В последнее время всё больше и больше священнослужителей открывают в себе литературный талант. И это вполне оправдано: как не взяться за перо, если каждый день сама жизнь подбрасывает тебе невероятные сюжеты, не поделиться которыми просто невозможно! Как говорится в Евангелии от Матфея, от избытка сердца глаголят уста. И, надо признаться, в большинстве случаев глаголят они очень даже талантливо: недаром иерейская проза пользуется большим успехом. Вот и книга священника Олега Орешкина «Пасхальное утро и другие донские рассказы» сразу же полюбилась читателям.
Отец Олег – потомственный донской казак. И это, конечно, не могло в какой-то мере не отразиться на его творчестве. Почти в каждом рассказе чувствуется особенный, ни с чем не сравнимый колорит казачьих станиц. Да и пишет батюшка, прежде всего, о том, с чем довелось когда-то столкнуться самому.
Читая книгу, в этом нисколько не сомневаешься. Потому что иные сюжеты, ну, просто нарочно не придумаешь! Как, например, историю шофёра Степана из рассказа «Призыв Божий». Однажды вечером в его дверь раздался стук, и послышалось грозное: «Откройте, милиция». Но вместо того, чтобы открыть, Степан резво выскочил из окошка, и побежал, куда глаза глядят. Оказывается, был у него на душе грех: в прошлом году прикрыл товароведа, сбывшего в неизвестном направлении грузовик апельсинов. Степан был уверен, что это пришли за ним. Шёл Степан, шёл, и набрёл на монастырь, да так и остался там жить. Покаялся, принял постриг. И только спустя много лет случайно узнал, что милиция тогда приходила вовсе не за ним – а просто про соседей разузнать.
Темой «неслучайных случайностей» книга отца Олега Орешкина «Пасхальное утро и другие рассказы» пронизана насквозь. Через житейские ситуации, а порой и через необыкновенные, чудесные явления автор пытается показать, что Господь думает о каждом. Даже о секретаре райкома партии – «железной даме» по фамилии Балаберко из рассказа «Икона обновилась». В «хрущёвскую оттепель» - тяжёлое для Церкви время - секретарь вела неподкупную борьбу с «поповской идеологией». Но стала свидетельницей необъяснимого, и оттепель, только уже самая настоящая, наступила в её разбуженном сердце.
Священник Олег Орешко – тот тип писателя, который обладает даром диалога. После прочтения его книги «Пасхальное утро и другие рассказы» возникает желание внимательней присмотреться к жизни и научиться видеть те подсказки, которые каждый день посылает нам Бог.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема