Время от времени люди задают вопросы об «апокрифах» - текстах, в которых речь идет о Господе или Апостолах, но которые Церковь не признает словом Божиим. Почему «официальная Церковь» их отвергла? Может в них-то как раз и сокрыты какие-то важные тайны, которые церковники хотят утаить от народа?
Что же, Церковь отвергла их по простой причине — они не принадлежат ни Господу, ни Апостолам, и Церковь об этом знает. Почему? Потому что это Апостольская Церковь, ведущая непрерывное преемство от самого Господа и Апостолов, и кому как не ей это знать. Но есть и другие признаки, по которым мы можем понять, что Апокрифы созданы гораздо позднее и исходят из среды далекой от апостольской; не случайно и вполне мирские исследователи признают их более позднее происхождение.
Рассмотрим для примера так называемое «Евангелие от Ессеев», которое распространяется в интернете. Ессеи — иудейское религиозное течение, существовавшее чуть позже времен Господа Иисуса Христа. Они получили известность после обнаружения так называемых «кумранских рукописей», принадлежавших этой общине. Ессеи были известны своим аскетизмом и стремлением к тщательному соблюдению библейского закона.
Некоторые видят в них предшественников христианского монашества. Однако «Евангелие от Ессеев» не имеет отношения ни к историческим ессеям, ни к кумранским рукописям, ни, тем более, к историческому Иисусу.
Текст написан, по-видимому, не раньше ХХ века у нас, в России. Из чего это видно? «Евангелие от Ессеев» содержит описание ряда оздоровительных практик, проповедь которых, почему-то, приписывается авторами Иисусу Христу. Среди множества деталей, которые указывают на очень позднее происхождение текста, например, предостережение, с которым псевдо Христос выступает против курения. Обычай курить проник в Европу только после открытия Нового Света — то есть не раньше конца XV века; в Палестине времен Иисуса никто не знал о существовании курения. Люди нередко испытывают интерес к апокрифам, как будто они могут сообщить нам что-то, чего нет в «официальной» Библии. Однако близкое знакомство с этими текстами оборачивается разочарованием — нередко их поддельность просто бросается в глаза. Но нас это не должно печалить — у нас есть подлинные, надежные источники о жизни Христа и Апостолов. Это тот самый Новый Завет, который хранит и проповедует Церковь. Нам не нужно искать подделок, когда нам доступен подлинник.
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема