В двадцатом веке на Русскую Церковь обрушились гонения, которые по своему размаху и ожесточению превзошли кровавые деяния древних врагов христианства – Нерона, Декия и Диоклетиана.
Среди тех, кто крепко стоял за веру и был готов на лишения, впоследствии стоившие ему жизни – мученик Стефан Наливайко.
Стефан Пименович Наливайко родился в 1898 году в благочестивой семье крестьян Пимена и Ефросинии в селе Константиновка Таврической губернии.
От матери он получил первые знания о Боге, благодаря ей полюбил Священное Писание и любовь к чтению духовной литературы.
С девяти лет Стефан обучался в церковно-приходской школе, а через три года продолжил получать образование в училище при Григорие-Бизюковом монастыре неподалёку от города Берислава.
В шестнадцать лет, ненадолго вернувшись домой, снова уехал. Теперь в Богородицкую обитель возле Херсона. Жил на монастырском подворье и пел в хоре. Всё свободное время юноша посвящал изучению церковного устава.
Вернувшись в родное село, Стефан устроился певчим в хор местной церкви и стал помогать отцу в ведении хозяйства.
В феврале 1917-го года Стефана Наливайко призвали в армию и отправили на Румынский фронт. В июле он попал в плен, из которого бежал.
В 1923 году уже имея жену Харитину и дочь Раису, Стефан снова покидает родные места и направляется в паломничество в Москву. Сначала посещает Данилов монастырь, потом идет в Донской.
Оказавшись среди мирян, пришедших проститься с патриаршим архидиаконом Константином Розовым на Ваганьковское кладбище, Стефан, обращается к людям, призывая и не забывать Господа в безбожное время.
Как скажут ему потом, арестовали его за агитацию против советской власти. На многочисленных допросах Стефан не признавал своей вины, а только снова и снова призывал новую власть одуматься и остановить гонения на Церковь.
В своей борьбе не оружием, а словом он видел свою миссию.
В том же 23-ем его отправляют на три года в лагерь на Соловки. После, за нежелание признать свои религиозные убеждения ошибочными, получает еще шесть лет лагерей. Теперь в Казахстане.
Последний раз Стефан возвращается в родное село в 1932 году. Занимается обустройством церковной жизни, управляет хором. Но его активная деятельность, а также нежелание вступать в колхоз не дает покоя местной власти. В 1935 году Стефана судят, а в 37-ом ссылают во Владивосток. Но затем оправдывают.
В том же 1937 году он едет к семье уже в Симферополь. Лишившись всего в родном селе, его жена и дочь переехали, чтобы начать новую жизнь. Стефан работает маляром, и по приглашению настоятеля одного из храмов города управляет хором.
В 1941 году Стефана Наливайко снова берут под арест. По доносам и лжесвидетельствам его осуждают. На материале следственного дела из тридцати трёх листов, он напишет: «Виновным себя не признаю».
Да вину так и не установили. Осудили потому, что был судим ранее. Последним местом ссылки будущего мученика стал исправительно-трудовой лагерь в Норильске.
С началом Великой Отечественной войны вести переписку с родными стало почти невозможно. И только в начале 1945-го года от Стефана пришло письмо: «До окончания моего срока остаётся три месяца. Даст Бог, и нам придется еще пожить вместе».
Не пришлось. Воин Христов – как говорил о себе Стефан на одном из многочисленных допросов – скончался в норильском лагере в 1945 году. Его дочери на запрос о судьбе отца сообщили: «Умер от голода».
По ходатайству Крымской епархии, Архиерейским собором Русской Православной Церкви в 2000-м году Стефан Наливайко был причислен к лику святых для общецерковного почитания в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.
1 сентября. О Донской иконе Богородицы

Сегодня 1 сентября. Церковь чтит Донскую икону Божией Матери.
О её истории — священник Николай Дубинин.
Удивительна икона, потому что написана она святым Феофаном Греком. Она участвовала в походе тоже святого князя Дмитрия Донского на Куликово поле. Далее Иван Грозный пришёл в Казань с этой иконой Божьей Матери, то есть она вот такая полковая икона.
И когда в конце XVI века на Москву пришёл хан Гирей, то вот на Воробьёвых горах был оплот, где русские воины с иконой — Донской иконой Божьей Матери — молились, совершали крестные ходы. Получается, что Донская икона поучаствовала в самых значимых, судьбоносных победах и сражениях.
Сегодня Донская икона Божьей Матери находится в Третьяковской галерее, однако в день её празднования её привозят в Донской монастырь, где совершается праздничное богослужение.
Важно понимать, что мы воздаём честь иконе, но поклоняемся самой Пречистой Матери Божьей. Несмотря на обилие и множество различных чудотворных икон, Богородица у нас, конечно же, одна.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 сентября. О поэте Иннокентии Анненском

Сегодня 1 сентября. В этот день в 1855 году родился поэт и драматург Иннокентий Анненский.
О значении его творчества и педагогической деятельности для русской культуры — протоиерей Артемий Владимиров.
Любители русской словесности отмечают 170-летний юбилей со дня рождения Иннокентия Фёдоровича Анненского — русского поэта, педагога, переводчика, критика, жизнь и деятельность которого связана с Царским Селом и Николаевской гимназией, где этот выпускник Московского университета преподавал многие десятилетия.
Анна Андреевна Ахматова отмечала, что скромнейший и почти безвестный при жизни поэт Иннокентий Анненский, по существу, проложил дорогу всем жанрам новой русской поэзии, оставаясь при этом несравненным по тонкости, по глубине лирического чувства, по профессионализму, глубине проникновения в смысл слов маэстро.
Один из учеников Иннокентия Анненского — Николай Гумилёв, творчество которого было куда известнее, чем у его педагога.
Нас привлекает в личности Анненского удивительное смирение и скромность, которых так не хватает нам, людям XXI столетия, особенно тем, кто со своим словом обращается к большой аудитории.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 сентября. Об истории праздника День знаний

Сегодня 1 сентября. День знаний.
Об истории праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
День знаний памятен каждому из нас: волнение детей, родителей, первые звонки, радостные лица учителей и учеников. Особенно это долгожданный день для тех, кто впервые переступает порог школы и вступает в новую, уже школьную, жизнь.
Этот праздник появился в советское время, хотя до середины 30-х годов в СССР точной даты начала учебного года не существовало. Единое начало учебного года во всех образовательных заведениях было введено 3 сентября 1935 года. Официально празднование Дня знаний 1 сентября было учреждено 15 июня 1984 года специальным правительственным указом об объявлении 1 сентября всенародным праздником — Днём знаний.
С тех пор прошло уже много десятилетий, и сегодня в России создаётся новая система школьного образования, которая должна стать наследницей всего лучшего, что было создано в нашей отечественной педагогике.
История нашей родины убедительно свидетельствует, что даже самое широкое образование, лишённое нравственного основания и правильного воспитания, может стать причиной незащищённости человека, да и всего общества, от самых разных пагубных и разрушительных влияний современного мира.
А для этого школа должна всегда иметь ориентир на ценностное воспитание учащихся, укоренённое в традициях духовной жизни нашего народа.
Все выпуски программы Актуальная тема