Программа создана при поддержке проекта «Опора Созидание» - www.opora-sozidanie.ru
У нас в гостях были представители гимназии имени митрополита Платона Левшина - Людмила Чувикина и Инна Медведева, а также директор по коммуникациям и социальному развитию
группы компаний «Новард» Мария Захарова.
Мы говорили о том, зачем нужны православные школы и чем полезно получаемое там образование и воспитание в современном обществе.
К. Мацан
— «Светлый вечер» на радио «Вера». Здравствуйте, дорогие друзья! В студии Константин Мацан. У нас сегодня очень много гостей. Тема масштабная — будем говорить о том, что называют православным образованием, а на самом деле, просто, наверное, об образовании и о детях. О детях, о будущих взрослых, а значит, о нас и том, как нам расти всем вместе. И поводом для этого стал разговор о православной гимназии имени митрополита Платона (Левшина). Это в Москве, в Печатниках. У нас сегодня в гостях люди, которые этой гимназией живут, которые ее созидают, которые ее поддерживают. Директор этой гимназии — Инна Николаевна Медведева. Добрый вечер, Инна Николаевна!
И. Медведева
— Здравствуйте!
К. Мацан
— Гимназия существует при храмах бывшего Николо-Перервинс
Л. Чувикина
— Здравствуйте!
К. Мацан
— И Мария Захарова — представитель движения «Опора России», директор по коммуникациям и социальному развитию группы компаний «Новард». Странно, вдруг в этой теме неожиданно возник предприниматель, представитель сообщества предпринимателей
М. Захарова
— Добрый вечер!
К. Мацан
— Парадоксально, но я хотел бы как раз с вас начать. А какая связь? Давайте сразу объясним слушателям…
М. Захарова
— Стратегическая.
К. Мацан
— Вот-вот — стратегическая связь между большим бизнесом и, скажем так метафорически, маленькой православной гимназией.
М. Захарова
— Связь следующая — компания имеет в своей основе ценности российские духовные. Мы, в том числе, среди принципов ответственного бизнеса выделяем необходимость духовно-нравстве
К. Мацан
— Вот смотрите, сразу мы, боюсь, кого-то напугаем сейчас — что представители бизнеса выступают за духовно-нравстве
И. Медведева
— Хотела бы сказать, что такое…
К. Мацан
— Инна Николаевна, директор, отвечает.
И. Медведева
— Хотела бы сделать акцент на том, что наша православная гимназия, прежде всего, находится в современном комфортабельном здании, построенном по последнему слову техники. Где у детей есть возможность заниматься как основным прямым образованием, так и внеурочной деятельностью, и дополнительным образованием. Прекрасно оборудованные классы, кабинеты, спортивный зал, актовый зал, у нас есть спортивная площадка — то есть всё необходимое для того, чтобы ребенок развивался, получал образование, и конечно, и воспитание. Что такое образование? Это, конечно, прежде всего развитие умственных способностей. А вот воспитание, это как раз таки формирование и развитие духовных и нравственных основ. И в нашей православной гимназии этому направлению уделяется первостепенное значение не случайно. Потому что именно на православных основах, на божественных ценностях, на вечных ценностях и можно воспитать здоровую личность современного гражданина и патриота Российской Федерации, и вообще нашего земного Отечества. Чем привлекательная наша гимназия? Прежде всего, несмотря на то, что существуют прекрасные православные гимназии и школы, а я хочу сказать, что у нас, нашим коллективом создана настолько благоприятная, можно даже сказать, умиротворяющая атмосфера для детей, где им комфортно. Ребята находятся в здании гимназии с 8 до 18 часов, и родители констатируют факт, что дети домой уходить не хотят. А хотят всё дальше и дальше заниматься — интересные творческие кружки, студии дополнительные, где ребятам комфортно, замечательно. При этом, конечно, православное воспитание является тем стержнем, на котором держится наша гимназия. Что такое православное воспитание? Это целый цикл мероприятий, которые охватывают и учебную часть, и воспитательную. И, как я уже сказала, дополнительное образование и мероприятия — всё пронизано основами Православия.
К. Мацан
— Как это на практике происходит?
Л. Чувикина
— Можно мне сказать?
К. Мацан
— Что такое «пронизано основами Православия»? Почему я спрашиваю — потому что в сознании обычного человека, слушателя — обычно дети приходят в футбол поиграть, а православные сначала молятся, потом идут в футбол играть. И кажется, что это некое просто формальное следование каким-то внешним атрибутам, а по сути — ну, дети и дети, играют в футбол. Что такое «воспитание» в этом контексте? Матушка Людмила?
Л. Чувикина
— Мне хочется добавить — однажды захожу на территорию гимназии, открываю один из начальных классов — тишина, мне нужно было найти учителя. В классе тишина, открываю дверь — сидит учитель, вышивает, дети рисуют, раскрашивают, и в это время тихонечко поют: «Богородице Дево, радуйся» (поет). Полная тишина в классе…
К. Мацан
— Умилительная картина, да.
Л. Чувикина
— …маленькие детки… Конечно, вот это вот и есть, наверное, воспитание духовное — когда, пропевая молитву, они… Конечно, это не постоянно, конечно, это не во всех классах. Но когда вдруг учитель во внеурочное время добавляет к уроку еще и молитву, это остается в памяти у детей. И это воспитывает их, что всякое дело нужно начинать с молитвы.
К. Мацан
— Но вот есть проблема, давайте будем честны — того, что дети, которые заканчивают православную гимназию, «наедаются», скажем так, Православием, к 11-му классу или к какому-то классу. И дальше, наверное, судьбы разные — охладевают к вере, не охладевают. Но «наедаются» и формируется какое-то конкретное отношение к этой теме, как минимум, если уж не к Церкви. То же самое, кстати, происходит со студентами православных вузов. Не со всеми, само собой, это не общее правило, но и такое происходит. Вот как вы видите эту проблему? Как сделать так, чтобы образование плюс воспитание в абсолютно правильных ценностях, о чем Мария говорила, не привело бы к обратному эффекту?
Л. Чувикина
— Если вопрос ко мне — так как я очень часто бываю в гимназии, практически каждый день, наблюдая и корректируя какие-то действия преподавателей в воспитательном процессе, и веду уроки нравственного воспитания и Закона Божьего у детей — то вижу, что нужно просто тонко подходить к этому вопросу. Никогда ничего детям не навязывать, а учиться с ними диалогу. И если ребенок на уроке не согласен с чем-то, продолжить с ним диалог потом. И видеть всегда глаза ребенка, который отвечает тебе или не отвечает на твой вопрос, желает ли он вообще это слышать или не желает. И если вести вот такой урок… Я веду, допустим, урок сразу у многих классов, одновременно собираю их всех. И как учителя́ замечают, все они сидят почему-то тихо, внимают. Потому что у меня происходит диалог. И к каждому сердцу ребенка пытаешься достучаться и открыть ему то прекрасное, что есть в мире, и чем прежде всего, я сама живу, живут очень многие. И на примерах нравственных, на примерах окружающего мира преподнести им слово Божие, а не заставить их веровать.
К. Мацан
— Да, это важная грань.
Л. Чувикина
— Не заставить.
М. Захарова
— Я бы хотела добавить, что, на мой взгляд, отличие православной, по-настоящему православной гимназии, от обычной гимназии в том, что в православной гимназии присутствуют предметы и дисциплины, и факультативы, которых нет в обычной школе. Но отличительная черта может заключаться не только в этом. Вот вы сказали, и действительно, такая проблема существует — я о ней слышала, даже статистику не самую приятную слышала того, что многие отвращаются даже от веры после гимназии, после университетов. Почему это происходит? Это не происходит в православной именно гимназии, это может где угодно произойти. Потому что везде работают люди, прежде всего, люди разные. И я не сомневаюсь, что если заниматься, подходить к образованию, к воспитанию с любовью прежде всего, а не с формализмом — что у нас тут православная гимназия, и все пошли молиться. Честно говоря, я тоже была в гимназии не раз и наблюдала, что никого и ни к чему не принуждают. Нет насилия над волей. Дети это же особые люди — они мало того, что со своим «я», так они еще и непосредственные
К. Мацан
— Инна Николаевна Медведева, директор православной гимназии имени митрополита Платона (Левшина). Матушка Людмила Чувикина, супруга настоятеля храмов бывшего Николо-Перервинс
М. Захарова
— Из Кипра.
К. Мацан
— Из Кипра приехали в Москву по обмену премудростями. Расскажите об этом — что это такое? Что греков поразило здесь, наших детей поразило в греках? И зачем это нужно?
Л. Чувикина
— Надо сказать, что в прошлом году мы с группой наших детей были приглашены супругой Президента Кипра на Кипр для того, чтобы посетить Кипр, увидеть святыни, прикоснуться к святыням Кипра, увидеть красоту и ценности самого острова и государства Кипр. Возглавлял эту группу отец Владимир, настоятель бывшего Николо-Перервинс
К. Мацан
— «Катюша» в переводе на греческий это звучит эпически так...
Л. Чувикина
— Но тем не менее, у них есть даже перевод, они очень любят эту песню, поют ее, и подпевали нам. И конечно, был такой очень трогательный момент их прощания с нами, и желают приехать на месяц. Потому что говорят: «Ну что можно за 9 дней увидеть в Москве?». Конечно, по максимуму мы им всё, что смогли, в Москве показали — и в цирке они побывали, и в планетарии, и в наших парках отдыха, и в музеях. Была очень насыщенная программа, благодаря, конечно, помощи «Новарда», который очень большое участие принял и помог нам организовать приезд киприотов к нам сюда. И сейчас у нас будет продолжаться программа обмена — не только обмена детьми, но и уже образовательная программа включена будет. Мы сейчас прорабатываем общую программу дальнейшего совершенствовани
К. Мацан
— То есть на Масленицу у вас сиртаки, греческий салат…
Л. Чувикина
— Обязательно, обязательно.
К. Мацан
— Я уже хочу к вам на Масленицу.
Л. Чувикина
— Мы приглашаем, пожалуйста, будем очень рады.
К. Мацан
— Я о чем хотел спросить — насколько греческие православные дети другие, нежели наши. Я вопрос объясню — у меня есть ощущение, субъективное, может быть, неверное, что за счет того, что история России в 20-м веке была такой, какой была, сегодня приход людей к вере во многом напоминает — до сих пор, несмотря на то, что уже свободной Церкви уже 25 лет — напоминает горение, какой-то внутренний подвиг, внутреннее свершение. Мы приходим к вере, мы воспитываем детей в вере — это выбор всегда, осознанный, потому очень горячий, и это хорошо. А, допустим, греческий православный — у них, скажем так, свое ощущение от веры, как чего-то естественного. Да, у них тоже было турецкое иго, тоже были гонения. Но все-таки в 20-м веке не было той трагедии, которая была, скажем, в Русской Церкви, в Сербской Церкви. И для них вера, это, скорее, естественная традиция, как воздух — это тоже своя красота, это такое пламя спокойной веры. Вот насколько это было заметно, и так ли это? Как вам кажется?
Л. Чувикина
— Очень было заметно. Заметно в чем — в их желании подражать русским.
К. Мацан
— Да? Серьезно?
Л. Чувикина
— Знаете, они приехали все одетые в спортивную одежду, девочки без платков, как принято ходить в Греции в храм. Пришли на трапезу вот так одетые. Мы, конечно, ни в коем случае никому никаких замечаний не делали. Как им нравится, как им удобно, так они и должны ходить, и ни в коем случае не пытались их как-то учить. Но на следующий же день они пришли в храм в платочках, девочки надели юбочки, они подошли ко всем иконам. И стали это делать регулярно утром, до или после завтрака, хотя им никто об этом не говорил. Платочки они привезли с собой, значит, они знали, что традиция в Русской Церкви девушкам и женщинам быть покрытыми, то есть они уже заранее привезли с собой. И все время отмечали то, что «нам хочется впитывать те русские традиции, тот русский дух», вот этого пламенного горения, они готовы на это, им хочется этого. И то, что у них в Греции, может быть, как вы сказали, спокойно так — вот течет речечка спокойно, нету такого бурного…
К. Мацан
— Я имел в виду, что у них в силу причин исторических не было, слава Богу, не было необходимости восстанавливать прерванную, почти убитую традицию. А у нас, к сожалению, эта необходимость была, и поэтому такая разница сейчас есть.
Л. Чувикина
— Но они очень хотят быть в чем-то на нас похожими. Когда мы были на Кипре, то посещали монастыри и храмы, разговаривали с киприотами, обслуживающими в храме, и многие нам высказывали именно некое благоговение, что ли, и внешне, на лице это было написано. И пытались перевести, что как нам нравится, что приезжают русские, что так благоговейно они прикладываются к нашим святыням, посещают их. И мы радуемся этому и хотели бы напитаться чем-то от русских, такого же горения, такого же благоговения, желания. Поэтому эта группа киприотов, которая приехала к нам, во-первых, их школа — тоже школа при храме, возглавляет ее тоже священнослужител
К. Мацан
— Русские просвещают Византию. (Смеются.) Инна Николаевна, вопрос к вам как к директору — тоже православная школа греческая, какие традиции их образовательные, какие, может быть, моменты, связанные в их образовании с тем, что у них все-таки традиция православная так не прерывалась, как у нас? Может быть, нам сегодня интересно вот в этой стране, в Греции, перенять, на Кипре — в этой Церкви, где не было такой трагедии, которая была у нас в 20-м веке? Или, может быть, там разницы нет никакой, и православное детское образование, оно везде православное детское образование?
И. Медведева
— Вы знаете, на что мы обратили внимание, что характерно — у нас начинается урок с молитвы, и у них урок начинается тоже молитвенным правилом. Трапеза начинается, мы пропели в присутствии кипрской группы… Кстати, дети очень подружились, нашли общий язык, и наверное, вера, она их объединила. Даже, знаете, не было ощущения, что они не знали друг друга, или какая-то разница между ними есть. Они как-то так гармонично влились и объединились общим составом, они вместе пребывали в процессе экскурсий несколько дней. Что характерно, чем отличается? Я не могу назвать таких отличительных характеристик, потому что я, к сожалению, не была на Кипре в их школе. Но общаясь с директором, госпожой Расмией Руси — она давала, можно сказать, такой обмен педагогическим опытом. Когда она зашла в нашу библиотеку в гимназии, она, конечно, была поражена количеством литературы. Спросила, читают ли художественную литературу. Наши дети читают художественную литературу, слава Богу. Она сказала, что у них, к сожалению, эта традиция уже ушла — дети пользуются телефонами, дети пользуются интернетом. И для того, чтобы возродить традицию читать художественную литературу, они заставляют перед каждым уроком пять минут — они читают просто любую художественную книжку. Спросила, есть ли у нас так. Мы спросили — даже если это не касается содержания урока? Она сказала — да, к сожалению, это так. Но у нас, слава Богу, пока такого нет. Дети знают классику, дети знают современную литературу, очень много у нас православной литературы. Поэтому они были поражены. И конечно, они были поражены содержанием нашей образовательной программы — насколько русская школа глубоко раскрывает суть предмета, направление. У них школа, начальная школа — у них такая градация идет, с 1-го по 6-й класс — к нам приезжала начальная школа. Дальше идет гимназия, и в последующем это лицей. Они, конечно, обратили внимание на глубину нашего образования, и желали бы, конечно, еще раз приехать и даже осуществлять такой обмен учащимися.
К. Мацан
— У нас сегодня много гостей в студии: матушка Людмила Чувикина — супруга настоятеля храмов бывшего Николо-Перервинс
К. Мацан
— «Светлый вечер» на радио «Вера» продолжается. У нас сегодня в студии целых три гостьи замечательных. Спасибо за то, что пришли. Инна Николаевна Медведева, директор православной гимназии имени митрополита Платона (Левшина). Матушка Людмила Чувикина, супруга настоятеля храмов бывшего Николо-Перервинс
М. Захарова
— Затем, что это, по сути, проявление социальной ответственности бизнеса, поскольку, несмотря на то, что у нас в уставах коммерческих предприятий прописано то, что цель бизнеса — это получение прибыли. На самом деле это не так, это мое глубокое убеждение. Я считаю, что мы ответственны за тех, кого мы приручили. И бизнес несет огромную ответственность перед сотрудниками, перед потребителями, перед обществом в целом. Вы упомянули слово «успешный предприниматель»
К. Мацан
— К вопросу о целях. Вот перед родителем стоит вопрос — отдавать ли ребенка в православную гимназию. И много разных мыслей приходят на ум. С одной стороны, конечно, хочется, чтобы ребенок воспитывался и рос, и много времени проводил в атмосфере, скажем так, хороших детей, хороших людей — где, что называется, плохому не научат. С другой стороны, опять-таки множество случаев, когда в православных школах все равно те же дети, те же искушения, грубо говоря, у детей, в разном возрасте разные — и от этого все равно никуда не деться. Вот как вы видите эту проблему — все-таки православная гимназия, правильно ли от нее ждать, что она создаст такой оазис, в котором ребенку будет нравственно безопасно абсолютно? Матушка?
Л. Чувикина
— Хороший вопрос. Наверное, оазис мы не пытаемся создавать. Мы просто живем вместе с детьми, радуемся каждому дню. Несем любовь своего сердца, каждый педагог этим детям. И учим их радоваться…
К. Мацан
— Это важно.
Л. Чувикина
— …каждый день чему-то радоваться. Каждый день говорим: «Посмотрите в окно — птички прилетели. Посмотрите, солнышко светит!» Бывает же, и меняется какое-то настроение преподавателей от тех или иных переживаний, и когда придешь к ним и говоришь: «А ведь всё прекрасно вокруг — смотрите, какие у нас дети!» Как преображаются дети, вы правильно говорите, что среда разная, и в православную среду попадают разные дети. Бывают очень трудные ситуации в семьях, и дети тоже ее переживают и приносят эту ситуацию внутри, переживая ее, приносят ее в класс. А когда они попадают в среду улыбающихся, радостных детей, то сразу умиротворяются. И когда педагог входит в класс и несет радость и любовь своим детям, и мир, мирное устроение. Вот мы всегда учим мирно — давайте решать всякую ситуацию мирно, спокойно. И тогда и дети у нас из даже сложной какой-то ситуации вдруг преображаются. Попадали к нам дети из приемных семей, приемные дети, приемная семья, где ребенок только-только был взят из приюта или из детского дома, очень сложный ребенок. Они подрастили его у нас, забрали, потому что мы сделали из неуправляемого, который сидел под столом и не хотел вообще заниматься, мы открыли таланты за один год. Ребенок написал такую картину, которую мы показываем сегодня всем гостям, которые приходят к нам в гимназию. И все потрясаются этой картине — она написала картину Ноева ковчега, ребенку 7 лет. Это потрясающая картина, ее можно просто в коллекции отдавать. Ребенок раскрыл себя за год в нашей гимназии — из тяжелой ситуации она вышла. И забрали ее в общеобразователь
К. Мацан
— Уже не раз сегодня прозвучали слова об атмосфере любви, о необходимости любви, о такте, который требуется преподавателям. И это, конечно, ставит вопрос о том, что кадры решают всё. Что колоссально много, если не всё вообще, зависит от личности преподавателя. Инна Николаевна, вам, как к директору, вопрос — что требуется от учителей в вашей школе специфического? Как этой высокой, может быть, даже духовной планке соответствовать, и как найти много людей? Их же невозможно на конвейере по диплому из пединститута набрать, это должны быть какие-то особые люди. Как вы эту проблему решаете?
И. Медведева
— Да, конечно, правильно. Вы знаете, наравне с профессионализмо
К. Мацан
—- Жертвенность. А как же это проверить при приеме на работу?
И. Медведева
— Жертвенность — это когда ты не щадишь, можно сказать, живота своего, ни времени, не смотришь на часы, не говоришь, что «мне пора домой». И конечно, у нас эта фраза — она в школах общеобразователь
К. Мацан
— А насколько сильно интегрированы именно специфические православные предметы в систему обучения? То есть, грубо говоря, сколько уроков православной культуры в неделю у ваших детей?
И. Медведева
— Православная вера, Закон Божий — всё это идет у нас как внеурочная деятельность — церковно-славянс
К. Мацан
— То есть как в любой общеобразователь
И. Медведева
— Конечно, как в общеобразователь
К. Мацан
— Интересно, как это может быть в математике, например?
И. Медведева
— В математике — это рассматривается на основе великих ученых, которые в советское время… Было такое утверждение, что все они были атеисты — а теперь, к счастью, учителя объясняют, что они шли к Богу и веровали. И изучая ту или иную тему, ссылаясь на тот или иной закон, учитель, конечно, тоже объясняет, проводит воспитательную работу о том, что ученые 18-го века, 19-го века и 20-го века, они тоже были православные.
К. Мацан
— Вот кто-то, возможно, настроенный скептически, спросит: «А зачем?» Вот неужели знание ребенком математики, интегралов, синусов, косинусов каким-то образом изменится от того, что он будет знать или не знать о личном мировоззрении Ломоносова, Пуанкаре и т.д.?
М. Захарова
— А я вот могу сказать одну фразу, и это будет ответ на все ваши вопросы.
К. Мацан
— Тогда придется программу заканчивать. (Смеются). Пожалуйста, Мария.
М. Захарова
— Знание надмевает, а любовь назидает. Вот и всё. Люди, которые понимают, что учащиеся… Например, Блез Паскаль, Исаак Ньютон были глубоко верующими людьми. Все читали труд «Мысли», наверное, Блеза Паскаля?
К. Мацан
— Все, безусловно. (Смеется). Вы так хорошо о нас думаете, Мария.
М. Захарова
— Хорошо, почти все. Когда ты до ребенка доносишь, что они делали свое дело, потому что они думали не о себе, о своих каких-то личных достижениях, а это из любви к Богу, из любви к людям. И Господь в них открывал эти невероятные таланты, которые сегодня, обратите внимание, не многим свойственны. Вот тогда это вдохновляет детей, понимаете? Они понимают, что математика не для того, чтобы знать какие-то интегралы, а что эти интегралы, скажем так, это определенные составляющие нашей жизни. И что они не просто так существуют, и что не просто так их нашли, открыли, изобрели. И когда это всё еще с любовью преподается — вы вспомните нашего замечательного хирурга Луку Войно-Ясенецкого
К. Мацан
— Да, по гнойной хирургии. Совершил открытие…
М. Захарова
— А как он описывает? Я читала этот учебник, пролистывала — так там с такой любовью описано, как обрабатывать раны. Чуть ли не «зайчик, кошечка, ты мой хороший, свет в моем оконце» и т.д. — как обращаться к пациенту. То есть, понимаете, можно подходить де-юре, а можно подходить де-факто. И в этом смысле я полностью поддерживаю то, что говорят матушка Людмила и Инна Николаевна — что необходимо привязывать образ жизни ученых к тому предмету, которому они посвящали свои жизни, в рамках преподавания этого предмета учащимся. Это очень важно.
К. Мацан
— Инна Николаевна Медведева — директор православной гимназии имени митрополита Платона (Левшина). Матушка Людмила Чувикина — супруга настоятеля храмов бывшего Николо-Перервинс
Л. Чувикина
— Вы знаете, меня, конечно, бесконечно учат дети, потому что это громадный мир. Каждый человек — это мир. И когда общаешься с детьми, они же зеркало нашей души. Они всё замечают, всё подмечают. И научают, и научают, и научают — бесконечно.
К. Мацан
— Например?
Л. Чувикина
— Я хочу сказать о преподавателях. Вы задали прежде Инне Николаевне вопрос о преподавателях — каких вы набираете? Мы набираем жертвенных, но это не значит, что православных, что обязательно мы спрашиваем: «Вы ходите в храм?»
К. Мацан
— Справку о причастии не просите.
Л. Чувикина
— Да. «А вы причащаетесь?» Нет, достаточно того, что мы задаем вопрос: «Зачем вы пришли в православную гимназию? Вы понимаете, что вы пришли все-таки в православную гимназию, не в обычную?» — «Да. Потому что считаю себя верующим человеком». Всё, дальше мы уже не развиваем тему. Можем спросить: «Как часто вы причащаетесь?» — чтобы для себя уяснить, на каком уровне духовном находится человек. А дальше происходит преображение самого педагога. К нам приходят совершенно мало воцерковленные педагоги. Год у нас отработала замечательный педагог биологии и химии, с которой мы сейчас расстались. С такой болью и она уходила, и мы ее отпускали. Она пришла из общеобразователь
К. Мацан
— «Реки воды живой потекут».
Л. Чувикина
— Да-да.
К. Мацан
— Инна Николаевна, а вас чему ученики учат?
И. Медведева
— Любви тоже. Безграничная любовь детская, она настолько наполняет всю нашу гимназию, это живой источник. К нам иногда приезжают брать интервью корреспонденты и, немножко пообщавшись с нами, побыв в нашей гимназии, говорят: «Вы знаете, такое ощущение, что я напился живой воды. Или просто подышал чистым воздухом». Вот такие дети. И отмечают, что лица невероятно светлые у детей. Они настолько непосредственные
К. Мацан
— Близится сентябрь, если среди наших слушателей есть родители детей, которые собираются идти в школу, или просто которые собираются менять школу. Давайте мы расскажем, как к вам попасть, что для этого нужно. Как вас найти в интернете, и как искать о вас информацию. Инна Николаевна!
И. Медведева
— Да, пожалуйста. В интернете можно зайти на страничку нашего сайта — православная гимназия имени митрополита Платона (Левшина). Можно набрать латинскими — http://platon-gi
К. Мацан
— Еще раз повторим, давайте.
И. Медведева
— 985-697-61-00. Это с той целью, потому что отпускное время, и гимназия, преподаватели — все будут в отпуске…
К. Мацан
— Это телефон Инны Николаевны Медведевой — директора гимназии.
И. Медведева
— Да, можно будет позвонить и уточнить что-то. И территориально — метро «Печатники», 292-й или любой другой автобус до остановки «Николо-Перервин
К. Мацан
— Вы принимаете детей с 1-го класса?
И. Медведева
— Да, с 1-го до 11-й класс.
К. Мацан
— Можно придти не только в 1-й, в 5-й сразу, в 7-й?
И. Медведева
— Да, можно.
К. Мацан
— Какие-то экзамены нужно сдавать при поступлении?
И. Медведева
— Дети проходят тестирование, тестирование-соб
К. Мацан
— А если нет духовника? Если семья светская — вот задумалась о том, чтобы ребенка именно в такую школу отдать?
И. Медведева
— Ну, значит, тогда приходят, и у нас уже есть свой духовник. Для того, чтобы подготовить ребенка, можно пройти собеседование у нас будет.
К. Мацан
— Эта подготовка какая-то — просто беседа? Или это прямо подготовка, нужно что-то знать?
И. Медведева
— Нет, просто беседа.
К. Мацан
— И существует ли проблема того, что ребенок, скажем так, готов по общим дисциплинам, а по православным, церковным, ничего не знает, потому что не было у него этого в жизни? Как эта проблема решается, если она есть для вас, матушка?
Л. Чувикина
— Да и вообще, никак мы не ставим такую преграду. Пришел ребенок с желанием, то есть родители пришли с желанием, чтобы ребенок учился в православной гимназии — пожалуйста!
К. Мацан
— То есть этого достаточно, чтобы поступить к вам?
Л. Чувикина
— Конечно. Главное — было бы желание. А всё остальное он увидит своими глазами. Как его будут любить учителя, как будут любить его дети, как его примут в общую семью и как ему будет хорошо. А дальше всё уже будет назидаться…
К. Мацан
— А много таких детей — ну, скажем так — пришедших совсем со стороны?
Л. Чувикина
— Да все, наверное, со стороны. (Смеется).
К. Мацан
— Я имею в виду, из семей не церковных и вовсе не знакомых или совсем слабо знакомых с церковной жизнью, которые пришли по каким-то своим мотивациям.
Л. Чувикина
— Да, достаточно. Наверное, половина — да, Инна Николаевна?
К. Мацан
— А что родители говорят в таких случаях? Они просто больше доверяют православной школе, нежели светской? Или какая-то иная у них есть своя мотивация?
Л. Чувикина
— Наверное, разные мотивации. Думаю, что прежде всего хотят оградить, наверное, от каких-то извне ситуаций, боясь навредить ребенку в воспитании. Но потом, попадая к нам, понимают, что мы никаким образом не создаем оазис.
К. Мацан
— Это то, о чем мы говорили.
Л. Чувикина
— Мы не замыкаемся от этого мира. Видите, мы выезжаем за границу, принимаем из-за границы детей. Внутри у нас бесконечные праздники, у нас очень много гостей. Поэтому никакого мы не создаем закрытого учебного заведения — открытое всем. У нас очень часто бывает День открытых дверей — пожалуйста, приходите, смотрите, учитесь. Мы готовы делиться. Потому что дети же у нас не только в образовательной сфере учатся, они еще и преуспевают очень. У нас очень много проходит олимпиад. Мы на юго-востоке весной оказались первыми среди школ, которые представили своих детей на межпредметную олимпиаду. И мы заняли первое место, и вообще всех поразили своим успешным участием в этой олимпиаде, хотя сами совершенно не были к этому готовы. Нам задают вопросы другие директора в школах: «Как вообще это вам удается?» Мне кажется, один ответ…
К. Мацан
— С Божьей помощью.
Л. Чувикина
— Только с Божьей помощью и с любовью. Если не будет любви, ничего мы не сможем. Везде должна присутствовать любовь, всех нужно покрыть любовью, тогда все будут всё делать, будут с радостью делать. Вот мы на семинаристах то же самое видим, у нас ребята с удовольствием идут на огород — пропалывать, что-то окучивать.
К. Мацан
— Огород при школе?
Л. Чувикина
— Нет, у нас при монастыре 2 гектара земли, и у нас с радостью просятся гимназисты. Только всё Инна Николаевна не находит время — то у нас олимпиада, то подготовка к какому-нибудь празднику: «Матушка, придем обязательно, дети просятся».
К. Мацан
— Дети тянутся к простому физическому труду.
Л. Чувикина
— Вы знаете, мы зимой сами чистим снег, начиная от настоятеля, все-все, и я с лопатой, выходим, с радостью чистим на территории снег вместе с семинаристами. И гимназисты часто приходят на территорию. И первое — если они видят, что можно взять лопату — у них столько радости: «Можно? Вы нам разрешаете почистить снег?» (Смеется). То есть любовь: никто никого не заставляет, никто никого не принуждает. Делай, как мы делаем. Мы делаем, и они делают всё.
К. Мацан
— Мы начали говорить о том, что сама школа учит взрослых. Интересно к Марии обратиться — все-таки у вас взгляд свой, немножко со стороны, вы не сотрудник школы, а просто ее друг. А что вот вам наиболее всего запомнилось, стало важным таким, ценным для сердца, для души, для головы, из вашего опыта наблюдения за жизнью этой гимназии?
М. Захарова
— Хороший вопрос. Честно говоря, каждый раз, общаясь с гимназией, у меня такая внутри благодать появляется, такая радость. И вот сейчас я матушку слушаю и хочется от радости заплакать даже.
К. Мацан
— Жалко, что радио картинку не показывает — глаз и улыбок гостей наших сегодняшних. Такая лучезарная программа у нас сегодня, студия озаряется.
М. Захарова
— Честно говоря, даже не припомню какой-то конкретной ситуации. Вот просто праздник — общаться с гимназией и с матушкой, и с Инной Николаевной, и с Еленой Дмитриевной, и с другими людьми. Вы знаете, конечно, я понимаю, почему дети многому учат — дети же очень непосредственные
Л. Чувикина
— И как у нас стоят дети на молебне.
М. Захарова
— Как дети стоят — они не присутствуют физически, они вовлечены, это же видно со стороны.
К. Мацан
— Они молятся.
М. Захарова
— Молятся, да.
К. Мацан
— Пользуясь случаем, всех заинтересовавших
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться делать замечания правильно? Как высказывая заслуженные претензии ближним, не обидеть их и не оскорбить? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 5-й и 6-й глав послания апостола Павла к Галатам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 5.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Если человек согрешил, то его необходимо исправить. Примерно такой смысл можно увидеть в только что прозвучавшем отрывке послания апостола Павла. Как исправить? Понятное дело, как. Подойти и сказать ему, что он что-то сделал не так, как правильно. Кажется, всё проще простого. Но вот только на практике подобное никогда не получается сделать нормально. Либо я сам не могу нормально сделать замечание. Внутри шевелятся раздражение и неприязнь, а бывает ловлю себя на чувстве превосходства и тщеславии. Либо человек принимает всё сказанное в штыки, и я начинаю от этого заводится. В любом случае возникает напряжение, а иногда происходит даже скандал.
Апостол Павел в курсе этих особенностей человеческой натуры. Он прекрасно знает, как работает наш эгоизм и на какие выкрутасы он способен. А потому он добавляет, что необходимо не просто исправлять. Но исправлять в духе кротости. Что это за дух такой? Кротость — это особое качество души, которое нередко противопоставляют гневливости. В кротком человеке нет сопротивления другим людям. Он не встаёт на дыбы, если что-то вдруг идёт не по его сценарию. В нём пропадает свойственная многим из нас тяжеловесность. Его словно становится мало. Он становится мягким и тихим. Почти прозрачным. Как правило такие люди — это люди поступка. И все их дела приносят окружающим максимальную пользу. И вот если такой человек говорит, то его слова не цепляют и не ранят окружающих. Не оставляют на их сердце едкую горечь. Даже если это слова замечания и обличения.
Дух кротости, точно так, как и дух любви, милости, смирения и долготерпения, — это подарок от Бога. Это особое действие в нашем сердце божественной благодати. А потому естественным образом он не возникает в душе. Для этого необходимо потрудиться. Каким же образом? Апостол даёт ответ — «наблюдая за собой». Есть такая важная духовная закономерность. Если человек ведёт духовную жизнь, если он ежеминутно отслеживает, что происходит в душе у него самого, пытается разобраться в глубинных мотивах и целях своих собственных чувств, мыслей, слов и поступков, он становится мягким и снисходительным к окружающим. Он видит, что сам далёк от совершенства. В нём самом есть те недостатки, которые присутствуют в других людях. И он это признаёт не умом, не абстрактно. Он ощущает это всем своим существом. Поэтому он десять раз подумает перед тем, как выпалить свои претензии окружающим. Но даже если скажет, то скажет словно о себе. Словно поделится своим опытом, как он сам справляется с собственными дефектами и немощами.
А потому зачастую человек кроткий пребывает в молчании. В первую очередь он сосредоточен на работе с собственной душой. У него нет никакого желания что-то кому-то доказывать, объяснять или поучать. Это нарушает тот хрупкий мир, который живёт у него внутри. И если он и делает это, то лишь потому, что сами люди обращаются к нему и просят рассказать, как он смог добиться таких результатов в духовной жизни и приобрести такое мирное внутреннее состояние.
К этому призваны и мы с вами. Больше наблюдать за собой. За движениями собственного сердца, за чувствами, мыслями, словами и поступками. То есть заниматься тем, что христианские подвижники называли душевным деланием. И тогда однажды мы заметим, что ровно в той степени, в какой мы проявляем усердие в этой работе, нам меньше хочется высказывать ближним свои претензии. Нам стало легче нести бремя их недостатков. Они просто перестали нас особо волновать. А люди, ощущая это, тянутся к нам, просят у нас совета и внимательно прислушиваются к нашим словам.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 6. Богослужебные чтения
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. У каждого человека есть друзья и недруги. У кого-то больше одних, у кого-то других. Задумываясь о недругах, мы понимаем, что их можно нажить плохим поведением, но можно, как ни странно, хорошим. Такое тоже бывает. Иногда кажется, что с ними так трудно, что молиться за них и уж тем более желать им добра совсем не получается. И всё же должен быть в нашей молитве один элемент, о котором никак нельзя забывать. Порассуждать о нём подробнее можно на примере 6-го псалма, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 6.
1 Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.
2 Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоём наказывай меня.
3 Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены;
4 и душа моя сильно потрясена; Ты же, Господи, доколе?
5 Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей,
6 ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?
7 Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе моё, слезами моими омочаю постель мою.
8 Иссохло от печали око моё, обветшало от всех врагов моих.
9 Удалитесь от меня все, делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего,
10 услышал Господь моление моё; Господь примет молитву мою.
11 Да будут постыжены и жестоко поражены все враги мои; да возвратятся и постыдятся мгновенно.
Помню разговор с одним знакомым священником, который рассказывал мне о своём подходе к теме вражды и неприязни. Сам он старается сознательно ни с кем не враждовать и с чувством неприязни бороться, но и когда с ним кто-то враждует, говорит: «Пытаться нравиться всем — безнравственно. Это означает, что ты никакой: ни собственных убеждений, ни принципов, которые ты способен отстаивать». Действительно, если кто-то испытывает к нам неприязнь или даже враждует с нами, обычно мы расстраиваемся и пугаемся, хотя поступать надо совершенно иначе. Начать надо не с переживания о чужом мнении, а с вопроса к самому себе, что с тобой на самом деле, прав ты или нет. Если неправ, найти возможность извиниться и исправиться. Если прав, подумать о том, как жить мирно, сохраняя верность правде. Наконец, если сомневаешься, спроси совета, если же твоя совесть чиста, а человек продолжает враждовать, наберись терпения, но от правды не отступай.
Псалом 6-ой, который мы сейчас услышали, передаёт переживания царя и пророка Давида, находящегося в тяжёлой ситуации. Судя по тексту, проблемы и бедствия окружили его со всех сторон. Он ощущал на себе гнев Божий за грех, страдал от телесной болезни и от нападения врагов. Состояние его было так тяжело, что он буквально был на грани смерти. Однако при этом псалмопевец не потерял доверия Богу. Царь не просто просит о возвращении добрых отношений, но говорит: спаси меня ради милости Твоей. То есть знает, что гнев Божий — не гнев человеческий, он не противоречит милости и любви, но даже в определённом смысле является выражением этой любви в отношении грешника. И эта уверенность в Боге помогает Давиду не отчаиваться. Страдая физически и эмоционально, он изменился и духовно вернулся к Творцу, почему и не хочет иметь ничего общего с беззаконными. «Удалитесь от меня, — говорит он им, — ибо Бог услышал мой плач и примет мою молитву». Однако в контексте разговора о врагах важно обратиться к последнему стиху. В отличие от многих других псалмов, в данном случае автор немногословен. Однако те короткие прошения, которые он озвучивает, очень важны. Во-первых, он просит поразить врагов стыдом и страхом. И надо понимать, что стыд в ветхозаветном контексте — это публичное обрушение надежд, это позор, связанный с тем, что Бог смиряет человека на неправильном пути. Страх — это внутреннее переживание, это боязнь за своё будущее. Но дальше ещё интереснее, ведь Давид просит, чтобы враги обратились, когда будут опозорены. А обращение в еврейском — это далеко не всегда просто разворот — это изменение направления деятельности и мысли. И как Бога Давид в начале псалма умоляет обратиться, то есть сменить гнев на милость, так теперь, молясь о вразумлении врагов, просит о том, чтобы развернулись, то есть покаялись, они. Именно так должны быть выстроены молитвы о врагах, даже желая им испытаний, не следует делать этого из мести, но только из желания их покаяния и исправления.
Псалом 6. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 6. (Церковно-славянский перевод)
«О христианах и христианстве». Архимандрит Симеон (Томачинский)
В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наш ведущий диакон Игорь Цуканов вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе трактата святителя Григория Нисского «...О том, что значит имя и название „христианин“» говорили о том, каким надо стремиться быть христианину, а также о смыслах христианства.
Разговор шел о том, как и в чем мы можем подражать Христу, почему христианин призван к совершенству и о чем стоит помнить на пути духовного развития.
Ведущий: Игорь Цуканов
Все выпуски программы Почитаем святых отцов











