Туринская плащаница - это древнее льняное полотно, христианская реликвия, которая неоднократно подвергалась столь тщательной научной экспертизе. Длиной немногим больше четырех метров и метра в ширину, оно стало камнем преткновения для скептиков и тех, кто считает эту реликвию подлинной. Вот уже много веков в Италии, в туринском католическом соборе Иоанна Крестителя хранится плащаница, которой был обвит перед погребением Христос.
На Туринской плащанице отпечатался двухсторонний образ мужского тела во весь рост. Обнаружены следы кровоподтёков на голове от шипов тернового венца, следы от гвоздей в запястьях и в ступнях ног, следы от ударов бичей на груди, спине и ногах, большое кровавое пятно от раны в левом боку. Исследования показали, что изображение в совершенстве передает особенности анатомии человеческого тела, чего практически не удается достичь в изображениях, сделанных рукою художника.
Главный аргумент скептиков – то, что радиоуглеродный анализ датирует ткань тринадцатым-четырнадцатым веками, и как раз с середины четырнадцатого века известны первые свидетельства об этой реликвии. Однако не стоит забывать, что в научной среде со времени открытия семьдесят лет назад радиоуглеродного анализа и поныне не утихают дискуссии о его погрешностях. И ученые признают, что на результат могло сильно повлиять тепловое воздействие во время пожара тысяча пятьсот тридцать второго года.
Но та же экспертиза, которая могла разрушить достоверность предания, зафиксировала несколько поистине загадочных фактов. Было установлено, что образ человека на ткани нанесен без применения каких-либо красителей, то есть является результатом химических изменений самой ткани. Причем интенсивность цвета изображения вполне достоверно передает расстояние между тканью и завернутым в нее телом. Было также подтверждено, что кровяные пятна подлинные, кровь человеческая, редкой, четвертой группы. Более того, пятна крови появились на плащанице до возникновения на ней образа, поскольку кровь как бы экранировала ткань от изменения ее структуры. Этот факт породил множество версий, в том числе мысль о мощной вспышке энергии, породившей образ. Наконец, экспертиза обнаружила на ткани пыльцу растений, характерных для Палестины и других районов, по которым мог пролегать исторический путь Плащаницы.
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 335 зач., XIII, 17-21.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь», — подметил однажды античный мыслитель Плутарх. И надо сказать, его высказывание вполне согласуется с христианским представлением об учительстве. О данной теме много писал, например, апостол Павел. В частности, в послании к Евреям, отрывок из 13-й главы которого читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 13.
17 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.
18 Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.
19 Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.
20 Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа,
21 да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.
Апостол Павел обращается к евреям-христианам, жившим преимущественно в Иерусалиме, в кризисный для них момент. Глава Иерусалимской церкви, апостол Иаков, был убит гонителями. Потеряв крепкого, духоносного лидера, христиане Святой Земли пришли в замешательство. И многие из них стали подумывать о возвращении к прежним религиозным верованиям. Прежде всего, в иудаизм. Только бы избежать преследований со стороны гонителей Церкви.
Апостол Павел, узнав о бедах Иерусалимской церкви, поспешил утешить её чад. И помочь им преодолеть искушение предать Христа. Апостол признаёт, что святой Иаков, при всех разногласиях, которые имелись у них с Павлом, был настоящим праведником. Разногласия касались особенностей проповеди христианства среди язычников. Апостол Павел в отличии от Иакова был настроен более открыто к иноверцам и инородцам. Но разность мнений, во-первых, не имела критического значения, а во-вторых, оказалась делом прошлым, Иаков погиб. И кончина его, как верно отметил Павел, это кончина мученика. Но только Иаковом Церковь не ограничивается. И главным пастырем Церкви является Господь Иисус Христос. А Он щедро наделяет мудростью, силами, вдохновением пастырей, готовых служить делу проповеди Евангелия, созидания общины Христовой.
Потому Павел призывает своих читателей не падать духом, но иметь надежду на Бога. И Тот обязательно придёт на помощь. Как пришёл Он на помощь к Сыну Своему, Который воскрес из мёртвых не только по собственному стремлению, но по благодатной воле всей Святой Троицы. Интересно, что послание к евреям было написано Павлом в условиях тюремного заключения. Апостола гонители Церкви лишили свободы и добивались его казни.
Удивительно, но Павел совершенно не унывает. Он, конечно, был бы не против продолжить своё служение Церкви. Но, во-первых, святой прекрасно понимал, что всё в руках Божиих, и Богу нужно доверять. А, во-вторых, Павел ясно осознавал, что и на нём, Павле, что называется, свет клином не сошёлся. И Церковь продолжит жить и после его смерти, которая рано или поздно, но обязательно наступит. А потому главное, о чём стоит позаботиться, состоит в следующем — подготовить достойную смену, зажечь огонь веры в сердцах нового поколения пастырей. Чтобы было кому продолжить дело созидания общины Христовой, проповедовать Евангелие и тем, кто в Церкви, и тем, кто пока к Ней не присоединился.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем монахам Михайло-Архангельского монастыря обрести постоянный кров
Михайло-Архангельский мужской монастырь в городе Юрьев-Польский Владимирской области — один из древнейших в России, основан в XIII веке. За свою долгую историю обитель пережила несколько периодов опустошений и возрождений. В советские годы её и вовсе закрыли. Однако здания и храмы сохранились до наших дней.
Монастырская жизнь возобновилась здесь с 2006 года. Но пока она не может быть полноценной. Уже много лет часть помещений обители принадлежит музею, в частности братский корпус. Из-за этого на территории нет места для проживания монахов. Сейчас их 5 человек, вместе они вынуждены снимать комнаты в ближайшей гостинице и приезжать в монастырь на службы. В такой ситуации обитель не может развиваться и тем более принимать новых послушников.
«Мы с тяжёлым сердцем вынуждены отказывать тем, кто желает поступить к нам в Михайло-Архангельский монастырь, поскольку не имеем возможности их разместить», — рассказывает иеромонах Софроний.
Чтобы исправить ситуацию, братия приняла решение обзавестись собственным жильём. «Добрые люди помогли нам купить двухэтажный дом конца XIX века на окраине города Юрьев-ПОльский. И всё бы хорошо, но старое здание нуждается в серьёзном ремонте. И только своими силами нам здесь не обойтись», — продолжает отец СофрОний.
Изначально старинный дом находился в аварийном состоянии. Но сегодня он понемногу оживает. В будущем братском корпусе вовсю идут ремонтные работы. Чтобы удалось завершить их как можно скорее, монастырю необходима помощь в покупке стройматериалов и не только. Если вы хотите узнать подробную информацию и поддержать обитель финансово, переходите на сайт Михайло-Архангельского мужского монастыря.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Образы святости в романе «Идиот». Протоиерей Павел Карташев
У нас в гостях был настоятель Преображенского храма села Большие Вязёмы Одинцовского района протоиерей Павел Карташёв.
Разговор шел об образах святости в романе Федора Михайловича Достоевского «Идиот», стоит ли искать в князе Мышкине черты Христа, и как с различными проявлениями святости сталкиваются герои романа.
Этой беседой мы продолжаем цикл программ об образах святости в русской литературе.
Первая беседа была с Ириной Мелентьевой об образах святых в древнерусских произведениях.
Вторая беседа была с протоиереем Павлом Карташевым об образах святости в «Капитанской дочке».
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер