Говоря о высоком служении священника, мало кто упоминает о служении матушки. И это неудивительно: ведь батюшку все видят, а матушка почти всегда в стороне - несёт тихонечко свой крест. Такое положение вещей расстраивало священника Глеба Каледу, жена которого - Лидия Владимировна совершала, по его словам, настоящий подвиг.
Их знакомство произошло в 1930 году. Лиде было восемь лет, Глебу девять. Завязалась дружба, которая переросла в любовь, а потом и в брак, длившийся больше сорока лет. Лида была дочерью священномученика Владимира Амбарцумова. В 1937 году его расстреляли. Не зная об этом, Лида ездила на Лубянку, пытаясь выяснить, что с папой. Глеб всегда сопровождал девушку и молился за здравие отца Владимира, которого любил с детства.
Глеб и Лида виделись каждый день. Ей тогда и в голову не приходило, что она станет женой этого серьёзного юноши. Недаром на фотографиях, подаренных Глебом Лиде в те годы, было написано: «Сестре, твой брат». Каледа заканчивал школу, когда началась война. Он ушёл на фронт, участвовал в самых кровопролитных сражениях. Лидия Владимировна вспоминала о том времени: «Прошёл он, прошагал, гвардии рядовой, всеми ухабами войны, сделал свою мужскую работу и вернулся целёшенек. Бог хранил». После Победы Глеб поступил в Московский геологоразведочный институт. Лида училась на биологическом факультете.
Их дружба вспыхнула с новой силой. Глеб бывал у Лиды дома, знакомил её со своими друзьями, но о женитьбе не думал. Мама даже сказала Лиде, что если Глеб не собирается делать ей предложение, нехорошо так часто встречаться. И в тот день, когда Лида собралась сама поговорить с Глебом, он отправил письмо своему духовному отцу, в котором спрашивал, жениться ему или стать монахом? Ответом было: «Тебя тянет пойти на церковное служение в некотором далеком будущем. Дай Бог! Лида этому не помешает». Это письмо открыло Глебу глаза. Он понял, что давно уже любит Лиду. После венчания в 1951 году, Глеб писал жене: «Родная моя! Мне хочется сказать, что я поражен огромностью и глубиной, и цельностью твоей любви, вдруг окружившей меня. В изумлении я не вижу дна её и где концы её».
После свадьбы жить молодым было негде. Пришлось снимать дачи в Подмосковье. Трудности помогала преодолевать вера в Бога. Лидия не отчаивалась даже в лютые морозы, когда заканчивались дрова, а её маленькие дети играли, сидя на столе, потому что на полу был лёд. Жизнь со временем наладилась. Появилась квартира и материальный достаток. Супруги воспитывали шестерых детей. Весь быт взяла на себя Лидия Владимировна. Приучила сыновей и дочерей к труду и к тому, что они называли «православным ритмом семьи». День начинался и заканчивался молитвой. Глеб Александрович занимался с детьми Законом Божьим. По праздникам всей семьёй ходили в храм. Каждое воскресенье в доме пахло сдобой – Лидия Владимировна пекла пироги. Глеб Александрович стал доктором наук, работал в институтах, много времени провел в геологических экспедициях в Средней Азии.
Но в 1972 году Глеб Александрович мог легко всего лишиться. Это был гром среди ясного неба – уважаемый учёный, профессор стал священником. Конечно, с согласия Лидии Владимировны. Она сама сшила мужу богослужебные облачения. И пела на первой литургии. Домашний храм супруги оборудовали в своей квартире. В нём отец Глеб тайно служил 18 лет.
Глеб Александрович редко говорил о любви. Тем приятнее было супруге получить от него фотографию с надписью: «Дорогой неотделимой жене, сестре и спутнице верной, без которой иное лучшее в жизни моей было бы невозможно». Снимок сделали в 1990-ом году, а через четыре года Глеба Александровича не стало. Самый верный ему человек, его радость и поддержка – Лидия Владимировна закончила свои дни в Зачатьевском монастыре, приняв в 2008 году постриг с именем монахини Георгии.
Пасхальное богослужение
Пасхальное богослужение — самое главное в году. Самое торжественное и яркое. Оно проникнуто радостью о Воскресении Христа и победы над смертью. По традиции, служба начинается в субботу незадолго до полуночи. Ведь Христос воскрес в ночь «первого дня после субботы», как говорили тогда иудеи. Первые письменные упоминания о ночной службе на Пасху относятся к третьему веку по Рождестве Христовом, периоду жестоких гонений на христиан, когда праздник был связан для них с большой опасностью.
Сама пасхальная служба, по традиции, сложившейся в России к концу девятнадцатого века, начинается ровно в полночь заутреней и крестным ходом вокруг храма. Крестный ход — дань древней традиции, когда в эту ночь проходило крещение людей, принявших веру Христову, и после Таинства они шли в храм на литургию принять святое причастие. Он также напоминает о пути жен-мироносиц, пришедших к гробнице с погребальным маслом и увидевших, что она пуста. После крестного хода, перед тем, как войти в храм, священник возглашает «Христос воскресе!», и все верующие подхватывают радостную весть ответным возгласом «Воистину воскресе!»
В храме начинается Утреня, которая включает в себя огласительное слово Иоанна Златоуста. Текст этого «слова» глубоко проникновенен: «...Последнего и первого в этот день Господь принимает с одинаковой радостью. Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг с другом. Прилежные и ленивые — пусть одинаково чтут этот день. Постившиеся и не постившиеся — пусть все одинаково веселятся. Пусть никто в этот день Пасхи не рыдает о своём убожестве — потому что явилось общее царство. Пусть никто о грехах своих не плачет — потому что в этот день Бог дал людям Своё прощение. Пусть никто не боится смерти, всех освободила смерть Христова».
После утрени служится Литургия. Её особенность — чтение Евангелия на разных языках — на латыни, древнегреческом, английском, испанском, французском, немецком и любом другом языке в знак того, что Благая Весть Христа, Его учение обращено ко всем народам мира. Священник читает начальный фрагмент из Евангелия апостола Иоанна Богослова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог». Слово — значит Христос.
А средоточием Божественной Литургии является Евхаристия, причащение Пречистого Тела и Крови Спасителя.
И всё пасхальное богослужение — от утрени до окончания Литургии — совершается при открытых алтарных, Царских Вратах. И они не затворяются всю Светлую пасхальную Неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия.
«Да молчит всякая плоть человеча»
Великая Суббота — особенный день в церковном календаре. Заканчивается Страстная неделя и православные христиане ожидают наступления праздника Воскресения Христова. В субботу перед Пасхой мы молитвенно вспоминаем пребывание тела Христа во гробе и Его схождение душой во ад. Во времена Ветхого Завета умершие праведники не могли попасть в Царство Небесное — оно было для людей закрыто. Души всех людей после кончины отправлялись в преисподнюю. Однако праведники испытывали там меньшие мучения. После смерти на кресте Христос отправился душой во ад для того, чтобы разрушить власть дьявола над человечеством. Богослужение Великой Субботы наполнено разными по настроению песнопениями. Одни из них готовят нас к Пасхе, а потому являются радостными, предваряющими воскресение Спасителя. Другие молитвословия сочувствуют Христу, перенесшему страшные мучения и встретившему смерть лицом к лицу. Одно из главных песнопений Великой Субботы начинается со слов «Да молчит всякая плоть человеча». О его содержании рассказывает священник Антоний Борисов:
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» звучит на Литургии в момент, когда священник переносит хлеб и чашу с вином на престол — освящённый стол в центре алтаря. Это действие символизирует собой одновременно крестный путь Христа и Его погребение. Обычно считается, что распятие было самым страшным для Спасителя испытанием. Но это не совсем так. Большим мучением для Сына Божьего стала смерть и путь в ад — место, где нет Бога. Христос встретил там абсолютное одиночество. Бог перенёс муку богооставленности. Церковь, понимая, что человек не способен полностью осознать это событие, призывает нас благоговейно созерцать подвиг Христа. Хор поёт: «Да умолкнет всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом, и ни о чём земном в себе да не помышляет, ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклаться и дать Себя в пищу верным». Так выглядит первая часть песнопения «Да молчит всякая плоть человеча», которое говорит о добровольности подвига Христа. Вторая часть молитвословия приоткрывает нам завесу тайны пребывания Спасителя в аду: «Пред Ним шествуют сонмы Ангелов со всяким их начальством и властью, многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывая лица и возглашая песнь: аллилуия, аллилуия, аллилуия». Церковное предание сообщает нам, что вместе со Христом в ад пришли ангелы. Но не для того, чтобы помочь Спасителю (Он как Бог всё совершил Сам), а чтобы лично увидеть чудо победы Сына Божьего над преисподней.
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» поётся в православных храмах только на Литургии Великой Субботы. Богослужение Великой Субботы — уникально и не может быть повторено в иное время. У нас есть возможность послушать песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» в исполнении хора-ансамбля Хронос. Давайте ею воспользуемся.