Библия говорит, что Бог нелицеприятен. Что это значит? Как отмечают психологи, мы, люди, всегда воспринимаем мир через фильтры - часть фактов мы используем для выстраивания своей картины мира, часть войдут в эту картину только с "правильными" истолкованиями, часть мы проигнорируем и будем игнорировать, даже если мы будем спотыкаться о них каждый день. Это, в какой-то мере, неизбежно - психика бы просто не смогла бы нормально функционировать, воспринимая каждый сигнал как одинаково важный. Мы также естественным образом склонны к обобщениям - если у нас возникали неприятные ситуации с двумя подряд рыжими людьми, к третьему рыжему мы отнесемся настороженно.
В ситуации конфликта мы будем склонны обелять себя и очернять другого - особенно, когда речь идёт о масштабном конфликте, в который вовлечены множество людей. В этом случае естественная склонность фильтровать данные многократно усиливается желанием проявить преданность своему племени - национальному, политическому, конфессиональному или ещё какому-нибудь. В этом случае все, что очерняет враждебное племя, тщательно собирается и помещается в центр внимания, под прожектора, человек составляет в своём сознании многотомное обвинительное заключение, которое должно послужить к обвинению врага. Любые высказывания (даже если это просто неловкие оговорки) представителей противной стороны получают самое неблагоприятное истолкование; элементы грубой и явной неправды входят в этот контекст совершенно естественно и незаметно.
С другой стороны, все грехи и преступления "своих" игнорируются, "соплеменникам" прощается все - или даже вменяется в славный подвиг ровно то, что противнику вменяется в гнусное преступление.
Люди оказываются внутри той картины мира, которую они для себя выстроили, и действуют исходя из неё - провозглашая с полной уверенностью, что Бог на их стороне, и это очевидно, ведь должен же Бог быть на стороне добра и правды!
Но Бог - это не Бог нашего племени. Бог не подвержен тем фильтрам, которым подвержены мы. Он видит наши грехи и грехи тех, кто нам не нравится, одинаково - как грехи, отвратительные в Его глазах. Бог нелицеприятен. Когда мы окажемся перед Его судом, мы увидим, что мы намеренно игнорировали ту часть правды, которая нас не устраивала - а то и намеренно лгали, чтобы выставить себя и своих в более выгодном свете.
Нам трудно посмотреть на мир как бы глазами Бога - а не глазами племени. Но мы призваны именно к этому. Это трудно и страшно - племя может посмотреть на нас косо - но это и есть вера.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема