Родители всегда хотят, чтобы их дети были самыми лучшими: отлично учились, все понимали, были послушными и старательными, самыми красивыми и вообще самыми-самыми. Но иногда в погоне за успехом родители забывают о том, что детей нужно воспитывать еще и в нравственных ценностях. Что хорошего в том, если ребенок станет отличником, но будет гордиться и задирать нос перед одноклассниками?
Вдова София, жившая во II веке, хорошо знала, как воспитывать детей. Не зря ее имя переводится с греческого как «премудрость». У нее было три дочери, которых она назвала Вера, Надежда и Любовь. Это важнейшие качества, которые делают из нас настоящих людей. Мудрая София верила, что если ее девочки станут следовать этим трем добродетелям, то вырастут хорошими людьми.
Мать, конечно, хотела дать детям и приличное образование. В любое время родители желают, чтобы их чада много знали и были умными. Однако в древности не было принято учить женщин. Считалось, что их дело – это приготовление пищи, уборка в доме и воспитание детей. В школы пускали только мужчин, которых настраивали на жестокую борьбу за карьеру и благосостояние.
София же еще в те времена прекрасно понимала, насколько важно быть умным и образованным, особенно женщине. Ведь на ней держится семья, а как же глупая жена сможет сохранить брак и правильно воспитать детей! По настоянию матери Вера, Надежда и Любовь прилежно учились. София сама выбирала для них книги, по которым они изучали чтение и письмо. Благодаря мудрой матери они впитывали поучительные истории и узнавали многое о том, что их окружает. София рассказывала дочкам и о законах, на которых стоит мир, о том, как сделать его лучше. Вместе с этим девочки воспринимали от нее стойкость, веру в Бога, уверенность в себе.
София старалась воспитать в дочерях в первую очередь разум. Что значат деньги, если человек не знает, как ими правильно распорядиться? Что такое богатство, когда хозяин разбрасывается им или копит в сундуках? Напыщенные вельможи никогда не принесут добра, если они думают только о себе да о том, как занять положение повыше и набить карманы. Так говорила София маленьким Вере, Надежде и Любови. А потом добавляла: умный человек всегда знает, как поступить, как не предать себя и свою веру, как помочь тем, кто рядом с тобой.
Девочки слушали маму очень внимательно и исполняли в жизни ее заветы. Не удивительно, что скоро о Вере, Надежде и Любови, об их находчивости, уме и доброте заговорил весь город. Никто не мог поверить, что такие крохотные девочки делают такие успехи. Даже император был впечатлен их способностями. А ведь им исполнилось всего 12, 10 и 9 лет!
Император попытался заставить девочек отвергнуть Бога и стать жрицами Артемиды. Но три верных сестры до конца следовали заветам матери и не предали ни свою веру, ни друг друга. Император, разозленный из-за их стойкости, велел казнить их. Через три дня на могиле детей скончалась и София, которая не выдержала разлуки с любимыми дочками…
Святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии молятся о соединении влюбленных, об исцелении болезней и рождении детей. Любой может обратиться к ним и с просьбой вразумить, как лучше воспитать ребенка. Ведь София вырастила трех дочерей, которые стали покровительницами тысяч и тысяч людей, подарили счастье множествам семей. Такими детьми могла бы гордиться любая мать.
Соборное послание святого апостола Иакова
Иак., 54 зач., III, 1-10.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Разные виды деятельности накладывают на человека различные степени ответственности перед окружающими. Например, одно дело тихо и мирно ремонтировать обувь. Ты в данном случае отвечаешь только перед заказчиком. Совершенно иная ситуация складывается, когда ты работаешь учителем. Тут уже в твоих руках оказывается будущее — ты несёшь ответственность перед многими людьми, отвечаешь за судьбу общества. О данной теме рассуждает в отрывке из 3-й главы своего послания апостол Иаков. Этот текст читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 3.
1 Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению,
2 ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело.
3 Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их.
4 Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий;
5 так и язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает!
6 И язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны.
7 Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим,
8 а язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда.
9 Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию.
10 Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть.
Апостол Иаков, сын Иосифа Обручника от первого брака, сначала не верил в то, что его сводный брат — Иисус — это Тот самый Спаситель. И даже пытался препятствовать служению Христову. Но чудо Воскресения всё изменило. Воскресший Спаситель явился Своему сводному брату и уверил его в том, что Он и есть Мессия. Иаков не только поверил во Христа, но решил посвятить себя служению Церкви, став впоследствии первым епископом Иерусалимской Церкви.
Иаков, конечно же, прекрасно понимал, что прошлого переписать невозможно. И люди прекрасно помнят, как он ругал Господа Иисуса, обличал Его, требовал прекратить проповедовать. Испытывая чувство покаяния, первый епископ Иерусалима служил ревностно, делал всё, чтобы искупить совершённые ошибки. Иаков также осознавал, что права на ещё какие-либо промахи у него просто нет. А потому к себе относился со всей строгостью.
Призывает Иаков к сдержанности, мудрости и своих читателей. Во-первых, святой предупреждает, что далеко не всем следует соглашаться на служение учителей и проповедников христианской веры. Иногда лучше заниматься менее заметным и ответственным служением. Ведь если ты взялся других учить вере, будь добр на деле соответствовать тому, в чём иных наставляешь. А если слова и поступки твои разнятся, значит, ты сам обрёк себя на обиднейшую неудачу.
Святой призывает с ответственностью относиться к дару слова. Язык — это то, что отличает человека от иных живых существ и то, что роднит нас с нашим Творцом. Господь с помощью Слова, через Слово сотворил наш мир. Сын Божий Иисус Христос проповедовал с помощью слова Своё спасительное учение и оставил его (это учение) нам через Своих апостолов. Мы, собираясь на богослужение, приносим Богу словесную бескровную жертву нашей молитвы. Таким образом, слово оказывается важнейшим инструментом нашего освящения, мостиком, который связывает нас с реальностью Царства Небесного.
Но апостол Иаков предупреждает, что слово может стать и инструментом погибели. В особенности тогда, когда оно наполнено злобой, ненавистью, презрением. И такого способа использования дара речи вокруг нас предостаточно. Что скрывать, сегодня многие наши современники с помощью мата не ругаются, а просто разговаривают. И не в состоянии как-то иначе выразить свои мысли.
Мат — не какая-то магическая история. Это, прежде всего, оскорбление и достоинства человека, и достоинства Бога. Ведь мат оскверняет ещё одну важнейшую способность каждого из нас — возможность дарить любовь, создавать новую жизнь. И такое оскорбительное поведение, в конечном счёте, приводит к общей деградации как матерщинника, так и общества, которое решило для себя, что нет ничего страшного в осквернении себя, и речи, и жизни как таковой. И ужасно, когда бранную речь позволяют себе те, кто претендует быть учителями общества. Будем же дорожить словом — удивительным даром Божиим. Чтобы с его помощью освящать, а не губить мир вокруг нас.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Как привить ребёнку важные жизненные ценности? Об этом и многом другом узнайте в журнале «КлеверЛаб»
Команда проекта «Клевер Лаборатория» развивает уникальный ресурс — интернет-журнал «КлеверЛаб». Его задача — помочь родителям и педагогам привить детям важные жизненные ценности и сформировать в них крепкую внутреннюю опору. Над созданием материалов трудится команда детских психологов, педагогов, методистов и священников.
Для многих людей журнал «КлеверЛаб» уже стал добрым помощником не только в семейной жизни, но и в работе. Своим опытом поделилась Наталья Ивановна, заместитель директора по воспитательной работе в лицее города Фрязино Московской области: «В современном мире всё очень быстро меняется и в этом бурном потоке теряются важные для человека понятия. Чтобы сегодня объединить ребят в слаженный коллектив, нужно хорошо потрудиться. На помощь нам приходят материалы, подборки мультфильмов и заданий от журнала „КлеверЛаб“. Особенно выручают игры, которые позволяют на деле показать — что такое единство и формируют в детях такие важные понятия, как ответственность, дружба, взаимовыручка и помощь».
На страницах интернет-журнала «КлеверЛаб» вы найдёте много полезных подборок и материалов.
Этот проект создан для всех, кому небезразлично будущее детей. И чтобы он продолжал развиваться, ему важна поддержка. Любая, даже небольшая, финансовая помощь позволит редакции журнала создавать больше интересных статей. Чтобы найти проект в интернете, наберите в поисковой строке: «журнал „Клевер Лаборатория“».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святые в древнерусской литературе». Ирина Мелентьева
У нас в студии была кандидат филологических наук, доцент историко-филологического факультета Православного Свято-Тихоновского университета Ирина Мелентьева.
Разговор шел об образах святых в произведениях древнерусской литературы, какие литературные жанры существовали в период с 11 по 17 века, в чем были особенности жанра житий святых, кто были их авторы, а также в каких еще литературных памятниках появлялись образы святости.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер