В книжном магазине всегда бывает трудно пройти мимо полки с произведениями о Великой Отечественной войне, не задержавшись, и хотя бы не перелистав некоторые из них: ведь тема эта навсегда останется священной, животрепещущей. А мимо военного сборника издательства «Никея» под названием «Это мы, Господи», пройти не то, что трудно, а решительно невозможно: о том, что эта книга – особенная, красноречиво свидетельствует уже её необычный внешний вид.
Обложка из грубого, с тёмными пятнами, словно сохранившегося с тех грозовых лет, картона; а под ней – имена, перед которыми невольно склоняешь голову, и которые говорят сами за себя. Даниил Гранин, Константин Воробьёв, Василь Быков, Виктор Астафьев, Александр Солженицын – писатели-фронтовики, прошедшие войну, и оставившие о ней ни с чем не сравнимые, пронзительные и исповедальные воспоминания в своих художественных произведениях.
Впрочем, «воспоминания о войне» - пожалуй, слишком обобщённая характеристика для тех повестей и рассказов, которые вошли в книгу «Это мы, Господи». Ведь их особенность и необычность - еще и в том, что, несмотря на именитость и известность авторов, произведения эти в советские годы, да и долге время спустя, либо публиковались с большим трудом, либо не публиковались вовсе. Ибо в своей глубинной сути все они содержали не слишком, по мнению пропаганды, подходящую к образу советского солдата. жажду жизни!
А ведь это совсем не тот отчаянный, животный страх за жизнь, который заставлял многих пленных становится полицаями и надзирателями, вовсе нет! Молодой лейтенант Сергей Костров – герой повести Константина Воробьёва, по заглавию которой назван весь сборник, очень хочет жить, но не идёт на сделку, а бежит из плена – бежит на обмороженных ногах, бежит снова и снова, потому что готов умереть за родную землю только в бою; потому что, несмотря на почерневшее лицо и седину, ему всего двадцать три, и надежду остаться в живых у него никто не имеет права отнять. И повесть эта, кстати, во многом автобиографична.
Как, впрочем, и все произведения в этом сборнике. Как рассказ Виктора Астафьева «Мелодия Чайковского», в котором насквозь прозябшего, неделями уже не вылезавшего из промокшей одежды и обуви солдата возрождает к жизни чудесная музыка.
Говорят, в окопах не бывает атеистов. Герои произведений сборника своей искренней верой в Бога посреди смерти и ада войны ещё раз доказывают это. Их крик «Это мы, Господи!» выражает мольбу и надежду.
С вами была программа «Литературный навигатор» и ее ведущая Анна Шепелёва. Держитесь правильного литературного курса!
Чай с липой

Фото: Trần Toàn / Unsplash
Липовая аллея в глубине старого парка по утрам всегда пуста. Я люблю приходить сюда, когда липа цветёт, и наполняет воздух сладким, медовым ароматом. Но сегодня я, кажется, не один — чуть поодаль, в стороне от дорожки, пожилая женщина обрывает липовый цвет. С нижних веток почти все цветки уже сорвали другие. Старушка прыгает, пытаясь добраться повыше. Упругие ветки липы не поддаются, и вырываются из её рук, оставляя только большие, шершавые листья. Я прохожу мимо, но почему-то всё время оглядываюсь. Маленькая фигурка вдалеке всё подпрыгивает... И вдруг меня осеняет: я ведь могу ей помочь! В рюкзаке есть пакет. Рост у меня подходящий.
Спешу к женщине. Говорю:
— Бабушка, посидите на скамейке, а я нарву вам липы!
Она всплеснула руками от неожиданности, и лицо её расцвело благодарной, доброй улыбкой. Справился я быстро. И когда протянул старушке большой, пахнущий мёдом, пакет, она снова улыбнулась — светло и счастливо. А потом, словно старые друзья, мы сидели с ней на лавочке под деревом, и она рассказывала мне рецепт самого вкусного в мире липового чая.
С тех пор я полюбил чай с липой. Он напоминает мне тот день, когда я почувствовал счастье просто от того, что кому-то помог.
Текст Анна Покровская читает Дмитрий Певцов
Все выпуски программы Утро в прозе
Тёплая снежинка

Фото: micheile henderson / Unsplash
Дочка с самого утра не отстаёт: «Мама, давай вырезать снежинки!». Это её недавно в детском саду научили. А мне некогда, перед Новым годом дел невпроворот! Но дочь ходит за мной по пятам, и я сдаюсь. Достаю бумагу, маленькие ножницы, и мы садимся за стол. Когда же я последний раз вырезала снежинки? Наверно, ещё в школе. И вот обычная бумага в моих руках превращается в тонкое белое кружево. Вьются причудливые узоры, и, словно нежные крылья бабочки, невесомая снежинка падает на стол. Смотрю на дочь. Она сосредоточенно работает ножницами, и, кажется, не замечает ничего вокруг. Наконец, готово! Дочка, затаив дыхание, разворачивает свою снежинку. Смеётся, хлопает в ладоши от радости. И пусть узор на этой снежинке простоват и не слишком тонок, я точно знаю: она самая красивая, самая лучшая! Потому что сделана с любовью. Я приклею дочкину снежинку на окно, на самое видное место. И в самый сильный мороз при взгляде на неё мне будет тепло.
Текст Анна Покровская читает Арина Кирсанова
Все выпуски программы Утро в прозе
Снежок

Фото: Ben White / Unsplash
Последние рабочие дни перед Новым годом — настоящее испытание. Столько всего нужно успеть! На работе — аврал. Отчёты, совещания... Кажется, что за эти несколько дней придётся сделать больше, чем за целый год! Я иду на работу от холода высоко подняв воротник пальто, и думаю о том, что даже настроения праздничного у меня нет, хотя до Нового года осталось всего ничего... Вдруг я почувствовал мягкий удар. Это снежок! На пальто от него белый след остался! Оглядываюсь по сторонам. И замечаю невдалеке мальчика лет пяти. Смотрит на меня с довольным видом и отряхивает с варежек снег. Я невольно улыбаюсь. Вот хулиган! Наклоняюсь, загребаю рукой горсть влажного, липкого снега, скатываю шарик и мягко бросаю его в мальчишку. Он взрывается смехом, хлопает в ладоши, и в ответ отправляет в меня сразу несколько снежков! Я не сдаюсь: хочешь снежную битву? Вот тебе ещё! И ещё!
Я играл в снежки! Не замечал недоумённые взгляды прохожих, не чувствовал холодного ветра. Мне было тепло! Отчёты и совещания уже больше не пугали. А когда мы с мальчиком разошлись, весело помахав друг другу на прощание, я ощущал себя другим человеком. Едва ли не вприпрыжку бежал в офис, и думал о том, как много может изменить самый обычный, в шутку брошенный в тебя ребёнком снежок.
Текст Анна Покровская читает Александр Рыхлов
Все выпуски программы Утро в прозе