Пятидесятница или день Святой Троицы — одно из самых главных торжеств в Православной Церкви. Следующий день, как это бывает и в другие важные праздники, посвящён тому, без чьего участия он был бы невозможен. Например, после Рождества Христова мы чествуем Пресвятую Богородицу, после Крещения Господня — Иоанна Крестителя. После Пятидесятницы Церковь особо чтит Святой Дух.
Святой Дух — одна из Ипостасей Святой Троицы. Православная Церковь исповедует, что Святой Дух исходит от Бога-Отца и Он равен Двум другим Ипостасям — Отцу и Сыну.
Во времена Ветхого Завета Святой Дух действовал в немногих людях. Это были пророки, чьими устами Господь говорил со Своим избранным народом. Апостолы в эпоху Нового Завета знали Бога-Отца. Они стали учениками Сына Божия — Христа. А в день Пятидесятницы апостолы исполнились Святого Духа. Так родилась Новозаветная Церковь, в которой незримо пребывает Господь и творит благодать Святого Духа.
Действие Святого Духа лежит в основе всех церковных таинств. Нас крестят не только водой, но и Святым Духом. Сразу же после погружения совершается таинство миропомазания. Священник помазывает освященным миром новокрёщнного и каждый раз произносит «Печать дара Духа Святого». Тем самым христианину подаются дары Святого Духа, помогающие возрастать и укрепляться в духовной жизни. Апостол Павел подчёркивает: «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым».
В таинстве венчания призывается благодать Святого Духа, чтобы между супругами не оскудевал Его главный дар — любовь.
Таинство исповеди невозможно без искреннего покаяния. Осознание греха нам даёт Святой Дух.
Соборование — таинство, в котором Господь Духом Святым врачует наши тела и души.
Рукоположение — особая традиция и таинство, ведь священнику предстоит стать орудием и источником действия Святого Духа для своей паствы.
И, наконец, Евхаристия — Таинство, в котором Духом Святым совершается преложение хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христовы.
В «Символе веры» Святой Дух назван «Животворящим», то есть подающим жизнь. Святой Дух дарует мудрость, знания, веру, способность служить ближнему. Апостолы смогли говорить на разных языках, пророчествовать, совершать чудеса, быть учителями и пастырями. Человеку необходимо раскрыть данные ему дары. Если он живёт согласно евангельским заповедям, то Святой Дух приносит свои плоды: любовь, радость, мир, долготерпение, милосердие, кротость, воздержание.
Святого Серафима Саровского однажды спросили — в чём смысл жизни. Преподобный ответил: «В стяжании Духа Святого». Собеседник, Николай Александрович Мотовилов, переспросил, что это значит, но святой не ответил словами. Лицо преподобного Серафима просияло подобно солнцу, и старец на его глазах преобразился. Мотовилов ощутил необычайное благоухание, почувствовал необычайную радость, неземную теплоту.
Стяжание — значит приобретение, накопление. Верующие могут приобрести благодать Святого Духа через молитву, покаяние, участие в таинствах и делах милосердия. Так мы духовно возрастаем и сближаемся с Богом.
28 апреля. Об иконографии праздника Входа Господня в Иерусалим
Сегодня 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим.
Об иконографии праздника, — протоиерей Владимир Быстрый.
28 апреля. О духовном смысле праздника Вербного воскресенья
Сегодня 28 апреля. Вербное воскресенье.
О духовном смысле праздника, — епископ Черняховский и Славский Николай.
28 апреля. О нравственном служении медиков
Сегодня 28 апреля. День работника скорой медицинской помощи.
О нравственном служении медиков, — протоиерей Игорь Филяновский.