Совсем недавно я ездила с подругой в Таллин. На поезде. 14 часов туда, 14 – обратно. Что ещё делать во время дальней поездки? Пить чай да разговаривать. Вот мы и стучали ложками по стаканам и говорили обо всём.
- Я недавно дочку выдала замуж, – говорит мне подруга.
- Поздравляю, – отвечаю я. – И как оно? Отпускать любимое чадо в другую семью?
- Трудно, – сказала подруга и замолчала.
Потом минуты две она смотрела в мелькающее эстонскими домиками окошко. Задумалась. Я не торопила. До совершеннолетия дочери мне ещё почти десять лет ждать, но чувства подруги мне и сейчас уже хорошо понятны. Они, наверное, всем мамам понятны.
- Я сама, – продолжила, наконец, моя спутница, – в двадцать лет вышла замуж. И уже через год у меня появилась Танька (дочку её так зовут). Разница в возрасте – совсем ничего. Подумаешь – двадцать один год! Между мной и тобой – девятнадцать, и совсем незаметно. В общем, к её совершеннолетию мы стали, лучшими подружками. Вместе заграницу ездили, в кино ходили. Она всегда со мной делилась своими подростковыми проблемами. И вот как-то раз, когда со счастливым блеском в глазах она стала мне рассказывать об одном «классном парне», я впервые почувствовала, что очень скоро наступит момент… нашего расставания. Меня это кольнуло где-то под сердцем, но я взяла себя в руки: если почувствую, что всё серьёзно, а я это почувствую – слишком хорошо я её знаю, замуж отдам сразу… Ну, ты понимаешь меня…
Я понимала. И радовалась за неё: не у каждого родителя получается построить свои взаимоотношения с детьми так, что заштампованный барьер непонимания «отцов» и «детей» ломается под чувствами любви, дружбы и родительского долга.
- Когда я после Танькиной свадьбы первый день вышла на работу, – вспоминала моя попутчица, – я всё думала, как я сегодня вернусь домой? Дочка обычно меня встречала у порога и рассказывала что-то, рассказывала… не давая разуться. А теперь как же будет? И вот я прихожу. И меня никто не встречает. И в Танькиной комнате – тишина. Муж хохочет над каким-то фильмом в зале… И я понимаю: в моей жизни завершён большой прекрасный этап, который называется «Мама маленькой девочки». Он был очень счастливым. Но он закончился. И теперь я – «Мама взрослого человека». И этот этап не менее ответственный. И не менее счастливый. Только иногда становится грустно как-то. Будто что-то безвозвратно потеряно. Но я всё равно рада, что она уже замужем, – сказала подруга и опять увела глаза в сторону прозрачного стекла.
…Поезд мчал нас в районе Кингисеппа, в наши телефоны, наконец, вернулась безроуминговая связь, и очень скоро мобильник моей спутницы залился звонким пиликаньем. На экране ярко замигало: «Любимая доченька». Подруга радостно взяла трубку и… надолго отвлеклась от дорожных картин вагонного окна.
Она рассказывала дочери про Таллин, в ответ слышала новости из осенней Москвы. Много смеялась, что-то советовала. А я лежала на своей полке и думала: нет, материнское счастье не имеет никаких этапов. Также как не имеет никаких этапов счастье быть любимым ребёнком в своей собственной семье.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер