В 2012-ом году в бишкекском парке Победы появился необычный монумент. Этот памятник - благодарность ленинградцев жителям Киргизии. На чёрном мраморе вырезан шпиль Адмиралтейства. На белом изображена киргизка с русским малышом. Женщина на барельефе – легендарная Токтогон Алтыбасарова, спасшая в Великую Отечественную детей из Ленинграда.
Токтогон исполнилось всего 17, когда началась война. Девушка из киргизского села Курменты стала председателем сельсовета. Больше назначить на эту должность было некого – мужчины ушли на фронт, а Токтогон считалась в селе самой образованной колхозницей. В августе 42-ого года пришло известие, что в Курменты привезут 150 блокадных детей. Получив это сообщение, Токтогон приготовила жильё для ленинградцев, превратив пустующее общежитие в детский дом.
И вот маленькие блокадники прибыли. Токтогон знала, что люди в Ленинграде умирали от голода, но быть готовой к встрече с ними оказалось невозможно. Она увидела 150 ребятишек, донельзя истощённых, похожих на старичков. Многие не могли идти сами, их несли на руках взрослые. И Токтогон, глядя на это, дала себе слово, что сделает всё возможное для того, чтобы никто из ленинградских ребят не умер на киргизской земле.
В первый же вечер, разместив детей, председатель пошла по дворам. Жители села и сами недоедали. Токтогон не просила их поделиться продуктами, она просто рассказывала о том, кого сегодня привезли в село. И слушая её, соседки отдавали всё, что у них было: кружку молока, кусок сыра.
Токтогон сама кормила малышей, выхаживала каждого. Дети постепенно оживали, вспоминали о мамах, тосковали. Это для девушки было тяжелее всего. Она выбегала на улицу, плакала от жалости, а потом возвращалась. Многие дети остались без документов, не знали, как их зовут, Токтогон придумывала им новые имена и фамилии. Отработав трудодень, она мчалась к своим ленинградцам. Приносила им скромные гостинцы - тыкву, изюм и они казались ребятам вкуснее самых вкусных довоенных пирожных.
Дети постарше считали Токтогон своей сестрой, малыши называли мамой. Многие из этих ребят, теперь уже бабушки и дедушки, помнят колыбельные на киргизском языке, которые пела им на ночь Тоня-эже – так в Киргизии обращаются к старшим сёстрам. Когда закончилась война в Ленинград вернулись только те ребята, кого разыскали родные. Остальные прожили в селе одной семьёй ещё десять лет. И никто из ребят, ответственность за которых Токтогон приняла на себя, не умер. На всю оставшуюся жизнь они сохранили чувство благодарности к девушке с золотым сердцем.
После войны Токтогон вышла замуж, родила девятерых детей. Она продолжала работать в сельсовете, хоть ей предлагали переехать в город. Алтыбасарова отказалась. На её руках были пожилая мама, младшие братья, сёстры и ленинградцы, ставшие родными. А в Курменты тем временем приходили письма со всего Советского Союза. Это разъехавшиеся дети посылали приветы своей приёмной маме. И она каждый год, как только появлялись фрукты, собирала огромное количество посылок. На их отправку уходило несколько дней. А когда Ленинград отмечал 35-летие со дня снятия блокады, Токтогон поехала в город на Неве. Женщину встречали взрослые люди - её дети.
Алтыбасарову в Советском Союзе так и называли «матерью 150-ти детей». Это их стараниями в Бишкеке появился памятный монумент. Летом 2015-ого года Токтогон Алтыбасаровой не стало. Письма от ленинградцев она хранила до последнего дня – как величайшую ценность своей жизни.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.