В книжном магазине всегда бывает трудно пройти мимо полки с произведениями о Великой Отечественной войне, не задержавшись, и хотя бы не перелистав некоторые из них: ведь тема эта навсегда останется священной, животрепещущей. А мимо военного сборника издательства «Никея» под названием «Это мы, Господи», пройти не то, что трудно, а решительно невозможно: о том, что эта книга – особенная, красноречиво свидетельствует уже её необычный внешний вид.
Обложка из грубого, с тёмными пятнами, словно сохранившегося с тех грозовых лет, картона; а под ней – имена, перед которыми невольно склоняешь голову, и которые говорят сами за себя. Даниил Гранин, Константин Воробьёв, Василь Быков, Виктор Астафьев, Александр Солженицын – писатели-фронтовики, прошедшие войну, и оставившие о ней ни с чем не сравнимые, пронзительные и исповедальные воспоминания в своих художественных произведениях.
Впрочем, «воспоминания о войне» - пожалуй, слишком обобщённая характеристика для тех повестей и рассказов, которые вошли в книгу «Это мы, Господи». Ведь их особенность и необычность - еще и в том, что, несмотря на именитость и известность авторов, произведения эти в советские годы, да и долге время спустя, либо публиковались с большим трудом, либо не публиковались вовсе. Ибо в своей глубинной сути все они содержали не слишком, по мнению пропаганды, подходящую к образу советского солдата. жажду жизни!
А ведь это совсем не тот отчаянный, животный страх за жизнь, который заставлял многих пленных становится полицаями и надзирателями, вовсе нет! Молодой лейтенант Сергей Костров – герой повести Константина Воробьёва, по заглавию которой назван весь сборник, очень хочет жить, но не идёт на сделку, а бежит из плена – бежит на обмороженных ногах, бежит снова и снова, потому что готов умереть за родную землю только в бою; потому что, несмотря на почерневшее лицо и седину, ему всего двадцать три, и надежду остаться в живых у него никто не имеет права отнять. И повесть эта, кстати, во многом автобиографична.
Как, впрочем, и все произведения в этом сборнике. Как рассказ Виктора Астафьева «Мелодия Чайковского», в котором насквозь прозябшего, неделями уже не вылезавшего из промокшей одежды и обуви солдата возрождает к жизни чудесная музыка.
Говорят, в окопах не бывает атеистов. Герои произведений сборника своей искренней верой в Бога посреди смерти и ада войны ещё раз доказывают это. Их крик «Это мы, Господи!» выражает мольбу и надежду.
С вами была программа «Литературный навигатор» и ее ведущая Анна Шепелёва. Держитесь правильного литературного курса!
Бесплодная смоковница
В Великий понедельник на богослужении читается отрывок из Евангелия о бесплодной смоковнице.
Это случилось утром, в Великий Понедельник. Христос с учениками направлялся в Иерусалим. По дороге он увидел смоковницу, так раньше называли фиговое дерево, инжир. Иисус попытался найти среди листьев плоды, но когда ничего не обнаружил, то сказал дереву: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек». И смоковница тотчас засохла.
Апостолы удивились чуду. Тогда Иисус ответил ученикам: «если будете иметь веру и не усомнитесь,.. если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите».
В то время глубокий разговор обычно вёлся на языке притч, иносказаний. История со смоковницей — это тоже своего рода притча. Евангелист Марк особо отмечает — в это время года инжир не плодоносил, было слишком рано, поэтому очевидно, что Христос не в буквальном смысле ждал от дерева плодов. Что же символизирует эта история, помимо сказанного прямо — что истинная вера способна творить чудеса?
Есть ещё одна притча о смоковнице, Христос рассказывал её ученикам примерно за полгода до Своей последней Пасхи.
«Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу; и пришел искать плода на ней, и не нашел. И сказал виноградарю: «вот я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице, и не нахожу; сруби ее: на что она землю занимает?» Но он сказал ему в ответ: «господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее... : не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее».
Это иносказание было вполне понятно современникам Иисуса. С ветхозаветных времён символы Израиля — виноград и смоковница. Очевидно, что хозяин виноградника — Бог-Отец, виноградарь — Сын Божий. Богоизбранному народу было дано откровение о приходе Спасителя. Три года как сбылись пророчества и к народу Израиля вышел с проповедью долгожданный Мессия. Но люди ждали избавления от власти язычников, Рима, а не избавления от власти греха. Большинство не узнало и не приняло Христа, его проповедь о покаянии и спасении. Плод от смоковницы так и не вызрел.
На пороге крестных страданий, Спаситель каждый день оплакивал судьбу Израиля. Но люди сами вольны делать свой выбор. Христос на примере иссохшей смоковницы показал, к чему этот выбор может привести. Этот случай называют «проклятием смоковницы», но в этом проклятии не было злости, ярости. Господь стремился предотвратить надвигающуюся трагедию.
Но история бесплодной смоковницы — не только пророчество о судьбах Израиля. Сын Божий обращается ко всем нам: а где плоды вашей веры? Что скрывается за словами о любви к ближнему, о деятельном раскаянии, об исправлении своей жизни? Ведь теперь вся Церковь Христова, все мы — это то древо, которое пестует Господь.
Все выпуски программы Встречаем Пасху
29 апреля. О вере и молитве
В 21-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите».
О вере и молитве, — священник Максим Пустовый.
29 апреля. О богослужениях недели
Сегодня 29 апреля. Начало страстной седмицы.
О богослужениях недели, — протоиерей Андрей Ефанов.