Публицист и аналитик Андрей Рогозянский дал комментарий нашей радиостанции о предложении перенести дату проведения Всеправославного Собора, реакции Константинопольского Патриархата и позиции Русской Православной Церкви.
А. Митрофанова
— Публицист-аналитик Андрей Рогозянский с нами на связи по телефону. Добрый вечер, Андрей!
А. Рогозянский
— Здравствуйте.
А. Митрофанова
— Расскажите, пожалуйста, какие сложности возникли в ходе подготовки Всеправославного собора в последние дни. Из-за чего, собственно, разгорелся спор?
А. Рогозянский
— Сложности преследовали подготовку Собора в течение уже очень долгого времени, поэтому нельзя сказать, что это проблема последних дней. Скорее, это проблема стиля и подхода, которые демонстрируют организаторы Собора, Константинопольский патриархат. На Соборе не ожидалось никаких очень принципиальных, серьезных, прорывных решений. Все документы, которые предлагались, имеют такое общее значение, и каких-то больших перемен в жизни православных поместных церквей они не должны были привнести. К тому же, по мере подготовки все участники, представители делегаций, переговорные группы от церквей, конечно, обнаруживали, что у всех у них есть своя разная повестка.
А. Митрофанова
— Андрей, а как бы Вы охарактеризовали позицию Русской Православной церкви в сложившейся ситуации? Что пытаются предпринять наши представители?
А. Рогозянский
— Да, я понял. Это позиция исключительной порядочности, ответственности, поскольку по ходу заседаний все многократно сталкивались с непрозрачностью действий организаторов, с тем, что поправки в документы не вносятся, что проталкиваются отвергнутые формулировки и так далее. Различным мытьем и катаньем, в общем-то, Константинополь добивался от Собора нужного ему результата. Все это, к сожалению, создавалось такую нервозную, напряженную, по свидетельствам участников переговоров, обстановку. И вообще то, что все православные поместные церкви, включая Русскую Православную церковь, добрались до такой серьезной, «белой» уже стадии проработки документов, это настоящее чудо, настоящий подвиг терпения со стороны нашей делегации, со стороны Святейшего Патриарха. Это выражение доброй воли тому, чтобы патриарх Варфоломей Константинопольский считает важным, принципиальным, чтобы его в этом поддержать, чтобы начинание, которое стоило для Константинополя больших усилий, состоялось, принесло общее удовлетворение.
Семь лет шла подготовка – подготовительные мероприятия, заседания. Слушания начались в 2008 году. И вот только в начале 2016-го, нынешнего года стало известно содержание, были обнародованы проекты документов к принятию. И на данный момент не хватает очень немногого – двух-трех месяцев еще дополнительных согласовательных процедур, того, чтобы накопленные замечания от лица паствы, духовенства, поместных церквей нашли свое отражение, чтобы в самих поместных церквах воцарилось спокойствие и согласие по поводу предстоящего мероприятия. То есть это даже простое сдвигание сроков Собора на осень, на два-три-четыре месяца помогло выйти из сложившегося тупика.
А. Митрофанова
— Огромное Вам спасибо за комментарий. Публицист, аналитик Андрей Рогозянский был с нами на связи по телефону.
А. Рогозянский
— Был очень рад. Взаимно.
А. Митрофанова
— До свидания!
А. Рогозянский
— До свидания!
16 июля. О вечной жизни

Во 2-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».
О вечной жизни — епископ Черняховский и Славский Николай.
Как мы представляем себе рай? Это место, где находиться хорошо и приятно. Но дело в том, что «хорошо» для каждого из нас разное: кому-то нравится тепло, кому-то прохлада, кому-то нравится классическая музыка, кому-то тяжелый рок. И Бог, который благословил это разнообразие, дал человеку возможность и свободу выбирать то, что ему нравится, едва ли будет строить всех по одной линейке.
Бог — это высший разум, самый мощный интеллект во Вселенной. Бог — это совершенная любовь. И Бог всегда удивляет. Об этом писали святые отцы. Первое, что человек испытывает при познании Бога, — это удивление.
Так что же может уготовить Бог любящим Его? Ответ прост: Он может уготовить Себя. Потому что нет на Земле в материальном мире того, что можно сравнить с радостью общения с Богом, с радостью созерцания Бога.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 июля. О подвиге Мученика Иакинфа Римского

Сегодня 16 июля. День памяти Мученика Иакинфа Римского, пострадавшего за Христа в 108 году.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Святой Иакинф жил в Риме на рубеже I и II веков и служил при царском дворе. Христианство ещё было редким явлением, видимо, поэтому Иакинфу долгое время удавалось скрывать своё исповедание. Но однажды ему всё-таки надлежало принять участие в пиршестве при дворе. Это означало жертвоприношение. Святой отказался.
Расплата за тайное христианство была жестокой: Иакинф был казнён, а тело его было оставлено без погребения, но пребывало нетленным, хранимое ангелом, говорит Житие. После оно было перенесено в родной город Кесарию. Отсюда другое наименование святого — Иакинф Каппадокийский.
Пример святого мученика учит нас тому, что привычный ход вещей может внезапно прерваться, и нам придётся дать отчёт в нашем православном исповедании. Поэтому следует воспитывать в себе молитвенную готовность к этому.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 июля. О почитании святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси

Сегодня 16 июля. Церковь празднует Перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, жившего в 17 веке.
О его почитании — протоиерей Владимир Быстрый.
Его земная жизнь трагически прервалась в 1569 году по воле царя Иоанна Грозного, чьего гнева он не устрашился, обличая беззаконие.
Божьим промыслом в 1646 году Патриарх Иосиф повелел торжественно открыть мощи святителя Филиппа на Соловках. Они были переложены в новую раку и выставлены для поклонения в Преображенском соборе.
А в 1652 году наступил момент великого покаяния и торжества правды. Будущий патриарх Никон, тогда митрополит Новгородский, предложил перенести мощи святых мучеников и иерархов, включая Филиппа, в Москву.
И вот, по благословению патриарха, владыка Никон лично отправился за мощами святителя Филиппа в далёкие Соловки. Путь святыни в столицу стал триумфом истины над неправдой.
Царь Алексей Михайлович, праправнук Грозного, вложил в руку святителя покаянную грамоту, моля о прощении грехов своего предка, символически склоняя царскую власть пред властью небесной правды.
Москва с ликованием встретила своего невинно изгнанного пастыря. Десять дней его мощи пребывали в центре Успенского собора под непрерывный пасхальный звон колоколов, а затем обрели вечное упокоение у южной двери алтаря.
И память об этой встрече жива до ныне. На том самом месте, где москвичи впервые поклонились возвращённой святыне, был воздвигнут крест. Отсюда пошло название «Крестовская застава» — вечный памятник покаянию, торжеству святости и незыблемости духовного подвига святителя Филиппа.
Все выпуски программы Актуальная тема