На днях в одной интернет-дискуссии я увидела резанувшее меня определение в отношении ребенка с психическим заболеванием. "Неполноценный" - так назвала его автор блога в ЖЖ и посетовала, как же не повезло его матери!
Сложно найти тему, которая бы больнее цепляла меня, чем недостойное отношение к особым детям. Хотя, казалось бы, за 10 лет могла бы уже привыкнуть и нарастить броню. Ведь каких только реакций я не встречала на моего нестандартного ребенка: от невероятно добрых, милосердных, по настоящему, от души отзывчивых, до отталкивающих, жестоких и грубых. Мой очень громкий и непонятно говорящий глухой ребенок всегда привлекает к себе общественное внимание, не всегда доброжелательное. Самое тяжелое для меня было впечатление, когда очень близкий мне человек в конфликте с гуляющими людьми в парке запальчиво воскликнул: "Вам бы такого ребенка!"
То есть получается, большинство людей, даже хорошо знакомых с моей жизнью и моим сыном, воспринимают его недуг как бремя, как невыносимую тягость. "Это твой крест" - так часто говорят мне, как матери ребенка-инвалида. Но при этом не понимают, что для меня мой ребенок -- совсем не бремя и не крест. Конечно, мне бывает с ним тяжело: иногда я устаю от него, как и любая мать. Однако, особенности его развития для меня просто особенности: без знака минус. Знаком минус наделяют их те, кому они мешают. Но и с этим можно жить. Я иногда думаю, что задача моего сына -- учить терпению тех, кто не умеет воспринимать людей, не похожих на них самих.
Разумеется, это требует от окружающих немалой выдержки. Но за последние несколько лет в нашем обществе произошли существенные изменения; и я это чувствую. Случаются еще дикие случаи, когда родители, забирают ребенка с площадки, где гуляет ребенок-инвалид, или рекомендуют своим детям не общаться с особым ребенком. Однако, чаще всего люди стараются идти навстречу, учиться общаться и сосуществовать с теми, чьи возможности ограниченны. И в этом главную роль играет очень широкое распространение информации. Почему люди боятся инвалидов? Чаще всего потому, что они просто не знают, как себя с ними вести. Им неловко с нестандартными людьми, они не понимают, можно ли смотреть на них любопытно, задавать вопросы, не обидит ли их сочувствие и жалость?
Помню, как однажды зимой в одном маленьком итальянском кафе я увидела мужчину на костылях: он собирался выходить. На крыльце было скользко, я послала старшего сына помочь ему выйти. Мужчина оттолкнул мальчика, в его взгляде были гнев и возмущение: как посмели воспринять его немощным калекой?
Нельзя не принимать во внимание особенности людей с ограниченными возможностями, делать вид, что они ничем не отличаются от здоровых людей. Самое сложное для родителей особого ребенка: осознать и смириться с тем фактом, что их ребенок всегда будет другим, что он никогда не будет таким, как его ровесники. Очень долго, узнав о диагнозе, родители ищут "волшебную таблетку", которая справится со всеми проблемами, и их малыш станет не хуже, чем другие. И только тогда, когда любовь к нему превысит желание жить "как все", можно принять эту ситуацию. Я помню, как это произошло у меня, когда я узнала диагноз сына: я смотрела в окно, на бесконечные бетонные джунгли, на серое низкое небо над огромным равнодушным городом... И вдруг, среди всех внутренних метаний, от надежды к отчаянью и обратно, всех деловитых соображений, что еще сделать, к какому специалисту обратиться, какого педагога нанять, возникло твердое осознание. Выше головы не прыгнешь. Мой ребенок такой, какой он есть, и пора уже смириться с этим. Ведь то, что он не может слушать Римского-Корсакова и группу Битлз, не читает Астрид Линдгрен или Пушкина, не помешает мне играть с ним в шахматы или плавать наперегонки. Никакие его особенности не помешают мне любить его и чувствовать его любовь ко мне.
Еще очень сложно – перестать обвинять себя во всех бедах своего ребенка. К сожалению, иногда даже священники допускают высказывания, в которых обвиняют родителей детей-инвалидов в их болезнях, утверждают, что больные дети рождаются лишь у наркоманов и алкоголиков, в наказание за их неправедную жизнь. Это неправда. Больной ребенок может родиться даже у самых здоровых родителей. И уж точно он не наказание за их какие-то особые грехи. Лучший ответ на вопрос, кто согрешил так, что появился на свет особый ребенок, дал Сам Спаситель: «Не согрешил ни он, ни родители его. Но это для того, чтоб на нём явились дела Божии».
«Богословие храмового пространства». Дмитрий Остроумов
У нас в студии был архитектор, руководитель мастерской «Прохрам», член совета по храмовой архитектуре при Союзе архитекторов России, магистр богословия Дмитрий Остроумов.
Разговор шел о храмовом пространстве и о тех смыслах, которые заключены в особенностях храмовой архитектуры.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед, посвященных разным аспектам храмовой архитектуры.
Все выпуски программы Светлый вечер
Поддержим работу службы «Милосердие Омск», без неё сотни семей останутся без помощи
В православной службе помощи «Милосердие Омск», которая организована омской епархией, каждый день начинается с заботы: о многодетных и неполных семьях, беженцах, одиноких пенсионерах и всех, кто находится в непростой ситуации. Тысячи людей получают в гуманитарном центре одежду, еду и моральную поддержку. Трудно поверить, но в основном вся работа службы лежит на плечах единственного здесь социального работника — Виктории Непомнящих.
Антонина — одна из её подопечных. Она инвалид по зрению. После смерти супруга сама воспитывает троих детей. «Мы всегда как-то справлялись сами, но стало невмоготу. То бытовая техника выйдет из строя, то ещё что-нибудь. Но ведь кроме этого нужно платить за аренду квартиры, покупать продукты и вещи», — рассказывает Антонина. В момент кризиса женщина обратилась в службу помощи «Милосердие Омск». Теперь семья регулярно получает продуктовый набор и необходимую одежду.
«Таких семей на попечении службы много, и мы помогаем им всем, чем можем», — говорит Виктория. В ответ на такую заботу подопечные тоже стремятся участвовать в общем добром деле. Ведь работы в гуманитарном центре всегда хватает. Они фасуют продуктовые наборы, сортируют и приводят в порядок одежду, которую передали дарители.
Социальный работник службы помощи «Милосердие Омск» Виктория Непомнящих ежедневно в одиночку координирует работу склада и горячей линии. И без такого сотрудника этот хрупкий механизм доброты может остановиться. А средств на оплату её труда у службы не хватает.
Поддержите проект «Милосердие Омск» и работу Виктории, оставив любой благотворительный взнос на платформе «Поможем». Ваше посильное участие обернётся жизненно важной помощью для сотен людей.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«XIX кинофестиваль «Русское зарубежье». Сергей Зайцев
У нас в гостях был президент фестиваля «Русское Зарубежье», режиссер, продюсер, сценарист, директор киностудии «Русский Путь» Сергей Зайцев.
Мы говорили о XIX Международном кинофестивале «Русское Зарубежье» о его программе, а также о том, как через фильмы можно говорить о жизни русских людей вне России и о сохранении любви к Родине.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер







