Родители всегда хотят, чтобы их дети были самыми лучшими: отлично учились, все понимали, были послушными и старательными, самыми красивыми и вообще самыми-самыми. Но иногда в погоне за успехом родители забывают о том, что детей нужно воспитывать еще и в нравственных ценностях. Что хорошего в том, если ребенок станет отличником, но будет гордиться и задирать нос перед одноклассниками?
Вдова София, жившая во II веке, хорошо знала, как воспитывать детей. Не зря ее имя переводится с греческого как «премудрость». У нее было три дочери, которых она назвала Вера, Надежда и Любовь. Это важнейшие качества, которые делают из нас настоящих людей. Мудрая София верила, что если ее девочки станут следовать этим трем добродетелям, то вырастут хорошими людьми.
Мать, конечно, хотела дать детям и приличное образование. В любое время родители желают, чтобы их чада много знали и были умными. Однако в древности не было принято учить женщин. Считалось, что их дело – это приготовление пищи, уборка в доме и воспитание детей. В школы пускали только мужчин, которых настраивали на жестокую борьбу за карьеру и благосостояние.
София же еще в те времена прекрасно понимала, насколько важно быть умным и образованным, особенно женщине. Ведь на ней держится семья, а как же глупая жена сможет сохранить брак и правильно воспитать детей! По настоянию матери Вера, Надежда и Любовь прилежно учились. София сама выбирала для них книги, по которым они изучали чтение и письмо. Благодаря мудрой матери они впитывали поучительные истории и узнавали многое о том, что их окружает. София рассказывала дочкам и о законах, на которых стоит мир, о том, как сделать его лучше. Вместе с этим девочки воспринимали от нее стойкость, веру в Бога, уверенность в себе.
София старалась воспитать в дочерях в первую очередь разум. Что значат деньги, если человек не знает, как ими правильно распорядиться? Что такое богатство, когда хозяин разбрасывается им или копит в сундуках? Напыщенные вельможи никогда не принесут добра, если они думают только о себе да о том, как занять положение повыше и набить карманы. Так говорила София маленьким Вере, Надежде и Любови. А потом добавляла: умный человек всегда знает, как поступить, как не предать себя и свою веру, как помочь тем, кто рядом с тобой.
Девочки слушали маму очень внимательно и исполняли в жизни ее заветы. Не удивительно, что скоро о Вере, Надежде и Любови, об их находчивости, уме и доброте заговорил весь город. Никто не мог поверить, что такие крохотные девочки делают такие успехи. Даже император был впечатлен их способностями. А ведь им исполнилось всего 12, 10 и 9 лет!
Император попытался заставить девочек отвергнуть Бога и стать жрицами Артемиды. Но три верных сестры до конца следовали заветам матери и не предали ни свою веру, ни друг друга. Император, разозленный из-за их стойкости, велел казнить их. Через три дня на могиле детей скончалась и София, которая не выдержала разлуки с любимыми дочками…
Святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии молятся о соединении влюбленных, об исцелении болезней и рождении детей. Любой может обратиться к ним и с просьбой вразумить, как лучше воспитать ребенка. Ведь София вырастила трех дочерей, которые стали покровительницами тысяч и тысяч людей, подарили счастье множествам семей. Такими детьми могла бы гордиться любая мать.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Рим., 94 зач., VII, 1-13.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Как часто мы поступаем не по любви, а исходя из желания сделать что-то в пику другому человеку или жизни как таковой! Кому-то что-то доказать, кого-то в чём-то превзойти, за чей-то счёт самоутвердиться. И от всего перечисленного нам становится плохо, тоскливо и очень одиноко. Об этом пишет, в частности, апостол Павел в своём послании к христианам Рима. Отрывок из 7-й главы послания читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 7.
1 Разве вы не знаете, братия (ибо говорю знающим закон), что закон имеет власть над человеком, пока он жив?
2 Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества.
3 Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа.
4 Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу.
5 Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти;
6 но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве.
7 Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай.
8 Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв.
9 Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил,
10 а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти,
11 потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею.
12 Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра.
13 Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди.
Прозвучавший текст, безусловно, требует разъяснения. И с богословской, и с исторической точек зрения. Апостол Павел, принадлежа к еврейской среде, проповедовал, тем не менее, не только иудеям, но и язычникам. В задачу апостола входило объяснить и тем, и другим, в чём состоит смысл искупительной жертвы Христовой. В конечном счёте, апостол обращается к образу смерти как явления, абсолютно понятного каждому человеку. В чём же состоит значение смерти? Оно (это значение), с точки зрения Павла, не сводится исключительно к горю утраты. Смерть может проявить себя и как освобождение. Не только от каких-то общественных обязательств.
Христос, умерев и воскреснув, подаёт человеку свободу от власти мира, который во зле лежит. Христианину, верящему в бессмертие души и грядущее воскресение мёртвых, нечего бояться. Чудо Пасхи становится источником удивительной храбрости и неиссякаемой радости. А ещё Христово учение открывает для нас удивительную перспективу бытия, которую закон Моисея дать был не в состоянии. Поэтому Павел и противопоставляет Ветхий завет Евангелию, говоря, что прежняя религия была причиной тех или иных духовных бед.
Неужели Павел полагает, что закон Моисея плох? Нет. Речь об ином. Ветхий завет строится на запретах. В нём фактически не было никакой перспективы духовного возрастания, и возможности настоящего покаяния тоже не существовало. Потому даже праведники древности вынуждены были в печальном смысле смиряться перед совершёнными ошибками, не имея никакого средства избавления от греха. Искупительная жертва Христа не просто освободила людей от власти зла.
Спаситель вознёсся на Небо и не закрыл этот путь для тех, кто с ним в Таинстве Крещения соединился. Теперь важны не столько запреты и ограничения, а жертвенный, возвышенный подвиг служения любви. Любви к Богу через любовь к людям. При таком понимании ветхозаветные заповеди из вершины превращаются в фундамент, опираясь на который, мы призываемся Христом к творчеству духа. А именно — к построению в сердце обители нашей верности, жертвенной преданности Богу. И при таком подходе становится понятно, что христианское представление о святости, праведности значительно превосходит всё то, что мог бы предложить ветхозаветный закон.
И ещё один немаловажный аспект. Когда-то ветхозаветный закон представлял собой точку опоры для противостояния древнего Израиля с языческим миром. Но ко времени Христа это здоровое противостояние праведности греху прошло через обидную метаморфозу, превратившись скорее в самопревозношение и даже презрение — ветхозаветных иудеев к идолопоклонникам. Но, как известно, даже самая великая праведность без любви к Богу и людям превращается в нечто тёмное, Господу неугодное. Вот почему евангельское учение Христа Спасителя было просто необходимо — и эллинам, и иудеям. Ведь прежнее положение дел себя изжило и настало время для завета Нового — не менее чистого и принципиального, чем Ветхий, но имеющего под собой в качестве основания не гнев, но любовь.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Великая Отечественная война и танкостроение». Александр Музафаров

Гостем программы «Исторический час» был старший преподаватель Университета имени Разумовского Александр Музафаров.
Разговор шел о подвиге людей в годы Великой Отечественной войны и о развитии военной техники, в частности о танкостроении.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Великая Отечественная война и танкостроение». Александр Музафаров
- «Рюрик — загадки личности». Сергей Алексеев
- «История Киева». Сергей Алексеев
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Личная история». Наталья Дмитриевская

Гостьей программы «Вечер воскресенья» была член Общественной палаты Российской Федерации, сопредседатель международной общественной организации «Союз православных женщин», член совета фонда «Жизнь как чудо», многодетная мама Наталья Дмитриевская.
Мы говорили с нашей гостьей о ее пути к вере и о том, как в тяжелых жизненных ситуациях ей удавалось сохранять надежду на Бога и видеть во всём Его Промысел.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья