Недавно один мой друг огорошил меня вопросом: может ли христианин есть свинину? Я впал в ступор. Потому что за семь лет жизни в Церкви НИ РАЗУ об этом не задумывался. Ни разу. «А откуда возник вопрос-то?» — спрашиваю. «Понимаешь, — отвечает он, — в Писании есть несколько мест, которые противоречат друг другу в этом вопросе…»Мне стало стыдно. Я сразу представил себе своего друга, который усердно перечитывает Писание, сопоставляет отрывки и силится понять, может ли все-таки христианин есть свинину — или нет.
Но если решение какого-то вопроса упорно не вмещается в голову, может, что-то не так в условии задачки? Я долго не мог понять, что же меня смущает в самой постановке проблемы: «В Писании есть места, которые противоречат друг другу в вопросе, может ли христианин вкушать свинину».
И наконец — понял. Мой друг — протестант. А для протестантов в принципе характерно ответ на любой вопрос искать в прямой цитате из Священного Писания. А главное — протестантское учение не признает Священного Предания. То есть, той практики церковной жизни, которая из Евангелия вырастает, но существует не на бумаге, а в живом опыте людей. Этот опыт на протяжении веков передается от священника к священнику — отсюда и слово Предание. Ответ на многие трудные вопрос православные христиане ищут как раз в Предании, в советах святых отцов, в духовных наставлениях старцев. Почему? Потому что Ветхий и Новый Заветы написаны давно — в том культурном контексте, которого сегодня уже нет. Да, это вечная истина, да, это духовный идеал — и к нему нужно стремиться в любую эпоху, и конечно же, в любую эпоху есть люди — святые — которые этого идеала достигали. Но в любую эпоху возникает необходимость передать евангельскую истину на современном понятном языке. Из этого, по существу, и вырастает Священное Предание. Тот круг вопросов, который оно охватывает, показывает, что для верующих является по-настоящему важным. И я никогда не встречал изречений святых отцов о свинине. Возможно, верующих людей этот вопрос просто никогда особенно не интересовал? Есть время поста, когда не едят мясо. А уж что это за мясо, которого не едят, — так ли это важно?
Зато Священной Предание много говорит нам о другом — о покаянии, об отношении к ближним, о любви в семье, о воспитании детей, о почитании стариков — то есть, в целом о нравственности. И я уверен: если есть интерес к теме свинины, его, конечно же, нужно удовлетворить. Но все-таки после того, как более важные вопросы, связанные с верой, будут для себя уже решены.
«Святые отцы и их творения». Священник Евгений Шилов
Гостем программы «Светлый вечер» был клирик храма святого великомученика Георгия Победоносца в Коптеве, доцент кафедры аксиологических проблем и религиозной мысли РГСУ, преподаватель Московской духовной академии священник Евгений Шилов.
Тема выпуска — древние отцы Церкви: зачем читать их сегодня, как они формировали христианское вероучение и почему их труды остаются живыми и актуальными. Отец Евгений говорит о мужах апостольских и первых апологетах, о восточных и западных отцах — от Василия Великого и Григория Богослова до блаженного Августина.
Гость подчёркивает, что центр всей святоотеческой мысли — Христос: приближаясь к Нему, человек познаёт самого себя. Он советует начинать знакомство с творениями святых отцов с изучения истории Церкви, а затем выбирать тех авторов, чьи тексты ближе сердцу, читая их с рассуждением и вниманием к адресатам.
Чтение святых отцов, отмечает отец Евгений, помогает почувствовать единство Церкви всех времён и ведёт к главной цели христианской жизни — приближению ко Христу.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь в Курске». Ольга Нарыкова
Гостьей программы «Делатели» была координатор церковного центра помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям в Курске Ольга Нарыкова.
Разговор посвящён истории создания центра при Свято-Троицком монастыре в Курске. В первые дни самой главной задачей было накормить людей и дать им кров. Постепенно помощь стала более адресной: к продуктам и вещам добавились лекарства, медицинское сопровождение, юридические консультации, поддержка пожилых и работа с детьми.
Ольга Нарыкова делится опытом координации добровольцев и говорит о том, что сегодня особенно нужны помощники для одиноких стариков — просто прийти, помыть, приготовить, убрать. Даже несколько часов внимания могут стать настоящей поддержкой.
Отдельная тема беседы — сотрудничество с инклюзивным центром «Дышим вместе», где помогают детям с особенностями развития и дают мамам возможность немного передохнуть.
Ведущий напоминает, что присоединиться к помощи можно и через пожертвования, и через волонтёрство: каждый вклад становится важным делом милосердия.
Все выпуски программы Делатели
Как Топор в лес ходил

Фото: Nico Knaack / Unsplash
Однажды увидел Топор, что хозяин не запер сарай, да и в лес убежал. Идёт он по тропинке: топорищем поигрывает, Обухом постукивает, лезвием поблёскивает. Разыгрался Топор не на шутку: с кочки на кочку прыгнет — сосенку затешет, в ложбинку сбежит — осину подрубит, на пригорок поднимется — ель заденет. Да при этом ещё и бахвалится:
— Теперь я ваш хозяин. Я самый главный в лесу. Захочу — погублю, захочу — помилую!
Росла в том лесу маленькая стройная Березка, такая красивая, что все окрестные деревья только ею и любовались. Увидел её Топор, обрадовался и грубо загоготал.
— Ха-ха-ха! Что дрожишь, тонконогая? Тебя только стукнуть разок по белому стволу — и душа вон!
Испугалась Берёзка, взмолилась:
— Не бей меня, Топор. Не губи. Я ещё только жить начинаю. Обещал на мне жениться молодой весенний дождик...
— Дождик? Не бывать этому! Не люблю я воды, — сказал Топор. — Вот что я решил: лучше я сам на тебе женюсь. А не согласишься — одним махом тебя срублю.
Качнулась Берёзка, задрожала от страха, побежали по её стволу слезы, как серебряные капельки.
— Не губи мою молодость, — прошептала она еле слышно.
Побежал Топор дальше на весь лес страх наводить. А Берёзка стала другим деревьям на свою горькую судьбу жаловаться.
— Не бывать такому грубияну женихом! Наверняка, он будет обижать нашу любимицу, — возмутился братец Дуб. — Пусть Топор сначала со мной потягается. У меня кора крепкая, как железо. Разок стукнет — поломает топорище, лишится своей хвалёной силы.
Зашумел братец Дуб всеми листьями, но Топор не стал к нему подбегать, обошёл стороной. Привык он обижать только самых слабых и беззащитных.
— Пусть Топор со мной имеет дело, и тогда он сразу своё лезвие сточит, — проскрипел дедушка Клён. — Я старый уже, почти весь высох, со мной ему точно не справиться.
Подскочил Топор к старому клёну, да так ударил по его стволу, что у того последние листья с макушки осыпались.
— Такого силой не победишь, надо найти его слабое место, — сказала тётушка Ива. — Если его не остановить, то Топор в лесу ещё много плохих дел натворит. Он сказал, что воду не любит...
Подозвала тётушка Ива к себе хулигана и стала ему выговаривать:
— Почему ты деревья без нужды рубишь? Зачем красавицу-березку до слёз обидел?
— Что хочу, то и делаю, потому я в лесу самый сильный.
А тётушка Ива не унимается:
— Почему ты дедушку Клёна — самого старого в нашем лесу — не уважаешь? Зачем осинку и сосёнку подрубил? Кто позволил тебе так себя вести?
Рассердился Топор и закричал:
— Ты ещё меня будешь учишь, скрипучая развалина?! Да я с твоими тонкими ветками в момент расправлюсь! Вот я тебя проучу!
Бросился Топор на тётушку Иву, что росла на берегу ручья, да не рассчитал. Отпружинил от её гибких веток и кувыркнулся в воду.
Может быть, он до сих пор в том ручье лежит и потихоньку ржавеет. Да и поделом такому жестокому и самонадеянному грубияну.
(по мотивам марийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки