Библия говорит, что Бог нелицеприятен. Что это значит? Как отмечают психологи, мы, люди, всегда воспринимаем мир через фильтры - часть фактов мы используем для выстраивания своей картины мира, часть войдут в эту картину только с "правильными" истолкованиями, часть мы проигнорируем и будем игнорировать, даже если мы будем спотыкаться о них каждый день. Это, в какой-то мере, неизбежно - психика бы просто не смогла бы нормально функционировать, воспринимая каждый сигнал как одинаково важный. Мы также естественным образом склонны к обобщениям - если у нас возникали неприятные ситуации с двумя подряд рыжими людьми, к третьему рыжему мы отнесемся настороженно.
В ситуации конфликта мы будем склонны обелять себя и очернять другого - особенно, когда речь идёт о масштабном конфликте, в который вовлечены множество людей. В этом случае естественная склонность фильтровать данные многократно усиливается желанием проявить преданность своему племени - национальному, политическому, конфессиональному или ещё какому-нибудь. В этом случае все, что очерняет враждебное племя, тщательно собирается и помещается в центр внимания, под прожектора, человек составляет в своём сознании многотомное обвинительное заключение, которое должно послужить к обвинению врага. Любые высказывания (даже если это просто неловкие оговорки) представителей противной стороны получают самое неблагоприятное истолкование; элементы грубой и явной неправды входят в этот контекст совершенно естественно и незаметно.
С другой стороны, все грехи и преступления "своих" игнорируются, "соплеменникам" прощается все - или даже вменяется в славный подвиг ровно то, что противнику вменяется в гнусное преступление.
Люди оказываются внутри той картины мира, которую они для себя выстроили, и действуют исходя из неё - провозглашая с полной уверенностью, что Бог на их стороне, и это очевидно, ведь должен же Бог быть на стороне добра и правды!
Но Бог - это не Бог нашего племени. Бог не подвержен тем фильтрам, которым подвержены мы. Он видит наши грехи и грехи тех, кто нам не нравится, одинаково - как грехи, отвратительные в Его глазах. Бог нелицеприятен. Когда мы окажемся перед Его судом, мы увидим, что мы намеренно игнорировали ту часть правды, которая нас не устраивала - а то и намеренно лгали, чтобы выставить себя и своих в более выгодном свете.
Нам трудно посмотреть на мир как бы глазами Бога - а не глазами племени. Но мы призваны именно к этому. Это трудно и страшно - племя может посмотреть на нас косо - но это и есть вера.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский и его мать
«Маминька — святыня моя, она для меня выше, дороже, любезнее всех людей на земле; она — первая после Бога», — писал о своей матери, Феодоре Власьевне Сергиевой, святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Будущий подвижник и чудотворец, родился 31 октября 1829 года в селе Сура Архангельской губернии. У псаломщика Ильи Михайловича Сергиева и его супруги Феодоры он был первым и долгожданным ребёнком. Мальчик появился на свет таким слабым, что родители, опасаясь за его жизнь, решили сразу же, не откладывая, окрестить малыша. Мальчика нарекли Иваном. После Таинства Крещения ребёнок вдруг порозовел, глазки его заблестели, он безмятежно улыбнулся и с тех пор пошёл на поправку.
Феодора Власьевна не отходила от сына. Укачивая маленького Ваню, она пела ему протяжные северные колыбельные и духовные стихи. А потом молилась — и Ваня засыпал под её тихий шёпот. Едва научившись ходить, Ваня всюду по пятам следовал за матерью. По утрам, крепко ухватившись за её сильную руку, он шагал в храм на Литургию. Дома, пока мама стряпала обед, тихонько сидел рядом и наблюдал, как проворно и ловко она замешивает тесто для пирогов и варит густые, ароматные щи. А когда за окнами темнело, мать зажигала масляную лампу, открывала большую, старинную книгу — Четьи-Минеи — и вслух читала жития святых. Слова выговаривала медленно, по слогам, — грамоте Феодора Власьевна обучалась недолго. И всё же именно она стала первой учительницей Вани. Когда пришло время, отец купил сыну азбуку, а мать усадила Ваню за стол и стала показывать буквы. «Долго не давалась мне эта мудрость, — вспоминал позже в своей автобиографии отец Иоанн. — Но, приученный матерью к молитве, я горячо молился Богу, чтобы Он дал мне разум. И точно пелена спала с моего ума, и я стал хорошо понимать учение».
Мать очень хотела, чтобы её сын получил хорошее образование. Когда однажды Иван обмолвился, что желал бы стать священником, Феодора Власьевна пообещала сделать всё, чтобы его мечта осуществилась. Стараниями матери, которая каждую копейку откладывала на обучение сына, в 1851 году Иван, окончив в Архангельске училище и семинарию, поступил в Петербургскую духовную академию. Именно туда пришло письмо от Феодоры Власьевны с печальным известием — скончался отец, Илья Михайлович. Потеряв кормильца, мать впала в крайнюю нужду. Чтобы поддержать её, Иван решил бросить учёбу и пойти работать. Об этом он и написал матери, а в ответ получил от неё строгий запрет покидать Академию. Ослушаться маму Иван не смел. А вскоре весьма кстати подвернулась подработка — в свободное от учёбы время Ваня стал переписывать документы. И весь свой заработок отправлял матери.
После принятия священного сана Иван, а теперь — отец Иоанн — стал служить в Андреевском соборе города Кронштадта. Вскоре о мудром, милосердном батюшке заговорили не только в Кронштадте, но и в Петербурге, а потом и по всей России. За советами и духовной поддержкой к нему обращался император Николай II. А для своей матери отец Иоанн по-прежнему оставался всё тем же любящим и послушным сыном. Он часто ездил навещать её в Архангельскую губернию. Несколько раз Феодора Власьевна приезжала к нему в Кронштадт. Об этих визитах отец Иоанн позже будет вспоминать в дневниках: «Её кроткие слова: здравствуй, дитятко, благослови, дитятко, — останутся у меня навсегда в памяти сердечной». В этих же дневниках оставит святой праведный Иоанн Кронштадтский и другие свидетельства о своей бесконечной любви к матери. На одной из страниц он напишет: «Не за красоту, не за ум, и даже не за доброе сердце, кротость и смирение уважаю и люблю я мать свою, а потому единственно, что она — моя Мать».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Благодарение Богу»
Вчера маме сделали операцию. Она, слава Богу, прошла успешно. Операция была достаточно сложная, и мы с папой и сестрой усердно молились о её успехе. В храме подали записки о здравии мамы и заказали специальный молебен, он так и называется «Чин молебного пения пред хирургическим действием». В молитве молебна я запомнила слова, в которых священник просит Бога укрепить руку хирурга.
И сегодня утром, когда мама уже могла поговорить со мной по телефону, она хвалила врача и его ювелирную работу. Мамин голос был слабым, но радостным. Она уже пошла на поправку.
И мне подумалось, что в случае какой-то нужды мы долго и усердно просим Господа о помощи. А получив просимое, спасибо Ему говорим как-то по-быстрому, коротко, наспех. А ведь благодарить Бога надо так же усердно, как и просить. Я позвала папу и сестру. Перед семейными иконами мы встали на молитву благодарить и прославлять Бога за Его милость к нашей семье.
Все выпуски программы Утро в прозе
6 мая. О тайной вере святой Мученицы Александры Римской
Сегодня 6 мая. День памяти Мученицы Александры Римской.
О тайной вере святой, — протоиерей Михаил Самохин.