Преподобный Амвросий Оптинский, в миру - Александр Гренков, родился в тысяча восемьсот двенадцатом году в Тамбовской губернии. В семинарии он перенес опасную болезнь, и дал обет стать монахом, если выздоровеет. Он не забыл своего обета, но все откладывал его и не решался исполнить обещанное. Мучаясь от нерешимости, Александр отправился к известному в той местности подвижнику Илариону. «Иди в Оптину, - сказал ему старец, - и будешь опытен». Гренков послушался. Вскоре он принял постриг и был наречен Амвросием. «Монаху полезно болеть. И в болезни не надо лечиться, а только подлечиваться!», - говорил он, рассуждая о природе бед и неприятностей. Скоро он стал приобретать славу опытного наставника и руководителя. Он обладал живым, острым, наблюдательным умом, углубленным постоянной молитвой. Его проницательность переходила в прозорливость. Современники говорили, что он проникал в душу собеседника. При этом преподобный Амвросий оставался жизнерадостным человеком. Когда надо - давал наставления в простой и шутливой форме, иногда - умел быть взыскательным и строгим. Одному молодому священнику, подумывавшему оставить бедный приход, он издали закричал: «Иди назад, отец! Он один, а вас двое!» и пояснил после: «Да ведь дьявол, который тебя искушает - один, а у тебя помощник — Бог! Иди назад и не бойся ничего!»
Часть 2
Преподобный Амвросий Оптинский - один из самых известных Оптинских старцев. Он более тридцати лет принимал людей, обращавшихся за советом, ищущих ответы как на бытовые, так и на глубокие философские вопросы. Он не делал различия между петербургским сенатором и старой крестьянкой, университетским профессором и светской дамой. Философы Соловьев, Леонтьев, Розанов, писатели Толстой и Достоевский оставили свои воспоминания о преподобном Амвросии Оптинском. Отчасти он стал прототипом для старца Зосимы, героя романа Достоевского "Братья Карамазовы". Прозаик Евгений Погожев говорил о святом: «Меня поразила... та непостижимая бездна любви, которая была в нем. И я, смотря на него, стал понимать, что значение старцев - учить людей жить счастливо и помогать им нести выпадающие на их долю тягости, в чем бы они ни состояли». Василий Розанов писал: «Все поднимаются духом, только взирая на него... Самые принципиальные люди посещали его, и никто не сказал ничего отрицательного. Золото прошло через огонь скептицизма и не потускнело».
В последние десять лет своей жизни преподобный Амвросий основал и устроил женскую обитель. Она существует и сейчас в Шамордино, неподалеку от Оптиной пустыни.
26 июня. О проповеди во время гонений

В 10-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа, обращённые к апостолам: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой».
О проповеди во время гонений — игумен Лука (Степанов).
Словами о том, что надлежит гонимым ученикам Его бежать в другие города и там проповедовать, Господь указывает на те обстоятельства жизни человечества, которые как раз и послужат к всемирной проповеди.
Действительно, и иудеи, и язычники восстали на учеников Христовых в скорости после Его вознесения и схождения Святого Духа на апостолов, после рождения Церкви.
Изгоняемые ученики Христовы не пытались удержаться любыми правдами и неправдами в Иерусалиме, но расходились по всему миру, сознавая себя уже посланными для благовестия тем народам, в которых ещё не было и слышно имени Христова.
Таким образом, они без смущения, посланные Господом, совершали великую миссию преображения рода человеческого евангельским благовестием.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 июня. Об ожидании Второго пришествия Христа

В 8-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне».
Об ожидании Второго пришествия Христа — священник Захарий Савельев.
В связи с тем, что человек допустил в свою природу зло, и, соответственно, через вот эту природу человека зло вошло в этот мир, то и вся тварь стенаетмучится, смысл мироздания поменялся. Первоначально, как вот мы помним из псалмовпророка Давида, «всякое дыхание да хвалит Господа».
Весь мир Богом из небытия в бытие был приведён для того, чтобы восхвалять своего Творца. Бог создал нас только по Своей любви. Он не был зависим от того, чтобы кого-то сотворить, чтобы Свою любовь воплощать. Наш Бог есть Бог-Троица, и любовь внутри самого Бога циркулирует и существует.
Бог сам есть любовь, и по Своей безвозмездной любви Бог приводит из небытия целый мир, и, в общем-то, всё живущее, всё живое в нашем мире, на нашей планете, связано со своим Творцом, с Богом, со Христом.
И вот пришествие в мир Спасителя освещает не только человечество, но и целый мир от греха, от зла, от несправедливости. В общем-то, и те катаклизмы, и те ненастья, которые происходят в этом мире, происходят, безусловно, по грехам рода человеческого.
И вот как раз избавлением от этого проклятия, от этой смерти является сам Господь Иисус Христос. И всёживое, на самом деле, ожидает второго пришествия Спасителя, как завершения вот этого периода бытия иожидания. И когда человеческая история перейдёт на новый виток, то и весь мир перейдёт на новый виток отношения с Богом. То есть мы, как и знаем из текста Священного Писания, будет новое небо и новая земля.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 июня. Об опыте Церкви в борьбе с зависимостями

Сегодня 26 июня. Международный день борьбы с наркоманией.
Об опыте Церкви в борьбе с этим недугом — священник Стахий Колотвин.
Современный научный подход к изучению и борьбе с наркотическими зависимостями — вещь совсем недавняя в исторической перспективе. Тем не менее, Церковь могла представить свой богатый опыт, на который опираясь и светская наука может делать следующие шаги.
Потому что зависимость физическая, зависимость химическая, зависимость биологическая лишь зиждется на зависимости духовной. А любой грех делает, по сути, человека наркоманом. Потому что человек идет вновь и вновь к греху, который разрушает его душу, который вредит его жизни, потому что получает греховное удовольствие, греховное преимущество.
Поэтому, когда речь идёт об исцелении от наркотической зависимости, нужно работать и с душой, и с телом. И человеку, который опирается при решении своих наркотических проблем на духовный опыт Церкви, ему освободиться куда легче.
Однако мы помним, что лучшее лечение — это профилактика. И здесь церковный опыт может пригодиться. Потому что задача христианина — не борьба с грехом, — что согрешить, а потом каяться и не повторять, — а вообще не совершать греха, избегать, даже не подходить к тому краю, где тебя уже утянет губительная страсть.
И этот опыт может пригодиться и нам, и всем, даже маленьким детям, которым могут предложить какую-то дозировку распространители, и на неё попасться. И ребёнку-христианину это будет легче.
Поэтому, дорогие друзья, даже если вы далеки от храма, и, кажется, всё безопасно, пойдите к Богу. Потому что Господь сможет защитить ваших детей не только от духовных угроз, но и от страшной зависимости.
Все выпуски программы Актуальная тема