
Фото: Сергей Власов / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
День Святой Троицы или Пятидесятница, как это следует из названия, празднуется в пятидесятый день после Воскресения Христова. Торжество всегда приходится на воскресенье, хотя праздник является переходящим и зависит от даты Пасхи.
В этот день служба совершается по самому праздничному чину. На богослужении опускаются традиционные песнопения воскресенья, чтобы всецело сосредоточиться на празднике. Так случается очень редко, и с очень немногими праздниками, например, с Рождеством.
Сохранились свидетельства о том, как праздновали день Святой Троицы в первые века христианства. Паломница Эгерия побывала в четвёртом веке на Святой Земле. Она сообщала, что богослужение на Пятидесятницу начиналось в Иерусалиме, в храме Воскресения Христова, ещё ночью. На рассвете все шли к горе Сион, где по преданию находился дом, в котором на апостолов сошёл Святой Дух. Здесь продолжалась молитва. Затем после краткого отдыха верующие собирались на службу в церкви на месте Вознесения Господня на Елеонской горе. В сумерках крестный ход возвращался в храм Воскресения. Богослужение шло почти сутки. Такая длительность считалась естественной и никого не удивляла. В наши дни участие в такой долгой службе кажется многим настоящим подвигом. Но пребывать в молитве — то есть общении с Господом — это радость для каждого христианина.
В наши дни в ночь на Пятидесятницу богослужения нет, но служба на Троицу всё равно особенная, длинная. Сразу после литургии начинается особая вечерня. Она посвящена уже следующему дню, в который мы чтим Святого Духа.
Отличительная черта Троицкой вечерни — три коленопреклонённых молитвы. Они написаны святителем Василием Великим. В них мы исповедуем свои грехи перед Отцом Небесным, просим Его о прощении и благодатной небесной помощи. Мы молимся Господу Иисусу Христу о даровании нам Святого Духа, как апостолам в день Пятидесятницы, чтобы Он наставлял и укреплял в соблюдении заповедей Божьих. Церковь также молится об упокоении душ всех усопших христиан.
В период от Пасхи до Пятидесятницы земные поклоны и коленопреклоненные молитвы не совершаются. Церковь предлагает всем вместе присоединиться к общему торжеству, потому что состоялось Воскресение Христово, Спаситель победил смерть. Для покаянной молитвы придёт и свой черёд, а пока время радости. Но в день Святой Троицы мы впервые преклоняем колени и просим приобщения к благодати Святого Духа, чтобы нам хоть в чём-то уподобиться апостолам и святым.
В следующие семь дней после Троицы не бывает поста в среду и пятницу, как и на Светлой седмице после Пасхи. Мы прославляем Святой Дух так же, как чествовали воскресение Сына Божия. Церковный писатель начала тринадцатого века Иоанн, епископ Китрский, пишет: «Разрешаем пост на седмице по Пятидесятнице в честь Спаса нашего Иисуса Христа, ибо Дух Святый равночестен Отцу и Сыну, и по благоволению Их совершилось таинство нашего воссоздания и воссияло нам просвещение богопознания».
Все выпуски программы День Святой Троицы
«Журнал от 04.07.2025». Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Кира Лаврентьева, Наталия Лангаммер и Константин Мацан, а также заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— День семьи, любви и верности;
— Духовных подвиг православных стариц;
— Фильм телеканала «СПАС» «Мумия»;
— Поп-культура и христианство — возможно ли взаимодействие? (В частности, на примере группы «The Beatles»)
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал
Псалом 130. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Читая Библию, складывая слова в предложения, а предложения в тексты, современный человек обычно думает, что всё более-менее понимает. Однако внимательный читатель Священного Писания знает, что сколько бы ни было важно понимание отдельных слов, есть вещь не менее важная и она касается самого библейского мировоззрения, которое для многих, даже читающих библейские тексты, остаётся сегодня загадкой. Очень ёмко и вместе с тем глубоко это мировоззрение раскрывается в 130-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 130.
Песнь восхождения. Давида.
1 Господи! не надмевалось сердце моё и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
Многие из тех, кто начинал читать Евангелие от Матфея, не выдерживали перечисления имён, с которого начинается текст и просто откладывали его в сторону. Кто такие Авраам, Исаак и Иаков, человек европейской культуры может быть ещё и помнит, но кто такие Вооз, Салмон, Озия и другие... понять бывает трудно, даже обратившись к библейской энциклопедии. Но эта сложность на самом деле не самая серьёзная, потому что, как во всякой большой истории, в Ветхом Завете огромное число героев и событий, и их взаимосвязи бывает трудно запомнить. С таким подходом можно посчитать сложным мир любого крупного литературного произведения, в котором будут и архаизмы, и несостыковки, и даже, возможно, разные описания одного и того же события, внешне противоречащие друг другу. Однако на самом деле гораздо сложнее для человека всегда было и остаётся соблюдение библейских заповедей, ведь против них бывает настроен не только сомневающийся разум, против них бунтуют чувства, восстаёт тело. Причём, если в древности люди были религиозны и при всех ошибках язычества знали, что над ними есть высшие силы, от которых в итоге зависит их жизнь, сегодня именно об этом люди практически не вспоминают.
130-й псалом, который мы сегодня услышали, начинается с очень важных слов, в которых Давид выражает своё смирение перед Богом. Обращаясь ко Творцу, он говорит, что его сердце не надмевалось, то есть внутренне в глубине души он не кичился, не был высокомерен, не относился ни к кому свысока. Подобным образом он вёл себя и внешне, его взгляд не бывал высокомерен. Самое же главное, что он был смиренным не только перед людьми, но перед Богом. Он выражает это очень интересно, говоря, что не входил в великое и для него не досягаемое. И дело не в познании огромного по размерам космоса или недосягаемых для него глубин морей, но в тайнах Божьего промысла, которые Давид не берётся исследовать. Он прекрасно знает, что он лишь человек, который не сможет всего постичь, и его настрой радикально отличается от того, какой через сотни лет выразит Максим Горький, написав «человек — это звучит гордо».
Собственно, главное отличие мировоззрения Давида, как человека, живущего в завете с Богом, от мировоззрения современных людей, живущих уверенностью в своих силах, заключается именно в этом — псалмопевец чувствует себя перед Богом, как ребёнок на руках у матери, а современный человек чувствует себя взрослым, сильным и самостоятельным, не нуждающимся в подачках. Давид смиряется, тоскует без Бога и уповает на Него. Причём уповает не только сам, но призывает уповать на Господа весь народ. И в этом уповании можно видеть главную особенность ветхозаветной религии, потому что, начиная с исхода из земли Египетской, в жизни еврейского народа всё время присутствовал Творец, на которого иудеи учились полагаться. Благодаря Ему они перешли по морскому дну, как посуху, если манну небесную в пустыне и пили воду! Современный человек уверен, что сам всего достиг и достигнет ещё большего. На самом же деле без Бога все мы достигаем только одного — смерти, в то время как с Ним — жизни вечной.
Псалом 130. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 130. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 130. На струнах Псалтири
1 Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.