Кирилл Лавров и Валентина Николаева не представляли себе жизни друг без друга. Актёрская профессия предполагает постоянные отъезды из дома на съёмки, на гастроли. Расставаться Кириллу Юрьевичу и Валентине Александровне приходилось часто. А им больше всего хотелось быть вместе.
Актёрская карьера Лаврова началась в Киеве, куда Кирилл приехал, демобилизовавшись из армии. Вскоре в театре имени Леси Украинки, где он служил, появилась молодая актриса Валентина Николаева. Талантливая и невероятно красивая она сразу стала играть главные роли. Симпатию друг к другу Кирилл и Валя почувствовали при необычных обстоятельствах. Зимой 1951-го года Киев завалило снегом. Лавров, отвечающий в театре за общественную работу, организовал его уборку. На улицу вышли все, кроме Вали, которая заявила, что она – актриса и снег убирать не её обязанность. Кирилл вызвал девушку «на ковёр». И сам не заметил, как выговор перешёл в сплошные комплименты.
Кирилл и Валя поженились. У них родился сын Сергей. Супруги работали так успешно, что их пригласили в Ленинград. В городе на Неве они поступили в Большой Драматический театр. Квартиру получили там же – в служебном флигеле. Занятый во многих постановках Кирилл использовал любой перерыв в работе, чтобы забежать домой. Однажды из-за этой привычки он опоздал к выходу на сцену. Лавровы тогда купили телевизор. В один из дней шла прямая трансляция спектакля, в котором Кирилл играл. И он, воспользовавшись паузой между сценами, примчался домой – посмотреть спектакль с экрана. Супруги сидели перед телевизором, Валентина комментировала: «О, как здорово! Смотри, смотри! О! Кто-то на сцену опаздывает!». И тут увлечённый спектаклем Лавров понял, что опаздывает не кто иной, как он. С криком: «Это же я!» он помчался через двор на сцену…
Кирилл Юрьевич стал ведущим артистом Большого Драматического театра, активно снимался в кино - фильмы с его участием выходили один за другим, а у Валентины Александровны карьера не задалась. И к сорока годам актриса оставила сцену. Незадолго до этого у Лавровых появилась долгожданная дочь. Когда она родилась, Кирилл Юрьевич был на гастролях. Жене он послал телеграмму: «Поздравляю с дочкой Машей!». Так супруга узнала, каким именем ей назвать малышку.
Детьми в основном занималась Валентина Александровна. Была строгой
мамой. Козырять именем знаменитого отца Сергею и Маше запрещали. Кирилл Юрьевич никогда не хлопотал за детей. Даже, когда Маша поступала в театральный институт. Конечно, все знали, чья она дочка, но экзамены девушка сдавала «как все», без протекции. Самые счастливые воспоминания детства у неё остались о тех днях, когда вечно занятой папа появлялся дома. У Лавровых была семейная традиция: хоть один выходной осенью проводить в Пушкине, гулять по парку, потом вместе обедать. Такие дни для семьи были праздником.
Стержнем дома Лавровых всегда была Валентина Александровна. Мария до сих пор вспоминает, как мама старалась всё время наводить порядок и уют, пекла пироги. Гости появлялись в квартире часто, и Валентина Александровна всегда готовилась к их приходу. И была, как говорили друзья «амортизатором между Кирой и окружающими». Лавров мог иногда сказать кому-нибудь нелицеприятную правду в глаза. А Валентина Александровна всех примиряла, успокаивала.
Она заболела внезапно. Когда супругу забрали в больницу, Кирилл Юрьевич почувствовал, что из дома словно ушла душа. Смерть Валентины Александровны он пережил тяжело. Спасли дети, внучка и работа. Даже серьёзно заболев, Кирилл Юрьевич выходил на сцену, неизменно собирая аншлаги. Он обладал редким даром всегда оставаться сильным, ответственным мужчиной.
Его похоронили на Богословском кладбище. Выдающихся людей Петербурга положено хоронить на Литераторских Мостках, но Лавров говорил, что хотел бы лежать рядом со «своей девочкой» - так он называл Валентину Александровну. Они были женаты полвека. Спустя сорок лет после свадьбы обвенчались, считая, что их союз должен быть освящён Богом.
Псалом 42. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В эти дни церковного года мы празднуем Светлое Христово Воскресение — Пасху. Печаль Великого поста сменилась пасхальной радостью, но, несмотря на это, наша жизнь осталась прежней, и мы все также не можем не переживать из-за происходящего вокруг нас. С одной стороны — возвещаемая Церковью Победа Спасителя над смертью, с другой — вокруг нас всё та же смерть во всем многообразии её проявлений, более того, она не только вокруг, она и внутри нас, и невозможно её не чувствовать. Что с этим делать? Как церковное ликование о Христе Воскресшем сделать нашим внутренним достоянием? Удивительно, но ответом нам будет ветхозаветный поэтический текст, а именно — звучащий сегодня в православных храмах во время богослужения 42-й псалом. Давайте его послушаем.
Псалом 42.
1 Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою с народом недобрым. От человека лукавого и несправедливого избавь меня,
2 ибо Ты Бог крепости моей. Для чего Ты отринул меня? для чего я сетуя хожу от оскорблений врага?
3 Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои.
4 И подойду я к жертвеннику Божию, к Богу радости и веселия моего, и на гуслях буду славить Тебя, Боже, Боже мой!
5 Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога; ибо я буду ещё славить Его, Спасителя моего и Бога моего.
Только что нами услышанный псалом разделён на две части: в первой из них псалмопевец говорит о несправедливости мира и о том, что Бог покинул праведника, позволив врагам одолеть его. У слов автора этого псалма Давида были весомые основания так говорить, ведь он неоднократно оказывался в крайне непростых ситуациях, иногда ему казалось, что выхода нет, и он вот-вот погибнет. Очевидно, что 42-й псалом был им составлен в один из таких моментов жизни. Вместе с этим у псалма есть и другое значение — духовное, и здесь под оскорблением от врагов стоит понимать те раны, которые нам неустанно наносит «князь мира сего» (см. Ин. 14:30), то есть диавол. Он пытается уничтожить нашу духовную радость, в том числе и пасхальную, он с неизбежностью будет пытаться сделать так, чтобы радость померкла под натиском тех проблем, которые нам кажутся неразрешимыми, или же под натиском греховных искушений, которым мы зачастую оказываемся неспособны сопротивляться.
Об этом сказано в первой части псалма, вторая же часть открывает нам секрет борьбы с оскорбляющим нас врагом рода человеческого, и начинается эта часть с воззвания Давида к Богу: «Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои» (Пс. 42:3). Если вспомнить, что Давид имел в виду в первую очередь борьбу со своими физическими врагами, то получается нечто удивительное: он не просит от Бога помощи в одолении врагов, не просит верных союзников и крепкое оружие, он не просит ничего из того, что может пригодиться на брани, Давид совершенно неожиданно молится о свете и истине. Из Нового Завета мы знаем, что Свет и Истина — это одни из имён Второго Лица Святой Троицы Господа нашего Иисуса Христа, об этом, толкуя 42-й псалом, напоминал, к примеру, святитель Кирилл Александрийский: «Движимый пророческим духом и чрез него предведая будущее, блаженный Псалмопевец помышлял, что род человеческий не иначе может быть спасён, как чрез одно только явление Сына Божия, имеющего силу всё легко преобразовывать по Своему желанию».
Действительно, Сын Божий — Спаситель мира — может всё преобразовать по Своему желанию. Он без всякого физического оружия может одолеть врагов Давида, Давид об этом знал, и его упование не было посрамлено — Господь помог ему, и царь не погиб. Может Сын Божий преобразовать и нашу печаль в ликующее пасхальное торжество. Надо лишь обратиться к Нему с искренней сердечной молитвой, и мир — вокруг и вовне — станет совсем иным, он станет пасхальным!
Псалом 42. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 42. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 42. На струнах Псалтири
Молитва о защите
1 Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою с народом недобрым. От человека лукавого и несправедливого избавь меня.
2 Ибо Ты Бог крепости моей. Для чего Ты отринул меня? для чего я сетуя хожу от оскорблений врага?
3 Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои.
4 И подойду я к жертвеннику Божию, к Богу радости и веселия моего, и на гуслях буду славить Тебя, Боже, Боже мой!
5 Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога; ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего.
28 апреля. О смысле первого чуда Христа

Во 2-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его».
О смысле первого чуда Христа — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Святой апостол Иоанн Богослов, следя внимательно за каждым словом и действием Божественного Учителя, указывает нам, когда Христос начал совершать чудеса. А так как чудо — признак Божественного посланничества, то через это Евангелист дает нам понять, что именно с этого момента для окружающих начало открываться Божественное достоинство Иисуса из Назарета. Именно чудеса становились для окружающих бесспорным доказательством слов Спасителя. А Он открывал знания о Своем Небесном Отце, о Себе, как Сыне Божьем, и о Святом Духе, уверяя всех, что говорит не о трех Богах, а о едином истинном Боге. Так как учение было новым и неудобопонятным для слушающих, то в подтверждении Своих слов Христос совершал чудеса, как Он Сам и сказал: «Когда не верите Мне, верьте делам Моим». И добавил: «Дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня». Через эти дела, чудеса Господа, не только ученики, но и мы с вами верим, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, надеемся получить жизнь вечную.
Все выпуски программы Актуальная тема