Апостол Пётр - один из самых почитаемых святых. В его память освящено множество соборов и храмов. Но очень долгое время доподлинно не было известно, где покоится светоч христианского мира. Предание гласило, что апостол Пётр похоронен на Ватиканском холме близ цирка Нерона, где его казнили приблизительно в шестьдесят седьмом году. Знаменитый собор святого Петра в Риме строили исходя из сведений, что более ранние церкви на этом месте возводились над гробницей апостола. В двадцатом веке церковная археология доказала, что это действительно так.
В тысяча девятьсот тридцать девятом году, после смерти папы Пия Одиннадцатого, в подземельях собора святого Петра началась подготовка места для его погребения. В ходе работ был обнаружен мраморный пол самой первой церкви, воздвигнутой на этом месте Константином Великим. Было решено поднять мраморные плиты.
Раскопки велись более десяти лет в строгой секретности. Их результаты были опубликованы лишь в начале пятидесятых годов. Учёные сообщили, что обнаружили множество захоронений. Среди мавзолеев язычников они нашли склепы и саркофаги христиан, причём, их становилось заметно больше вокруг толстой красной стены, огораживающей небольшой участок. Складывалось впечатление, словно верующие стремились быть похороненными как можно ближе к некоей святыне. Красная стена оказалась испещрена христианскими символами. К ней примыкала мраморная крыша-навес, опиравшаяся на высокие колонны. В стене были обнаружены три тщательно скрытые ниши В одной находились останки мужчины преклонного возраста. Рядом с нишей было написано по-гречески "Пётр здесь".
Учёные попытались реконструировать события. Они предположили, что апостола Петра похоронили на кладбище близ цирка Нерона. Христиане тайно ухаживали за могилой, а когда гонения утихли, очевидно, купили этот участок и возвели вокруг святыни ограду. Во втором веке была построена толстая красная стена и сделана гробница для мощей святого. В триста двадцать восьмом году император Константин повелел возвести над гробницей апостола базилику. Через сто лет Рим пережил разрушительные набеги готов и вандалов. Завоеватели не пощадили христианских святынь, поэтому верующие постарались скрыть мощи первоверховного апостола в тайной нише в стене.
Так гипотеза о том, что собор святого Петра построен над гробницей апостола, получила своё подтверждение.
В наши дни мощи святого Петра хранятся в ковчеге, в часовне Папского дворца. Известны случаи, когда служители Ватикана выносили ковчег, чтобы всехвальному апостолу могли поклониться православные паломники из России.
Нижний уровень собора святого Петра, так называемые Ватиканские гроты, доступен для всех посетителей. Там находиться мраморная часовня "Исповедальня святого Петра". Она расположена над гробницей апостола. Существует и паломнический маршрут по древнеримскому некрополю. Чтобы своими глазами увидеть гробницу святого Петра, нужно подать заявку за несколько недель до визита.
В России тоже есть можно поклониться святому Петру. Ковчежцы с частицами мощей апостола есть, например, в Петропавловском храме Саратова, в Москве, в храме Воскресения Христова в Кадашах.
Послание к Титу святого апостола Павла
Тит., 301 зач., I, 15 - II, 10.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Встречая Новый год, многие верующие люди задаются вопросом: стоит ли верующим отмечать этот праздник? И если да, то как себя вести? Ответить на этот вопрос помогает отрывок из 1-й и 2-й глав послания апостола Павла к Титу, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
15 Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.
16 Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.
Глава 2.
1 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением:
2 чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении;
3 чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру;
4 чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей,
5 быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие.
6 Юношей также увещевай быть целомудренными.
7 Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность,
8 слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого.
9 Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить,
10 не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога.
Помню, в юности я слышал одну обличительную речь. Она была обращена к верующим, которые собирались отмечать Новый год. В ней осуждалось всё: ёлка, новогоднее застолье, подарки и атмосфера праздника в целом. В то время ещё не было традиции служить в новогоднюю ночь Литургию, и говорящий утверждал, что нормальный человек в эту ночь должен спать. Людей, которые всё это слушали, зачастую дома ждали неверующие мужья или жёны, дети, которые надеялись получить на утро подарки. С каким чувством прослушавшие такое обличение праздновали потом Новый год? Думаю, с чувством вины и печали от невозможности ничего изменить, с непониманием, что именно греховно в простом семейном празднике, ведь его совсем необязательно отмечать с каким-то разгулом...
В сегодняшнем чтении мы слышим очень важную и на первый взгляд неожиданную мысль. Апостол Павел говорит: «для чистого всё чисто, а для осквернённых нет ничего чистого, потому что осквернены их ум и совесть». Это утверждение очень важно, из него становится ясно, что нравственная жизнь начинается с правильной внутренней позиции. Если я христианин, мне стоит сделать акцент на добре, стоит стремиться увидеть в мире множество возможностей для исполнения заповедей. Но я назвал эти слова также и неожиданными, потому что мы, к великому сожалению, часто настроены негативно. Вместо того, чтобы, увидев какое-то явление или действие, пусть даже не вполне привычное, задуматься над тем, каков его христианский потенциал и действительно ли оно противоречит заповедям по самой сути, мы сразу его отвергаем, не понимая, что порой выдаём свои вкусы за религиозную позицию. Понятно, что иногда речь явно идёт о вещах чуждых вере и нравственности, тут и говорить нечего, но всё же многие и многие явления нашего бытия можно и нужно наполнять христианским содержанием, показав, что христианство не отрицает здоровые формы общественной жизни и культуры, оно отрицает грех и зло, как противоречащие воле Божией.
Да, для православных грядущее Рождество Христово праздник несравнимо более значимый, чем Новый год, это очевидно. Кроме того, идёт Рождественский пост. Но ведь можно спокойно отпраздновать Новый год и начать подготовку к празднику Рождества Христова! Зачем же искать повод для разделения в том, что может быть поводом к единству: семейному, дружескому или приходскому? Я уже не говорю о том, сколько в самых разных житиях святых сюжетов, когда угодники Божии снисходили к малоцерковным людям в своей любви и эта любовь растапливала сердца последних. Сегодня в некоторых храмах принято служить на Новый год ночные службы, в других служат молебны, после которых люди расходятся по домам, чтобы спокойно и радостно побыть с близкими и пообщаться. Варианты того, как поступить, могут быть разными, главное с чистым сердцем стремиться к добру, и Бог всегда поможет нам его совершить.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Принять участии в ежегодной Рождественской акции «Гирлянда Добра»
Уже 6-й год подряд московская Марфо-Мариинская обитель проводит Рождественскую акцию «Гирлянда Добра», чтобы утешить и порадовать подопечных — одиноких пожилых людей, детей с инвалидностью, малоимущие семьи и всех, кто находится в трудной ситуации.
Обитель была основана в начале XX века великой княгиней Елизаветой Фёдоровной Романовой. Она создала здесь очаг доброты и милосердия, у которого отогревались сотни страждущих. Сегодня, как и 115 лет назад, люди по-прежнему получают в монастыре необходимую помощь.
Галина Ивановна и её взрослая дочь Татьяна — подопечные патронажной службы Марфо-Мариинской обители. Обеих сильно подводит здоровье, и заботиться друг о друге они уже не в силах. Сотрудники патронажной службы помогают им в быту, наводят порядок в доме и участвуют в решении вопросов, связанных с уходом и медицинской помощью. Также они поздравляют семью с праздниками, радуют их нужными и полезными подарками.
Сегодня в обители действуют 8 социальных проектов, в которых взрослые и дети получают продукты, лекарства, психологическую, медицинскую и духовную помощь. Важно, чтобы они продолжали действовать.
Примите участие в Рождественской акции «Гирлянда Добра» и поддержите дела милосердия Марфо-Мариинской обители. Сделать это просто — можно оставить любой благотворительный взнос на странице «Гирлянда Добра». Либо привезти в монастырь сладкие подарки, которыми порадуют подопечных в дни проведения рождественской акции.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Письма Баламута». Архимандрит Симеон (Томачинский)
Вместе с доцентом Московской духовной академии архимандритом Симеоном (Томачинским) мы читали и обсуждали фрагменты книги Клайва Стейплза Льюиса «Письма баламута» и смотрели, как художественные образы этого текста сочетаются с тем, что об искушениях в жизни христианина говорит православная традиция.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер