Свет очей моих. Это выражение мы привыкли использовать, когда хотим с особой теплотой обратиться к дорогому и любимому человеку. Так говорят о том, кто радует и согревает душу. О том, кто приятен и мил.
Но откуда пришло это «светлое» выражение? Дошло оно к нам из Ветхого Завета. Из 37-го псалма царя Давида, в котором он изливает свою печаль, и описывает поразившие его физические и нравственные страдания за преступление перед Богом.
«Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня…Сердце мое трепещет; оставила меня сила моя, и свет очей моих, — и того нет у меня».
Для выражения «свет очей моих» в этом стихе существуют разные трактовки. Под «светом» буквально понимают зрение, которое ослабло из-за внезапно поразившей царя болезни. Второе значение – счастье или любое другое благо – сила, здоровье, уважение, которых он лишился. И третье: «свет» – это Бог, переставший миловать и поразивший Давида несчастьями и недугом за совершенный грех.
Слово «свет» часто употребляется в Священном Писании и часто иносказательно. Светом в Библии считают и Божие Слово, которое дает душе человека силу и радость. Светом называется и Бог. «Бог есть свет, и нет в нем никакой тьмы» – пишет апостол Иоанн Богослов в Первом Соборном Послании.
Свет – символ истины и знания, чистоты жизни и радости.
«Не оставь меня, Господи, Боже мой! Не удаляйся от меня; поспеши на помощь мне, Господи, Спаситель мой!» – так заканчивается 37-ой псалом. В числе других он входит в шестопсалмие, читаемое на утреннем богослужении. Словами этого псалма каждый верующий приносит покаяние перед Богом в своей греховности и выражает надежду, что в наступающем дне избежит ошибок дней прошедших.
Сегодня библейское «свет очей моих» считается устаревшим книжно-поэтическим выражением. Но мы продолжаем его использовать, обращаясь к приятным и дорогим нам людям.
14 марта. О заповедях Божьих

В 6-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поучения — путь к жизни».
О заповедях Божьих — священник Алексий Дудин.
Заповеди Божии, по сути дела, являются границами нашей духовной безопасности. Заповедь можно сравнить с факелом, который освещает край пропасти, чтобы человек в эту пропасть не свалился. Заповеди не лишают нас свободы воли, они не лишают нас свободы действия, они лишь указывают нам то, что является для нас либо спасительным, либо погибельным. А дальше, используя эти заповеди, человек волен действовать на этой земле так, как он желает сам. Про заповеди мы знаем, что были заповеди в Ветхом Завете, и они все были направлены на отношение человека к Богу и человека к человеку. В Новом Завете это сформулировано в двух заповедях о том, что человек должен в полноте любить Бога всем сердцем, всем помышлением, всею крепостью своей и ближнего своего, как самого себя. Но в любом случае заповеди — это помощь человеку в жизненном пути, которая спасает человека от погибели и которая направляет человека ко спасению.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 марта. О творчестве Владимира Фаворского

Сегодня 14 марта. В этот день в 1886 году родился художник-иллюстратор Владимир Фаворский.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Посмотрите только иллюстрации к маленьким трагедиям Александра Сергеевича Пушкина! Вы увидите, что Владимир Фаворский уловил самый дух поэзии русского гения. А «Слово о полку Игореве», которое выделяется своей поэтичностью, художественным богатым, высотой образов — над ним работал наш иллюстратор многие годы. И работа его может почитаться подлинным шедевром искусства. «Я созидаю книгу, а не просто делаю иллюстрации», говорил наш мэтр, оставивший после себя десятки талантливых учеников. И сегодня, когда Россия так нуждается в возрождении русской культуры, во всех ее гранях, во всех ее жанрах, иллюстрации Владимира Фаворского, говорят о совершенстве, которого должен достигать каждый художник, желающий вложить свою лепту в созидание пространства русской культуры.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 марта. О душеполезном чтении

Сегодня 14 марта. День православной книги.
О душеполезном чтении — священник Николай Конюхов.
Главная книга, которую должен читать христианин — это Священное Писание. Но часто дороги к нему разные. Сейчас есть большое количество околоцерковной литературы, церковной литературы, в том числе и современных авторов, которые доступным языком пишут про прописные истины. И даже те же самые святые отцы, произведения которых, может быть, тяжело читать, потому что они написаны иностранным языком, на греческом языке, и переведены, тем более, святых отцов IV, V века, VI. Но есть святые отцы, которые жили в нашей стране, и которые писали, в том числе, и на русском языке. И поэтому нам они более понятными. Я вот на начальном всегда рекомендую почитать письма Феофана Затворника своим духовным чадам, святителя Игнатия Брянчанинова. А потом есть святые отцы, которые жили буквально совсем недавно. Это Никодим Святогорец, Паисий Святогорец. И такие видные церковные деятели, как там митрополит Антоний Сурожский, который очень много написал доступных проповедей, которые даже молодым людям очень, как они говорят, заходят. То есть они понятны и написаны понятным языком. Ну а так, в целом, сейчас, если прийти в какой-то церковный магазин, где книги предлагаются разные, там большое количество современных авторов, в том числе священников, предлагают рассуждения и о посте, и о молитве, и так далее. Но конечная цель, конечно же, нам — это слова Божии, написанные в Священном Писании, к которым постепенно мы начинаем приходить. Читаем сначала на русском языке, потом и церковно-славянский текст, который читается за богослужением, тоже становится нам понятным.
Все выпуски программы Актуальная тема