Когда по телевизору показывают часы на Спасской башне Московского Кремля и они начинают отбивать время, например, в Новый год, вятчанам есть повод погордиться тем, что название башни напрямую связано с нашим городом.
История эта удивительна и заслуживает отдельного рассказа.
Почти 400 лет назад, в начале XVII века на месте нынешнего Спасского собора стояла деревянная церковь. Она находилась на окраине Хлынова. На паперти храма над входом висела икона Спаса Нерукотворного. Как вы, наверняка знаете, по преданию, эдесский царь Авгарь возжелал иметь у себя изображение Иисуса Христа. Спаситель, узнав об этом, отёр лицо большим куском ткани и на нём мгновенно запечатлелся Его лик. Во время гонений на христиан этот образ был замурован в стене и отпечатался также на скрывавшей его черепице. После перенесения в Константинополь оба чудесно запечатлённых Нерукотворных образа были скопированы и получили распространение не только в Византии, но и в славянских странах. Одна из таких копий и была обретена на Вятской земле.
Святой образ Спасителя, находясь на паперти Вятской Троицкой церкви, прославился совершающимися пред ним чудесами. Более всего известна история жителя города Хлынова Петра Палкина. Он был болен глазами, через какое-то время окончательно ослеп и в течение 3 лет ничего не видел. Точно известно, что 12 июля 1645 года, придя в Троицкую церковь, Палкин стал усердно молиться пред Спасовым образом и внезапно прозрел. Теперь свет Петру застилали только слезы радости. По его просьбе священники отслужили благодарственный молебен. Думаю, вы представляете, с какой скоростью весть об этом чуде разнеслась по окрестностям. Чудеса исцеления перед иконой продолжались и всего их было зарегистрировано 104.
Примерно через год про чудесную икону узнали в Москве. Архимандрит Новоспасского монастыря в Москве – Никон, будущий патриарх, стал хлопотать перед царём о перенесении чудесной иконы в столицу. Алексей Михайлович, посоветовавшись с патриархом Иосифом, решил перенести святыню в Москву, чтобы она стала достоянием всего православного мира.
Вятский Образ Спаса Нерукотворного был встречен в Москве, у Яузских ворот, 14 января 1647 года. Царь Алексей Михайлович сам пронёс святую икону через ворота в Кремль и поставил её в Успенском соборе. С того времени Фроловские ворота по царскому указу переименованы в Спасские, а главная башня Московского кремля стала называться Спасской.
Обратно икона, конечно же, не вернулась. Но нужно отдать должное царю Алексею Михайловичу Романову. По его указу с иконы Спаса была сделана точная копия. Эта копия была богато украшена, торжественно освящена патриархом и отправлена к нам в город. Уже на обратном пути вновь начались чудеса исцеления. Так Господь утешил скорбящих жителей города Хлынова.
Если вы внимательно прослушали мой сегодняшний рассказ, то я знаю, о чем вы подумаете, когда в очередной раз на экране телевизора увидите часы на Спасской башне Московского Кремля.
18 мая. О помощи Богородицы в борьбе с различными страстями и недугами

Сегодня 18 мая. Церковь чтит Икону Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
О помощи Богородицы в борьбе с различными страстями и недугами — священник Захарий Савельев.
Икона «Неупиваемая чаша» особенно почитается во граде Серпухове: в Высоцком мужском монастыре, который сейчас носит статус ставропигиальной обители, и во Введенской женской обители Московской митрополии находятся чудотворные списки, чудотворные образы этой иконы Божией Матери. Особенно помогает во время борьбы с грехом пьянства и наркомании.
Когда человеку плохо, эти недуги — наркомания и пьянство — приходят в жизнь человека. И вот благодаря этому образу мы можем понять, что все люди на самом деле хорошие.
И вот как преподобный Серафим Саровский говорил, что надо любить грешника и ненавидеть грех. Вот так вот и получается, что люди хотят радости, жизни, веселья, но приходят не туда, идут по скользкой дорожке.
И вот сам вид этого образа Божией Матери нам показывает истинный смысл жизни, истинную радость. А самое главное, показывает то, как Пресвятая Богородица через свой образ, через молитву искреннюю, которую мы обращаем к ней, нас милует, помогает нам, помогает нашим близким, которые страдают от этого недуга.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 мая. Об истории Балтийского флота

Сегодня 18 мая. День Балтийского флота России, праздник, ведущий свою историю со дня победы русских моряков в сражении со шведами в 1703 году.
Об истории флота — епископ Черняховский и Славский Николай.
Солдаты Преображенского и Семёновского полков на 30 шлюпках вступили в бой со шведской флотилией в устье Невы и одержали победу, взяв в плен два шведских корабля. С этой славной победой ведёт свою историю старейший в России Балтийский военно-морской флот.
В феврале 2019 года в Свято-Георгиевский морской собор города Балтийска (в этом городе сейчас находится главная база Балтийского флота) были доставлены мощи святых покровителей военного флота России: апостола Андрея Первозванного, святителя Николая Чудотворца и святого праведного Фёдора Ушакова, непобедимого адмирала, который начинал военную службу на Балтийском флоте.
Несколько лет назад я прочитал информацию об открытии памятника Фёдору Ушакову в Мордовии. Корреспондент писал о том, что он с нетерпением ожидал, кого же он увидит, когда спадет покрывало с памятника, — святого или адмирала, какое-то странное противопоставление.
На самом деле Фёдор Ушаков явил святость в своей жизни, в своём служении Отечеству, в заботе о вверенных ему людях, в милости к поверженному противнику, в заботе о мирных жителях. Победы, одержанные благодаря его таланту, он приписывал не себе, а Божьей милости и умелым действиям своих матросов. Закончив военную службу, Фёдор Ушаков удалился в Санаксарский монастырь, продолжая служить Богу и людям молитвой и постом.
Церковь прославила Фёдора Ушакова не за государственные и военные заслуги, а за то, что в центре своей жизни он ставил евангельские идеалы, следуя им в меру сил и возможностей.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 мая. О церковных музеях

Сегодня 18 мая. Международный день музеев.
О церковных музеях — священник Дионисий Сакович.
Международный день музеев отмечается ежегодно 18 мая с 1977 года по инициативе Международного совета музеев. Этот праздник призван привлечь внимание общества к роли музеев в сохранении культурного наследия и развитии межкультурного диалога.
Одной из интересных и неоднозначных тем в музейном деле является создание церковных музеев — экспозиций, расположенных в храмах, монастырях или при духовных учреждениях.
Церковные музеи имеют глубокие исторические корни. Ещё в Средние века в монастырях и соборах хранились священные реликвии, древние рукописи, иконы и произведения искусства, которые демонстрировались прихожанам и паломникам. Однако в современном понимании церковные музеи стали формироваться в XIX–XX веках, когда государство и церковь начали систематизировать сохранение культурного наследия.
Церковные музеи выполняют несколько важных функций: сохранение духовного наследия, просветительскую миссию, научную работу, миссионерство. Но при этом важно не забывать, что иконы, роспись храма, кресты и прочее — это в первую очередь не экспонаты, а великие святыни, перед которыми верующие возносят свои молитвы к Отцу Небесному и через которые Господь дает свою благодать и чудеса. У всего этого есть своя важная задача в религиозной жизни человека, своя функция. Было бы ошибкой взять икону, положить её под стекло и просто смотреть, восторгаясь красотой, но при этом даже не помыслить о том, кто на ней изображён, и не обратиться к нему с молитвенным воздыханием.
Все выпуски программы Актуальная тема