Пасха – праздник особый, это время, когда весь мир радуется о воскресшем Христе. Во всех православных странах существуют пасхальные обычаи, которые помогают людям проявлять свою пасхальную радость.
В России на протяжении веков было принято устраивать пасхальные народные гуляния. После Пасхи проводились обширные ярмарки. Люди соревновались в искусстве катания пасхальных яиц и множестве других праздничных конкурсов.
В Грузии тоже есть свои собственные пасхальные увеселения. Одно из них является абсолютно уникальным. Называется обычай «лело бурти». В переводе с грузинского – «полевой мяч». Лело бурти представляет собой игру, в которую играют на Пасху жители грузинского села Шухути.
Точно известно, что традиция пасхальной игры Лело бурти существует в Грузии, как минимум, с 12 века, поскольку этот народный обычай был описан в поэме Шота Руставелли «Витязь в тигриной шкуре», относящейся как раз к 12-ому столетию.
Правила лело бурти с тех пор почти не поменялись. Участие в игре принимают только мужчины. Они делятся на две команды – верхней и нижней частей села Шухуми. Число игроков в каждой команде не ограничено, но должно быть равным. По сути нет никаких особых ограничений и по возрасту участников. Главное требование – быть достаточно крепким, чтобы выдержать ход игры.
Дело в том, что Лело бурти абсолютно контактная игра, которой свойственна средневековая жесткость. Игроки, конечно, не ставят задачей покалечить соперника, но и особо не церемонятся в своих действиях.
Обязательным ритуалом, который предваряет начало игры, является наполнение пустого мяча, которым потом будут играть, красным вином. Этого вина отпивают все участники игры. Затем мяч набивается мокрой землей. Вес его при этом становится равен около 12 килограмм.
Мяч перед началом игры благословляется священником. Он призывает участников пасхального матча помнить о здоровье иных игроков и следить за тем, чтобы не нанести им травму. После этого священник подбрасывает мяч в воздух и игра начинается.
Каждая из команд в ходе игры старается захватить мяч и забить его в специальную голевую яму. Таких ям две и они располагаются по краям игрового поля. Забить гол в Лело бурти очень не просто. Вас могут толкнуть, уронить. Мяч может быть вырван из ваших рук. Во время игры в Лело бурти на поле кипят настоящие страсти.
Но как только одна из команд забивает гол и матч заканчивается, все игроки дружно отправляются за праздничный стол, чтобы вместе отметить наступление Пасхи. Все, произошедшее во время игры оказывается забытым, а недавние противники на поле за столом превращаются в близких друзей.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.