликатности, нежности и соприсутствии. Это очень явно всегда.
К. Мацан
— Не могу тут не спросить, раз уж прозвучало имя чрезвычайно дорогого мне митрополита Антония Сурожского. Дорогого — в смысле, автора, пастыря, чьи тексты во многом вообще меня, конечно, тоже к вере привели и сформировали, видение каких-то вещей. Он много говорит о необходимости... Не необходимость — плохое слово «необходимость»... о молчании, о возможности молчания. В каких-то ситуациях быть с человеком рядом, без слов, просто быть, присутствовать, чтобы суть твоя была здесь, вместе с ним. И, с одной стороны, в общем-то, не так уж редко мы об этом говорим — о том, что слова часто не нужны лишние. А с другой стороны, так ли это просто на практике? Владыка Антоний тоже в своих текстах... Мне даже довелось один переводить с английского на русский, ранее не опубликованный по-русски текст. Вот об этом он там подробно размышляет — что тоже по-разному можно молчать. Можно просто прийти и помолчать. Ну вот я пять минут помолчал, вроде как, и исполнил завет владыки и больше... пойду дальше, поработаю. Можно молчать, говорит он, с таким достаточно напускным видом и молиться внутренне, показывая, что «вот, вот я молчу наполненно и молюсь за того человека, который рядом со мной». Может быть, такого молчания тоже не надо.
И мой вопрос к тебе, собственно, простой: а что это такое на практике? Удавалось ли, вот удавалось ли этот совет владыки воплощать по-настоящему? Я спрашиваю без подвоха, потому что мне это неизвестно — мне не удавалось, не было повода проверять это. А у тебя, наверное, поводов предостаточно.
Т. Семчишина
— Это совет, наверное, во многом «на вырост». Потому что это то, к чему можно всегда стремиться и пробовать, пробовать, пробовать снова, как и множество других советов, которые владыка дает. Но ты помнишь эту ситуацию, которую мы обсуждали, этот пример — если мама сидит около отделения заплаканная. Иногда... ну здесь какая-то чуткость, наверное, все-таки нужна. Потому что иногда, может быть, действительно один из способов проявить участие — это сесть рядом с ней. И, может быть, не сразу начать говорить, предлагать, и это тоже может быть такой формой, ну, «я свое дело сделал, могу теперь идти, быть свободнее». Я подошел, спросил: А ничего не надо? Помочь вам?" — «Не помочь». — «Отлично!» И с чистой совестью уходить домой.
К. Мацан
— Я прямо себя узнаю, сейчас ты описываешь...
Т. Семчишина
— Но посидеть рядом и как-то прислушаться — может быть, человек что-то скажет, а может быть, нет, и вот, как это владыка часто называет, «из глубины молчания задать вопрос», это уже, наверное, уже такая способность и какая-то душевная внимательность более высокого уровня.
Удавалось ли или не удавалось — я не знаю. Я не знаю, не мне судить, но...
К. Мацан
— Надо спросить у тех, рядом с кем ты молчала.
Т. Семчишина
— Вот я точно знаю вот что. Иногда мы с коллегами с нашими тоже обсуждаем какие-то сложные ситуации, которые случаются у нас на работе. Это могут быть и конфликты, например, с кем-то из родителей или какие-то ситуации кризисные такие, когда не знаешь, как реагировать, и довольно часто я слышу от наших девушек-медсестер вопрос (ну, он такой даже риторический), что «ну я не понимаю, что говорить, я не знаю, что сказать». Вот идет человек, который вот только что вышел из палаты, где умер ребенок его. И, вроде, с одной стороны, я тоже с ними работала, и как-то хочется выразить им соболезнование, но я боюсь подойти, потому что я не знаю, что сказать.
И однажды, когда мы беседовали с человеком вне нашей сферы, и я вдруг поймала себя на мысли, что у меня вопрос этот не возникает — о том, что сказать. И, наверное, можно считать это вот таким плодом наследия владыки. Потому что я не владею какими-то техниками и словами, которые всегда срабатывают, что придает мне уверенность и ту самую мотивацию и отсутствие страха в том, чтобы подойти к тому-то. Но иногда я понимаю, что ты можешь, даже переступив, там, через собственные неудобства, страх внутренний или все, что угодно, но просто подойти, и этого бывает достаточно. Иногда из этого рождаются слова, иногда нет. И иногда бывает, что... ну особенно когда ситуация крайне напряжена в силу переживания... И говорить, что... Просто я понимаю, что говорить что-то — довольно глупо. Да даже не только желание исполнить совет владыки, а просто слова неуместны. Ты в этом, может быть, минуту, две, пять, не знаю, сколько, будешь, а потом всегда можно спросить у, там, родителя, например, у мамы: «Вы хотите, чтобы, там, я осталась, или уйти?» И принять тот ответ, который будет озвучен.
Но мне кажется, что я бы, наверное, так отреагировала на этот вопрос — мы очень недооцениваем роль тишины и роль молчания. И как-то иногда как будто есть какое-то клише, что вот эта тишина и молчание — это отсутствие действия. Или это отсутствие, там, наполненности действия, наполненности смыслом. Хотя очень часто оно может быть гораздо более значимым, чем любые слова, сказанные от души, формально, те, не те. Часто слова действительно не имеют значения, мы об этом забываем. И отношение человеческое — оно не обязательно выражается в словах. Оно может быть в жесте или во взгляде выражено.
К. Мацан
— Вот мы на радио, к сожалению, не можем вообще без слов обойтись. Иначе это была бы тишина, которую было бы странно слушать. Но пускай наша сегодняшняя беседа, вот чьи-то слова сказанные, послужит к тому, чтобы, их услышав, нам всем захотелось — я это говорю абсолютно искренне и ответственно — немножко помолчать и побыть в тишине, но в такой вот не отсутствующей тишине, а вот именно в том, о чем ты сказала, — в тишине присутствия и в наполненном молчании рядом с ближними, с тем, кому сейчас нужна наша помощь.
Спасибо огромное тебе за нашу сегодняшнюю беседу. Татьяна Семчишина, медицинская сестра детской реанимации, сегодня с нами и с вами была в программе «Светлый вечер». Я уверен, не последний раз на радио «Вера» мы с тобой общаемся, так что до новых встреч на волнах нашей радиостанции.
Т. Семчишина
— Спасибо большое! Всего доброго!
К. Мацан
— Счастливо! До свидания!